Data Мining – сито для данных
Программное обеспечение Программное обеспечение

В современном бизнесе, когда компании за годы работы накопили огромные массивы данных, чаще всего носящих довольно хаотичный характер, стандартных средств генерации отчетов уже не достаточно

Главная>Программное обеспечение>Data Мining – сито для данных
Программное обеспечение Тема номера

Data Мining – сито для данных

Дата публикации:
12.03.2013
Посетителей:
196
Просмотров:
156
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Александр Афанасьев В прошлом - консультант BI Центра программных решений компании "Инфосистемы Джет"
В современном бизнесе, когда компании за годы работы накопили огромные массивы данных, чаще всего носящих довольно хаотичный характер, стандартных средств генерации отчетов уже не достаточно. Возникает известный парадокс: чем больше сведений о предметной области бизнеса накапливается, тем сложнее и дольше эффективно анализировать их и получать значимые выводы и результаты. Тем не менее эти сведения содержат много полезной информации, которую можно и нужно использовать для оптимизации бизнес-процессов и улучшения качества работы компании. Для этого требуется обобщить прошлый опыт, найти закономерности, извлечь правила и применить эти знания в процессе управления. Поэтому здесь нужны механизмы построения аналитических моделей, способные находить нетривиальные и, на первый взгляд, неочевидные закономерности в больших объемах данных. Одним словом, необходимы системы Data Mining (DM).

 

 

Data Mining (добыча знаний) – это процесс поиска корреляций, тенденций, взаимосвязей и закономерностей посредством различных математических и статистических алгоритмов: кластеризации, создания субвыборок, регрессионного, корреляционного анализа, анализа временных рядов. Цель этого поиска – представить данные в виде, четко отражающем бизнес-процессы, а также построить модель, при помощи которой можно прогнозировать процессы, критичные для планирования бизнеса (например, динамику спроса на те или иные товары или услуги, зависимость их приобретения от характеристик потребителя и т.д.).

Авторы

Применение DM имеет смысл при наличии довольно большого количества данных, находящихся в корпоративном хранилище (КХД). Данные в КХД представляют собой постоянно пополняемый набор, унифицированный и единый для всего предприятия и позволяющий воспроизвести картину его деятельности в любой период времени. Система DM «просеивает» данные («sifts» through the data), раскрывая ранее скрытую информацию. Впрочем, рынок предлагает средства Data Mining, способные выполнять поиск закономерностей, корреляций и тенденций не только в традиционных КХД, но и в других наборах предварительно обработанных статистических данных.

 

Отдача от использования инструментов Data Mining для решения бизнес-задач становится заметна довольно скоро, при этом затраты на их внедрение могут достаточно быстро окупиться. Основные области, в которых применяется DM, – это финансы, страхование, производство, телекоммуникации, электронная коммерция. Отметим, что Data Mining целесообразно применять везде, где наличествует большое количество данных. В этой статье мы не стремимся охватить все возможные сферы, остановимся лишь на нескольких жизненных примерах.

 

Определение кредитоспособности клиента

 

С помощью методов DM может быть решена задача классификации – обнаружение признаков, характеризующих группы объектов исследуемого набора данных (классы). По этим признакам новый объект можно отнести к тому или иному классу. Например, в банках, страховых компаниях системы поддержки принятия решения, используя методы Data Mining, помогают выделить группы характерных неплательщиков, потенциальных потребителей услуг и т.д. Как это происходит? В основе лежит принцип выстраивания дерева принятия решений для классификации клиентов на основании их различных характеристик: возраст, уровень дохода, семейное положение и др. Таким образом, определяются основные черты той или иной группы клиентов. Далее при поступлении в компанию информации о новом клиенте будет определена его принадлежность к определенному классу (надежный/ненадежный заемщик и т.д.).

 

 

Прогнозирование объемов продаж

 

Другая задача, решение которой обеспечивают средства Data Mining, – это прогнозирование: оценка на основе особенностей исторических данных пропущенных или будущих значений целевых численных показателей. Любой торговой организации необходимо осуществлять прогнозирование объемов продаж, например, определенного товара/группы товаров на тот или иной период в будущем на основании данных о продажах в прошлом.

 

Анализ ассортимента

 

Еще одна задача – это выявление закономерностей и связей между событиями в наборе данных. Так, инструменты DM позволяют осуществлять поиск ассоциативных правил, т.е. определять часто встречающиеся наборы товаров, которые клиенты покупают единовременно.

 

Кроме перечисленных, к задачам Data Mining также относятся:

 

  • кластеризация – разбиение объектов на группы;
  • визуализация – создание графического образа анализируемых данных;
  • анализ отклонений – обнаружение и анализ данных, наиболее отличающихся от общего множества;
  • корреляция – нахождение зависимостей в наборе данных. Для их решения используются известные математические методы и алгоритмы, а также математическая статистика.

 

К методам и алгоритмам DM относятся: искусственные нейронные сети, деревья решений, символьные правила, методы ближайшего и k-ближайшего соседа, метод опорных векторов, байесовские сети, линейная регрессия, корреляционно-регрессионный анализ, иерархические методы кластерного анализа, методы поиска ассоциативных правил, в том числе алгоритм Apriori, и др.

 

Только технологии Data Mining на сегодняшний день позволяют выявить в накопленных массивах ретроспективных данных (зачастую весьма больших) скрытые закономерности, получить нетривиальные и неочевидные знания, имеющие большую практическую пользу. С помощью таких систем бизнес имеет возможность увеличить прибыль, привлечь большее количество клиентов и повысить их лояльность к компании.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня