В то время как, по большому счету, практически каждая компания его уже использует, не всегда об этом подозревая. Например, аренда каналов связи. Или техническая поддержка. Или внедрение какого-либо проекта автоматизации.
Над аутсорсингом информационных систем или технической платформы ИТ некоторые из ИТ-руководителей не задумываются. И продолжают обслуживать свои системы большим штатом собственных инженеров.
Кроме того, время от времени практически любая компания сталкивается с проблемами информационных систем, обслуживающих их основную деятельность. Это могут быть и технические проблемы, и процессные, и финансовые, и человеческий фактор. И чем больше бизнес-процессов в компании автоматизировано, чем больше приобретено технических средств, тем больше бизнес компании попадает в зависимость от внутренней ИТ-службы. С одной стороны, это подразделение воспринимается как обслуживающее, и другие смотрят на «айтишников» (включая ИТ-директора), как на вспомогательную и не самую важную службу, «бесполезно тратящую деньги». С другой стороны, зависимость от службы ИТ настолько велика, что остановка работы основной прикладной системы способна практически полностью парализовать бизнес компании.
Конечно, в каждом конкретном случае решение находится. Беда в том, что время, за которое это решение будет принято, и вкладываемые в его реализацию финансовые средства спрогнозировать практически невозможно. А по всем странным законам жизни система «слетит» именно в момент «горячего сезона»: получения миллионного контракта или срочного письма из правительства, горящего выгодного тендера и т. п. Безусловно, «разбор полетов» будет, и инженер-стрелочник или даже CIO – «начальник вокзала» – будут строго наказаны или вообще уволены. Но ведь время не вернуть. И потерянной удачи тоже.
А выход есть! Это передача информационных систем на полный аутсорсинг. Сравните обязательства между конкретными сотрудниками и компанией, если они есть, и компанией и компанией. Какие надежнее? Бизнес компании и зарабатываемая годами репутация на рынке стоят очень дорого. А это значит, что аутсорсер внимательно «возьмет систему на обслуживание», предварительно выявит и опишет большинство значимых рисков, предложив проактивные организационные и технические меры для снижения вероятности их наступления, обеспечит устранение зависимости от персоналий. Список достоинств можно продолжать. Однако потенциально потребителя аутсорсинга интересует «а что в пассиве?». Ответ на такого рода вопрос в общем-то банален. И сам потребитель может на него ответить, после того, как ответит на вопрос
«А что важно/не важно для меня?». При этом выбор ответов ограничен – «Деньги? Сроки? Качество?». И выбрать можно только 2. Причем качество фактически уже выбрано, если вы, конечно, обратились к хорошему подрядчику.
Важны сроки и качество – будь готов платить больше. Важны стоимость и качество – будут делать не быстро, зато не дорого. Но главный выигрыш – в значительном снижении вероятности наступления значимых рисков при эксплуатации информационных систем. Внутренняя служба может оставить проблему «на потом», внешняя – никогда! И будет решать ее так, чтобы она впоследствии не повторилась.
Когда обсуждаешь с ИТ-директорами вопрос возможного аутсорсинга, в воздухе всегда витают 2 темы:«Если я найму свой персонал, я смогу загрузить его дополнительными задачами. Вы же сделаете только то, что определено договором». Ответ прост: «Да, сможете, только скорее всего не стабильно, да и не всех. Не все задачи такого рода реально нужны бизнесу. А те задачи, которые нужны, проще и быстрее решить через аутсорсера, заплатив немного дополнительных денег. И главное – не нужно удерживать свой персонал, учить его, мотивировать, избавляться от «балласта» и т. п.».
Второй вопрос тоже типи-чен: «Какой же я ИТ-директор, если у меня вместо 100 инженеров несколько менеджеров, управляющих договорами аутсорсинга?» Тренд настоящего времени таков, что ИТ-директор начинает управлять не инженерным персоналом, а качеством и финансами. Фактически он становится вровень с финансовым директором или директором по качеству. Да, правильный выбор аутсорсера остается на совести ИТ-директора. Но теперь у него не 100 инженеров, а договор с ИТ-интегратором, в штате которого тысячи инженеров высокой квалификации и разных направлений. И эти ресурсы появятся практически сразу при необходимости, потому что компания-аутсорсер несет обязательства по качеству в виде конкретного соглашения об уровне обслуживания и финансовую ответственность в виде штрафных санкций по исполнению договора. Собственные ресурсы, если такая задача есть, можно ориентировать на более интересные бизнес-задачи.
Мы не затронули еще один немаловажный вопрос – стоимость. Мы рассчитываем ее на основании состава и сложности информационной системы заказчика, а также с учетом гарантии доступности для заказчика. Возможно, что стоимость покажется выше при прямом сравнении с зарплатой существующего персонала. Однако вам не стоит забывать и косвенные выплаты – налоги, премии, социальный пакет, затраты на рабочие места, работу руководителей, кадровой и хозяйственной служб, службы персонала и других подразделений, нагрузка на которые снизится.
Если у вас остались сомнения, спросите у наших специалистов. Мы поможем вам определиться с правильным выбором. Хотите посмотреть, как это работает? Приезжайте в наш Центр удаленного мониторинга, где вы сможете увидеть работу инженеров аутсорсинга.