Стандартный интерфейс Oracle Siebel позволяет выполнять широкий спектр бизнес-функций, иногда избыточный для рядового сотрудника сервисного центра. Для автоматизации работы сотрудника, чья деятельность связана с множественными контактами с конечными потребителями, мы имеем возможность разработать облегченные процессы работы в системе.
На примере внедрения системы управления программой лояльности Siebel Loyalty на базе Oracle Siebel CRM для сети «Рив Гош» мы расскажем о тех преимуществах, которые дает использование Task UI.
СПРАВКА
«Рив Гош» (Rive Gauche) — российская парфюмерно-косметическая сеть, основанная в 1995 г. В ней более 220 магазинов, чуть меньше половины — в Санкт-Петербурге и Москве, остальные раскиданы по всей территории России — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Дистрибьюторский портфель насчитывает более 60 марок — от люксовых брендов до масс-маркета.
Путь в тысячу ли начинается с первого шага
Все началось с того, что руководство компании «Рив Гош» столкнулось с необходимостью внедрения современного решения управления взаимоотношениями и лояльностью клиентов. Причинами этого стали рост бизнеса и необходимость повышения лояльности покупателей на конкурентном рынке.
Прежняя система управления лояльностью в компании, разбросанная по большому количеству исполнительных систем, имела серьезные ограничения по работе со скидками и не позволяла создавать персональные предложения для клиентов «Рив Гош».
В предложенном нами решении представители заказчика, прежде всего, хотели видеть следующий функционал:
- Возможность гибко управлять ценовыми акциями в зависимости от магазинов, регионов, типа карты и т.д.
- Автоматический расчет скидок с учетом множества различных факторов.
- Интеграцию с кассовой системой для обработки чеков, начисления и списания накопленных баллов, а также дальнейшего учета и анализа покупок клиента.
- Автоматизацию процессов управления картами лояльности.
- Оптимизацию ведения клиентской базы «Рив Гош».
- Автоматизацию проведение маркетинговых кампаний.
В качестве альтернативного решения была выбрана Oracle Siebel CRM и платформа для бизнес-анализа Oracle BI. Мы остановимся подробней на одном из пунктов, озвученных выше: на автоматизации бизнес-процессов по управлению картами лояльности. Поддержкой клиентов по вопросам, связанным с картами лояльности, занимался сервисный центр «Рив Гош». Все действия по карте, выполняемые сотрудниками, должны были фиксироваться в CRM-системе:
- Поиск клиента.
- Изменение данных о клиенте.
- Выдача карты.
- Замена карты.
- Блокировка карты.
- Изменение владельца карты.
В связи с тем, что в программе лояльности компании «Рив Гош» использовалось несколько категорий карт (стандартная, золотая и т.д.), определяющих процент скидки и размер вознаграждения, нашей команде потребовалось разработать отдельные процессы, которые были группированы по соответствующим категориям. Например, при обработке заявки клиента с золотой картой, оператору были доступны только функции, специфические для данной категории карты. Таким образом, избыточные процессы не влияли на скорость регистрации и обработки обращений.
Для автоматизации стандартного набора бизнес-функций сотрудника сервисного центра было принято решение использовать Task UI.
Приступая к проектированию интерфейса, мы стремились реализовать механизм, который позволил бы корректировать ход исполнения процесса в зависимости от типа продукта или услуги.
Таски (Task UI) представляют собой набор экранов, последовательно выстроенных в соответствии с логикой бизнес-процесса. Благодаря этому от пользователя не требуется дополнительной квалификации, а дополнительные логические проверки и система очистки данных снижают вероятность ошибки при вводе, обеспечивая качество хранимых данных в базе.
Во время использования таска оператору доступна навигация вперед и назад по экранам, при необходимости он может приостановить процесс. Приостановленные таски помещаются в папку «Входящие» с возможностью вернуться к их выполнению позже либо переназначить на другого пользователя системы. Строго заданная логика процесса в Task UI минимизирует вероятность совершения пользователями критических ошибок и не допускает злоупотребление возможностями системы, позволяя бороться с внутренним фродом.
Принципиальное отличие процесса, построенного на Siebel Task UI от базового интерфейса Siebel, — его транзакционность. Данные, которые пользователь вводит в ходе таска, хранятся во временных таблицах. Запись в базу данных происходит при завершении задачи. До этого момента все изменения не доступны другим пользователям. В случае отмены таска данные, введенные пользователем, удаляются.
Отдельным достоинством Siebel Task UI является визуальный процесс разработки, в большинстве ситуаций не требующий навыков программирования. В случае незначительной доработки логики нет необходимости в компиляции изменений и дальнейшей перезагрузке сервера (и, как следствие, недоступности системы).
Эти возможности значительно упростили поддержку существующего функционала.
Интерфейс был разработан таким образом, что в качестве точки входа для всех процессов пользователь использует таск «Поиск клиента». Система позволяет осуществлять поиск по различным параметрам: номеру карты или телефона, ФИО и т.п. После того как клиент в системе найден, можно использовать остальные таски. Представители «Рив Гош», стремясь снизить количество ошибок при работе с данными карт, запросили разработать интерфейс таким образом, чтобы оператору, работающему в данный момент с картой, были видны только таски, доступные для данной карты. Команда разработчиков предусмотрела это, создав отдельные экраны с соответствующими группами тасков, доступных на каждом из них.
В то же время на всех экранах доступна вкладка «Persistent Customer Dashboard» всех клиентов, которые обслуживались ранее, в текущей сессии взаимодействия оператора с системой. Это позволяет оператору в любой момент вернуться к карточке ранее найденного клиента, ускоряя процесс работы.
Для того чтобы отследить, когда и кто изменил данные о владельце карты или заблокировал/разблокировал карту, все операции фиксируются. При необходимости аудит позволит восстановить всю цепочку событий, а также первоначальные значения полей.
Чтобы обеспечить качество анкетных данных клиента применяли программный продукт класса Data Quality, c которым интегрирован Siebel CRM. При сохранении данных в БД, осуществляется запрос к удаленной системе для получения очищенных данных: ФИО, e-mail и телефон клиента. Если значения не будут найдены в справочнике, изменения в анкету также вноситься не будут, а сама анкета получит отметку как требующая проверки. В случае необходимости она может быть откорректирована вручную.
При вводе адресов используются справочники КЛАДР/ФИАС, что также исключает вероятность ввода несуществующего адреса.
Одна из особенностей, с которой мы столкнулись на проекте в «Рив Гош» — процесс переноса баллов с карты на карту. Предположим, клиент потерял карту и ему была выдана новая. В момент создания новой карты в системе должен произойти перенос баллов между картами. Другой пример связан с блокировкой, в этом случае баланс должен быть скорректирован для отображения баллов, накопленных непосредственно на этой карте.
Siebel Loyalty диктует такую логику: баланс карты — это сумма всех транзакций начисления минус сумма всех транзакций списаний. Все действия по изменению баланса осуществляются несколькими транзакциями, отдельными для каждого типа баллов. Только такой подход позволяет избежать ошибок при формировании баланса и попыток обмана со стороны недобросовестных участников. Для крупных ритейлеров, использующих бонусные схемы поощрений, механизмы защиты от фрода — не последняя задача, конечно. Да, для этого могут использоваться специализированные средства по информационной безопасности, но это не исключает задействование средств, включенных в систему «из коробки». Ведь намного проще предупредить преступление, чем бороться с его последствиями.
Еще одна немаловажная особенность — бонусы, начисляемые в день рождения. Этими баллами клиент может воспользоваться только в определенный, обычно очень непродолжительный период, далее баллы обнуляются. Как быть, если данные владельца карты или дата дня рождения, по каким-либо причинам, были изменены? Размер доступных бонусов должен быть рассчитан заново, исходя из новой даты. При этом может произойти такая ситуация, что за период накопления баллов клиент успел получить новую карту. Конечно, в этом случае баланс старой карты тоже должен быть учтен при расчете.
Изначально Siebel Task UI использовался для разработки интерфейсов для работы с CRM-системой сотрудников сервисного центра. Далее на нем был разработано решение для контакт-центра «Рив Гош», куда была интегрирована телефония. Теперь при поступлении входящего звонка оператор видит карточку клиента в системе. Используя таски, команда разработчиков настроила сценарии работы для обработки обращений клиентов. Сотрудники сервисного и контакт-центра получили возможность видеть всю информацию о покупателе в едином окне.
В этой статье мы коснулись лишь небольшого технического элемента того масштабного проекта по внедрению Oracle Siebel CRM и платформы Oracle BI в компании «Рив Гош». В результате внедрения этого проекта была создана единая система лояльности, охватившая магазины по всей России и несколько миллионов активных дисконтных карт. Внедренная система позволила максимально широко использовать разнообразные скидки и схемы начисления бонусов. По окончанию данного проекта количество проводимых маркетинговых акций «Рив Гош» увеличилось в 15 раз, а сотрудники сервисного и контактного центров получили возможность видеть всю информацию о клиентах в едином окне.
Если говорить непосредственно о Siebel Task UI, хотим еще раз отметить, что это удобный инструмент, позволяющий создать простой и понятный интерфейс для пользователей системы Siebel CRM, когда нет необходимости использовать широкий функциональный набор, предоставляемых CRM-системой. Если перед вами стоит задача разработать интерфейс для пользователей, чья работа построена на четко прописанных сценариях, и при этом важны точность вносимой информации и соблюдение последовательности шагов, Siebel Task UI может стать прекрасным решением данной задачи.
Максим Чугункин
Заместитель начальника Отдела проектирования Центра внедрения бизнес-систем компании «Инфосистемы Джет»
Заметка архитектора
Наша цель — создавать в CRM простые и понятные процессы. Мы пытаемся снизить количество итераций внутри процесса — каждая задача выполняет узкоспециализированную функцию. Каждый процесс доступен к выбору в рамках своего контекста (например, функция добавления новой карты доступна только в контексте клиента, а в контексте сервисных запросов доступны функции связанные с сервисными запросами). Мы придерживаемся принципа атомарности, линейности, а также своевременности процессов, т. е. не загромождаем интерфейс системы избыточными функциями. Для пользователя процесс работы выглядит как типовой wizard: он может двигаться по экранам вперед, выполнять предлагаемые действия. Процесс контролируется всплывающими подсказками и элементами контекстной помощи.
Помимо этого, мы пытаемся заложить в систему элементы управления, схожие с типовыми элементами интерфейса в планшете или телефоне, чтобы пользователи системы привычно чувствовали себя при выполнении рабочих задач.