Что позволит компании выжить и преуспеть в цифровую эпоху? Ключевые спикеры конференции постарались помочь найти ответ на этот вопрос.
Корпоративная стратегия в эпоху цифровизации
Профессор бизнес-школы IMD Майк Уэйд обратил внимание аудитории на то обстоятельство, что несмотря на множество цифровых активностей на рынке, большинство из них плохо организованы. Наблюдается существенный разрыв между темпами изменения технологий и изменения компаний. Об этом, в частности, говорят данные исследования Digital Vortex («Вихрь цифровизации»).
Рис. 1. Насколько существенным является воздействие цифровизации на вашу компанию?
К сожалению, большинство организаций не готовы перестраиваться и извлекать пользу из цифровых преобразований.
Рис. 2. Реакция организаций на цифровую трансформацию
Какой же должна быть стратегия компании в эпоху цифровизации?
Традиционно построение стратегии развития компании выглядит так: определение текущего состояния, целевого состояния и разработка плана перехода от первого ко второму. В нынешних условиях стратегия в таком виде уже не работает, поскольку целевое состояние компании может меняться, и не всегда можно предсказать, каким оно будет видеться завтра. В зависимости от рыночной ситуации, доступных технологий, поведения конкурентов и пр. современная компания меняет свои бизнес-модели, выходит на новые для себя сегменты рынка, разрабатывает новые продукты и сервисы. Иными словами, приходится менять курс развития, и надо уметь делать это быстро. Поэтому важнейшее свойство компании, которая стремится преуспеть – адаптивность (Agility).
Глобальный центр цифровизации бизнеса выделяет три составляющие адаптивности – направления, в которых должна двигаться компания, чтобы стать успешной на рынке.
Первая – гиперосведомленность (Hyperawarenwss): нужно стремиться как можно лучше знать, что происходит как в своей отрасли, так и за ее пределами. Для этого требуется собирать и анализировать максимум доступной информации, причем не только из официальных отчетов. Быть осведомленным нужно и о том, что происходит внутри самой организации, каков настрой сотрудников. Неплохой инструмент для этого – анонимная обратная связь. А также технологии, позволяющие отслеживать перемещения и активности сотрудников – в физической и цифровой среде.
Вторая – принятие решений на основе информированности. Чем больше информации принято в расчет, тем точнее можно сделать выбор из возможных вариантов. На практике многие компании собирают данные, но используют лишь небольшую их часть.
Третья составляющая – оперативность исполнения принятых решений, воплощения их в практику. Это условие быстрого движения компании к намеченной цели. Сегодня это хорошо получается у китайских компаний.
Рис. 3. Адаптивность цифрового бизнеса
Чтобы стать адаптивной, компания должна меняться. Цифровая трансформация – непростая задача. Процесс должен охватывать компанию целиком – не только ИТ, но и оргструктуру, процессы, сотрудников, партнеров и т.д. Трансформироваться должны все элементы организации, задействованные в цепочке создания стоимости.
Глобальный центр цифровизации бизнеса разработал схему, помогающую компаниям наметить план трансформации. Она получила название «пианино цифровизации» (Digitization Piano).
Рис. 4. Digitization Piano
Оценив существующую и необходимую степень адаптивности каждого элемента цепочки создания стоимости и каждой группы элементов по критериям осведомленности, информированности при принятия решений и быстроты исполнения, компания может создать план повышения адаптивности компании в целом. Не обязательно цифровизировать все элементы сразу, начать можно с наиболее значимых. Образно говоря, не нужно играть на всех клавишах одновременно, но нужно уметь играть на любой.
Готовность к изменениям
О том, какой вклад вносят технологии Cisco в обеспечение адаптивности предприятий рассказал Майкл Гэнзер, старший вице-президент Cisco по работе в Центральной и Восточной Европе, России/СНГ. В фокусе внимания вендора – сеть, способная динамически реагировать на потребности бизнеса с соблюдением требований безопасности.
Рис. 4. Сети большинства компаний пока не готовы к поддержке стратегии цифровизации
Основные сложности, с которыми сталкиваются компании при переходе к цифровому бизнесу – это скорость изменений и возрастание рисков кибератак.
Пересматривая существующие сетевые схемы, Cisco предлагает новую архитектуру цифровых сетей – Cisco DNA (Digital Network Architecture), которая меняет принципы построения и управления сетями. В прежней парадигме построения сетей акцент делался на аппаратных решениях, и каждое изменение требовало кропотливых ручных настроек. Cisco DNA включает в себя интегрированное сетевое ПО, охватывающее функции виртуализации, автоматизации, управления сервисами, безопасности и аналитики.
Например, для автоматизации процессов в корпоративной сетевой инфраструктуре используется решение Cisco APIC-EM (Application Policy Infrastructure Controller – Enterprise Module) – SDN-контроллер для корпоративной сети, который позволяет сократить время настройки сетевых функций с нескольких месяцев до нескольких минут.
Для обеспечения информационной и сетевой безопасности в Cisco DNA интегрированы такие решения, как Cisco ISE (платформа управления политиками) и Cisco Stealthwatch (мониторинг и анализ безопасности в масштабе все сети). Все программные и аппаратные компоненты сети оснащены специализированными средствами контроля доступа и обнаружения угроз; в сочетании с аналитическими механизмами это делает сеть саму по себе средством обеспечения информационной безопасности – за счет повышения прозрачности происходящих в сети процессов и возможности контроля. Комбинация DNA с дополнительными средствами защиты Cisco, такими как NGFW Firepower, позволяет обеспечить раннее обнаружение кибератак – по результатам тестов, 67% атак выявляются в течение первой минуты, а в течение трех минут – 91,8% атак.
Цифровизация – здесь!
Цифровизация бизнеса – тренд, который реализуется на практике, в том числе, в нашей стране. Об этом говорили участники панельной дискуссии «Цифровизация: российский опыт».
Андрей Глызов (Сбербанк) указал на тенденцию конвергенции ИТ и бизнеса: сегодня уже трудно отделить одно от другого. Он также отметил роль технологий искусственного интеллекта, а также напомнил о подходе «Сбербанка», получившим название «Сберджайл» (Sbergile) – он направлен на быстрое получение бизнес-результата за счет правильного построения команды и процессов работы.
Владислав Беляев (ГК «Черкизово») сообщил, что предприятие держит курс на объединение производственных и информационных систем, поскольку этого требует сама логика бизнеса.
Роман Ершов (Московский центр технологической модернизации образования) напомнил о ряде инициатив в рамках развития электронных школ.
Но говоря о преимуществах цифровизации, не лишним будет отметить один из тезисов Майкла Гэнзера: компании, далеко продвинувшиеся по пути цифровизации бизнеса и автоматизирующие внутренние процессы, подчас забывают о самом главном – клиентах. Удобство и своевременность клиентских сервисов – важнейший фактор успешности бизнеса. Значение решений, которые улучшают пользовательский опыт, трудно переоценить. На стенде компании «Инфосистемы Джет», развернутом на Cisco Connect в рамках выставки, участники мероприятия могли познакомиться с решением Jet Toolbar. Решение интегрировано с платформой Cisco CMX и представляет собой инструмент персональной коммуникации с мобильными пользователями Wi-Fi сети. С его помощью организация может целенаправленно предоставлять клиентам информацию, которая им интересна, причем в нужный момент и в нужном месте.