DLP - что это и зачем это необходимо внедрять компаниям
Информационная безопасность Информационная безопасность

Как обосновать необходимость DLP-системы для бизнеса – наш опыт

Главная>Информационная безопасность>DLP – зачем нам это нужно
Информационная безопасность Тема номера

DLP – зачем нам это нужно

Дата публикации:
22.09.2015
Посетителей:
924
Просмотров:
816
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Михаил Аношин Менеджер по работе с заказчиками компании "Инфосистемы Джет"
Те из нас, кто хоть раз защищал какой-либо проект перед руководством, сталкивались с такими терминами, как «Total cost of ownership», «Return On Investment» и их русскоязычными аналогами «Совокупная стоимость владения», «Окупаемость инвестиций». И у каждого из нас могли возникнуть сложности с этими вычислениями.

  

СЕМЁН ВАСИЛЬЕВИЧ: Ты мне скажи, на какие заработки заместитель директора трикотажной фабрики отгрохал себе двухэтажный особняк?
ДИМА СЕМИЦВЕТОВ: Семен Васильевич, это его дело!
СЕМЁН ВАСИЛЬЕВИЧ: Нет, наше! Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами, живущими, на допустим, нетрудовые доходы!

 

Х.ф. «Берегись автомобиля»

Хотя если хорошенько разобраться, ничего сложного с подсчетом коэффициентов, которые эти термины обозначают, нет. Считаются по вполне определенным формулам, бери значения да подставляй. Когда речь идет о проектах по внедрению средств защиты информации, с первым термином, опять же, сложностей никаких – всегда можно с достаточно высокой точностью подсчитать, в какую копеечку влетит внедрение. В некоторых случаях даже напрягаться не придется – системные интеграторы, набившие руку на таких проектах, предоставят одну из заготовленных моделей TCO. Однако после того, как мы готовы во всех красках описать владельцам бизнеса, в какой момент и на сколько опустеют их карманы при ввязывании в «это», наступает самое время прибегнуть ко второму коэффициенту и обозначить оптимистичную финансовую отдачу или хотя бы обозримый срок окупаемости. Вот здесь и начинаются проблемы. Если это не проект по противодействию мошенничеству, то с какой-либо вменяемой уверенностью заявить о коэффициенте ROI либо трудно, либо вообще невозможно. Особенно в период финансовой нестабильности и политики тотальной экономии, когда трату каждого рубля нужно уверенно обосновывать. Антифрод-проектам повезло – еще на этапе тестирования можно выяснить, сколько денег поможет сохранить такая система.

 

Что же до проектов по защите от утечек информации, крайне сложно подсчитать «ненаступивший ущерб» в результате того, что файлу или письму не дали покинуть периметр компании. Конечно, можно говорить о № 98-ФЗ и коммерческой тайне, о соответствии требованиям регуляторов, которые, кстати говоря, в части защиты от утечек носят лишь рекомендательный характер. Можно пытаться оценить стоимость утечки через рисковую модель и т.д. Любой более-менее разбирающийся в теме держатель бюджета после выслушивания этих доводов в лучшем случае задаст уточняющий вопрос «Ну и что?».

 

Опыт многочисленных проектов позволил нам вывести определенную методологию обоснования DLP-проектов для бизнеса. Ниже мы рассмотрим несколько ее «составляющих».

 

Тебя посодют, а ты не воруй

 

Совершенно очевидно, что основным назначением систем DLP является пресечение воровства – воровства информации (намеренного или случайного) и воровства финансового (откаты, взятки, мошеннические схемы и т.д.).

 

С первым современные системы научились довольно хорошо справляться: есть достаточное количество автоматизированных средств анализа, которые выявляют среди легитимного потока информации подозрительную передачу конфиденциальных данных. Такой бенефит особенно хорошо превращается в аргумент к приобретению системы для руководства тех компаний, в которых есть место инновационным разработкам, ноу-хау и другим сведениям, представляющим коммерческую тайну, т.е. являющимся основополагающими для бизнеса. Это могут быть планы развития сети банка, разведданные нефтедобывающих компаний, маркетинговые идеи ритейл-корпораций, базы клиентов страховщиков и др. Потеря таких сведений, тем более их предумышленный вынос ставят под угрозу, как минимум, прибыль и репутацию компании.

 

Даже если в вашей компании такой информации нет, или же она за пределами организации теряет смысл, почти наверняка у вас присутствуют процедуры продажи/закупки. Ими занимаются люди, коммуникации которых стоит контролировать. Нередко результатом контроля беседы между «коллегами по цеху» являются всплывающие случаи мошенничества, сговоры и другие действия, наносящие прямой ущерб компании. Контролируя переписку с внешними людьми, можно обнаружить намеки на взятки/откаты. Все это тоже воровство, которое хоть и проявляется не так часто, как утечка информации, но тоже заслуживает отдельного внимания и может быть выявлено DLP-системой. Скорее всего, владельцы бизнеса знают о подобных возможных схемах, и в этом месте чрезмерно убеждать их не придется – необходимость контроля очевидна.

 

Бизнес – это не только деньги

 

Если нельзя выразить пользу от системы в прямых доходах (точнее, в сохранении потерь), нужно обратить внимание на другие составляющие бизнеса, не менее важные, чем финансы. Близко к ним лежит тема эффективности – использования человеческих ресурсов, исполнения прописанных бизнес-процессов. И то, и другое можно контролировать системой DLP. Контролируя одну лишь корпоративную электронную почту, DLP покажет, насколько хорошо персонал справляется со своими обязанностями – четко ли исполняются предписанные регламенты, как в целом работает бизнес-процесс, на что сотрудники тратят рабочее время, собираются ли они менять работу и т.д. Из некоторых перечисленных пунктов можно вывести экономическую составляющую. Например, набирающий популярность кейс контроля рабочего времени: все то время, что нанятый сотрудник проводит в соцсетях или тратит на просмотр видеороликов, можно умножать на его заработную плату и смело минусовать из бюджета компании. В момент экономического кризиса владельцы бизнеса как никогда заинтересованы в том, чтобы все имеющиеся ресурсы, в том числе людские, работали с максимальной эффективностью, поэтому им будет интересен подобный инструмент.

 

По причине того же кризиса важно не упасть в грязь лицом перед конкурентами на рынке и сохранить клиентов. Репутация компании и бренда сейчас ценятся очень высоко. Клиенты сегодня хотят знать, кому отдают свои деньги. Помимо фиксирования утечек информации, наносящих репутационный ущерб, DLP позволяет выявлять высказывания нелояльных сотрудников в отношении компании или её руководства. Разумеется, если сообщения с этими высказываниями отправляются из компании. Хотя для мониторинга упоминаний компании с неподконтрольных устройств тоже есть специальный продукт.

 

Ну и наконец, помимо поиска и разбора инцидентов, важен показательно-воспитательный процесс. С одной стороны, DLP позволяет обучать пользователей культуре ИБ. Либо сотрудники просто знают о мониторинге и дважды подумают перед отправкой письма с конфиденциальной информацией, либо DLP выдаст предупреждение о подозрительных действиях пользователя и запросит подтверждение. С другой стороны, при проведении периодической показательной работы с персоналом (дисциплинарные взыскания, увольнения, обнародование выговоров с занесением) желание совершать проступки у сотрудников резко убавляется. Любое руководство заинтересовано в соблюдении рабочего порядка и всеобщей дисциплине.

 

Исключительно во благо

 

Еще одним важным аспектом в подготовке к обоснованию и выполнению проекта по DLP является этап, схожий с этапом продажи товара или услуги, – работа с возражениями. Как и практически любой проект по информационной безопасности, внедрение системы защиты от утечек может вызвать множество вопросов и недоверия: «Не будет ли это мешать?», «Не встанет ли из-за этого наш бизнес?», «Будет ли пользователям так же удобно работать, как раньше?».

 

Одна часть ответов на эти вопросы напрямую зависит от схемы и области применения обсуждаемого решения. Важно показать всем заинтересованным лицам, что DLP не оказывает существенного влияния на текущую информационную среду и контролирует только то, что действительно нужно. Для этого лучше всего начинать с DLP, работающей в пассивном режиме. Можно сказать, в режиме «обучения». Система перехватывает весь положенный ей трафик, обрабатывает его и предупреждает о найденных событиях, но никаких активных действий не предпринимает. В таком режиме стоит поработать год, а лучше два. После этого приходит тот самый «аппетит во вредя еды», и владельцы бизнеса сами видят необходимость активных действий. Ведь пока система не будет установлена и не начнет работу, трудно будет показать, что именно теряет компания без неё.

 

Другая часть ответов на обозначенные вопросы относится к технической части и возможностям предполагаемой DLP: чтобы особенности технической реализации системы не мешали работе и не оказывали воздействия на инфраструктуру.

 

Допустим, нужна…, а какая?

 

После того, как в пользу DLP-системы набралось достаточно аргументов и были сняты все вопросы, важно обосновать выбор конкретного средства. Чем увереннее в системе будете вы сами, тем быстрее руководство поймет, что вами проведена серьезная предварительная работа по анализу рынка и выбору системы. Важно дать понять держателям бюджета, что это не просто очередная трата их средств, а обоснованный выбор решения, удовлетворяющего оптимальному соотношению цена/качество. Здесь можно порекомендовать активнее прислушиваться к мнениям интеграторов, которым вы доверяете. У некоторых из них за плечами опыт нескольких сотен DLP-проектов, и они готовы привести аргументированные «за» и «против» рассматриваемых систем именно в вашем случае. Помимо этого, необходимо тестирование системы. Как правило, когда компания-интегратор достаточно хорошо понимает бизнес и потребности ИБ вашей компании, она проводит успешное тестирование одного или нескольких решений. Результаты обычно значительно упрощают процесс обоснования.

 

Уверенное «итого»

 

Для успешного обоснования проекта по DLP нужно ответить на 2 основных вопроса – «Зачем нам это нужно?» и «Почему это столько стоит?». Ответ на первый вопрос кроется в понимании узких мест в части информационного обмена: воруют изобретения, уводят клиентов и т.д. Ответ на второй вопрос позволяют получить анализ рынка, выбор решения и интегратора, который будет его внедрять.

 

По нашему опыту, если есть хотя бы зародыш ответа на первый вопрос (уже случившиеся инциденты, подозрения), можно смело приступать к ответу на второй – подключать опытного интегратора, который поможет с обоснованием проекта перед бизнесом, выбором решения и последующим внедрением, прописыванием регламентов использования и сопровождением системы.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Интернет – взгляд на психологию пользователей и безопасность в организации

21-й век. Локальные конфликты, пробки и повышение цен на бензин. Люди вольно или невольно получают и обрабатывают огромные информационные потоки.

Контроль контролирующих, или Расширение возможностей DLP-систем

Если ваши сервисы работают без сбоев, можете смело их продавать. Эту несложную аксиому понимают владельцы любого бизнеса, вне зависимости от его масштаба или сферы деятельности.

DLP как сервис - маленькие радости реализации

Тематика контроля утечек конфиденциальной информации является одной из самых популярных в сфере ИБ

DLP как пазл, который должен сложиться

О практике использования DLP-решения беседуем с Алексеем Фроловым, руководителем Департамента по безопасности и режиму ПАО «Корпорация Иркут»

«Если у вас есть Щелкунчик, нужно начинать колоть орехи»

Точно так же и с DLP-системой: если она стоит в компании, нужно грамотно, по назначению ее использовать.

Волков бояться? Или все-таки в лес?

Если в компании встает вопрос о расследовании утечек информации, то, как правило, существуют те или иные признаки того, что подобная утечка вообще произошла

Заглянуть в цифровую черную дыру

При упоминании Big Data у окружающих появляется мысль о том, что речь идет о передовых технологиях, о новых невероятных возможностях для хранения, обработки и анализа данных, но так ли это на самом деле

DLP-отношения: от рабочей рутины до судебных процессов

Кто кому должен: обязанности компаний и сотрудников? Как регламентировать работу с конфиденциальной информацией? DLP-кейсы: почему компания может проиграть дело? Чек-лист: как оформлять данные из DLP для судебного разбирательства?

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня