Оценив ситуацию на рынке и проанализировав реальные потребности банков, мы пришли к выводу, что создание решения, которое будет максимально соответствовать требованиям банков, позволит нам закрыть большую часть вопросов при подготовке банковской отчетности. Это нас подтолкнуло к созданию собственной системы.
В своей разработке мы решили отойти от принципа программирования отчетных форм, заменив его возможностью гибкого моделирования под особенности регулятивных органов и потребности банков, и максимально учли ожидания клиентов, которые свелись к следующему:
- возможность контроля правильности расчетов при формировании отчетных форм;
- объединение данных всех учетных систем в едином пространстве, т.е. в Хранилище данных;
- возможность детализации данных, из которых формируется отчет;
- возможность использования Архива результатов расчета готовых отчетных форм;
- приемлемое быстродействие формирования отчетных форм;
- универсальная возможность экспорта отчетов в программы ЦБ и в Excel;
- возможность корректировки результатов готовых отчетных форм;
- возможность ручного ввода дополнительных данных в Хранилище;
- оперативная и качественная поддержка Системы формирования банковской отчетности.
После детальной проработки вышеперечисленных задач появился первый прототип решения, а потом родилась и сама Система подготовки банковской отчетности JFRS (Jet Financial Reporting System ).
Система создана для профессиональных бухгалтеров, работающих в банках РФ, и предназначена для решения следующих задач:
- формирование обязательной отчетности Банка России (в соответствии с Указаниями № 2332-У);
- формирование налоговой отчетности (в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ);
- формирование отчетов для подготовки отчетности по стандартам МСФО.
Система JFRS может работать как самостоятельно, так и в составе системы Oracle Financial Services Applications (OFSA). Это дает банкам возможность не только использовать лучшие мировые практики, заложенные в систему OFSA, но и получать отчеты по требованиям российских регуляторов.
Преимущества JFRS
Система JFRS ориентирована на конечного пользователя, поэтому подход к подготовке всех групп отчетности с единых позиций с использованием единого набора пользовательского инструментария позволит специалистам банка работать в собственном локальном пространстве при подготовке конкретной группы отчетности (обязательной/налоговой/МСФО).
Формирование моделей отчетов, а не их программирование – один из ключевых моментов нашего решения. Пользователь формирует самостоятельно и/или использует/редактирует разработанные вендором модели отчетных форм, оперируя профессиональными категориями и понятиями («Активы», «Обязательства», «Расходы», «Кредиторская Задолженность», «КтОборот» и т.д.). Как следствие, практически исключается необходимость «программирования» отчетов и обеспечивается максимальная независимость пользователя от ИТ-структур.
Необходимые средства контроля корректности сформированных отчетных форм дают возможность предусматривать внутриформенный контроль, межформенный контроль, дополнительные проверочные отчетные формы.
Немаловажным фактором является дружественный интерфейс с точки зрения профессионального пользователя в области банковской отчетности. На любом этапе работы пользователь оперирует профессиональными категориями и понятиями финансового учета на русском языке (такие как «Активы», «Обязательства», «Доходы», «ДебиторскаяЗадолженность», «ОстатокНаСчете», «ДтОборот» и т.д.).
Одним из ключевых подходов в Системе является универсальная формализованная модель отчетных форм. Она позволяет оперативно вносить изменения/дополнения в порядок формирования отчетов исключительно силами пользователя-специалиста по отчетности (без привлечения разработчика системы или ИТ-специалистов банка).
Загрузке первичных данных из учетных систем также отводится немаловажное значение, гибкие и настраиваемые пользователем средства логического контроля целостности учетных данных в хранилище позволят формировать отчеты на корректных и выверенных данных.
Для большей оперативности предусмотрена возможность совершения локальных (в рамках Хранилища) корректирующих проводок и иных корректирующих действий: обеспечивается разумная независимость лиц, ответственных за подготовку отчетности, от внешних обстоятельств. Это достигается за счет использования собственной транзакционной/корректировочной машины, предназначенной для совершения локальных корректирующих проводок по счетам плана счетов соответствующей группы отчетов (обязательной/налоговой/МСФО)непосредственно в самом хранилище. При этом «оригинальные» данные, перенесенные в хранилище из внешних учетных систем, не искажаются.
В Системе учитываются индивидуальные особенности транзакционных и иных программно-технических систем заказчика, предлагаются различные сценарии загрузки внешних данных в Хранилище.
За счет использования прогрессивных технологий Oracle достигается высокая производительность и малый объем базы данных.
Пользовательские средства настройки и обработки правил округления балансовых данных в тысячах (например, настройка списка балансовых счетов, допускающих/не допускающих округление по правилам, отличным от арифметических) позволят решить извечные вопросы, связанные с округлением вычисляемых параметров.
Между сотрудниками профильных подразделений банка имеется механизм разграничения доступа и распределения сфер ответственности.
В Системе используется планировщик заданий на автоматическую обработку отчетов. Тем самым обеспечивается автоматический запуск отчетов на исполнение в соответствии с графиком, а также рассылка готовых отчетов на заданные адреса электронной почты заинтересованных лиц.
В Системе заложен принцип акцептования и архивирования готовых отчетов с соблюдением версий как самих отчетных форм, так и результатов расчетных процедур.
Для возможности работы пользователя в привычной ему среде выполнена тесная интеграция с Microsoft Office.
Наша компания осуществляет квалифицированное и оперативное сопровождение Системы как в связи с изменениями в нормативной базе банковской отчетности, так и по поддержке новых версий системы.
Технологические основы JFRS
Сама Система разработана с использованием инструментария Oracle BI в качестве единой среды подготовки моделей отчетных форм. В качестве СУБД используется Oracle RDBMS, начиная с версии 9.2.0.8, для хранения информации используется модель данных «звезда», осуществляется секционирование таблиц фактов и сжатие таблицы фактов (см. рис.1 ).
Рис. 1. Логическая архитектура
В конечном итоге пользователь получает систему, максимально приближенную к его конечным потребностям. Банк сможет минимизировать репутационные и законодательные риски в связи с возможностью формирования недостоверной отчетности, повысить эффективность работы сотрудников по подготовке банковской отчетности, всегда получать обновленные версии Системы в связи с изменениями в нормативной базе.