Ведущие российские компании уже пережили этап бездумной эксплуатации техники и начали тщательно следить за состоянием оборудования. Специалисты всех уровней вполне созрели для рачительного использования вверенной им техники.
Поэтому мы говорим о том, что крупные предприятия готовы к внедрению EAM-систем. Действительно, инфраструктура в большинстве случаев построена, зрелость заказчиков в постановочном плане достигла того уровня, что они могут ставить осмысленные задачи, а у интеграторов появились необходимый опыт, собственные наработки и практика внедрения систем и взаимодействия с персоналом заказчика.
ЕАМ-система: как «выйти в люди»
Процесс внедрения ЕАМ-системы требует определенных изменений в логике работы предприятия с оборудованием. На наш взгляд, есть два аспекта этого процесса: социо-гуманитарный и организационно-технический.
Техническая сторона процесса внедрения ЕАМ-системы будет подробно описана в других материалах номера. Здесь же мы более глубоко рассмотрим роль человеческого фактора. Мы уверены, что в работе с людьми нужно использовать личностно-ориентированную технологию. Нет ничего неправильного в том, чтобы устраивать специализированные тренинги, при необходимости подключать к работе психологов, проводить тюнинг учебных курсов с учетом аудитории. Иначе говоря, «идти к людям» – главный тезис для успешного внедрения.
Нужно целенаправленно формировать мнение сотрудников о необходимости изменений, заниматься созданием позитивного психологического настроя, тогда любые изменения принесут желаемый результат.
Внедрение по сути заключается в том, чтобы научить опытного сотрудника, привыкшего использовать традиционные продукты, решать производственные задачи при помощи современных инструментов, предоставляемых EAM-средой. Смысл внедрения заключается в том, чтобы предоставить дополнительные информационные сервисы, которые будут полезными для менеджеров при осуществлении управленческой деятельности:
Анализ
- статистика (по каждому объекту и процессу);
- ретроспектива (что имело место – к чему это привело);
- прогноз, моделирование (что получим, если поступить так, а не иначе);
- оценка действий подчиненных.
Формирование решения
- возможность коллегиального обсуждения;
- подбор соответствующих исполнителей.
Реализация (отслеживание)
- возможность директивного воздействия на конкретного подчиненного;
- контроль исполнения подчиненным закрепленной за ним задачи (при необходимости – персональный или коллективный);
- организация и отслеживание процессов;
- выдача нарядов на производство работ;
- оформление допусков.
Итоги (отчетность)
• возможность подачи предложений «наверх».
Информационный сервис, обеспечивающий подачу предложений руководству, позволит точно определять сотрудника, ответственного за возможный выход из строя активов предприятия. Если руководитель подразделения не отреагировал на предупреждение о возможности аварии на производстве, своевременно поступившее от его подчиненного, ответственность полностью ложится на его плечи. Но нужно понимать, что использование этих инструментов станет каждодневным рабочим процессом только после прохождения этапов обучения.
Мы включаем во внедренческую команду специалистов двух типов: подбираются люди, способные решить как технические, так и организационные задачи. Для этого формируется рабочая группа из наших специалистов по EAM-системе и специалистов предприятия.
Курировать процесс внедрения должен топ-менеджер, а не ИТ-специалист среднего звена заказчика. В неправильно организованных группах может возникнуть борьба за лидерство, поэтому очень важно, чтобы вертикали подчинялись единой логике. В ходе работы с группой необходимо повышать ее заинтересованность в инновационных проектах, стимулировать мотивацию.
Прямая прибыль: от веры к знаниям
Допустим, многоступенчатый процесс внедрения уже пройден. Но как сделать, чтобы система приносила ощутимую пользу? Остановимся подробнее на тех плюсах, которые она дает.
После внедрения системы у технологического персонала накапливается доказательная база, позволяющая давать четкое обоснование для выделения средств. Удается уйти от пресловутого принципа «верю – не верю» в общении между менеджерами среднего звена и руководством, а также от кошмара недоказуемости бюджетов.
ЕАМ-система, как известно, помогает связать инвестиции в ТОиР и экономику эксплуатации оборудования. Регламенты и иные условия, которыми руководствуются специалисты предприятий в своей повседневной деятельности, становятся реальными побудительными мотивами для выделения необходимых средств при проведении различных работ.
В результате правильно организованного внедрения системы персонал может в корне изменить свое отношение к компании в целом в позитивном ключе, начать считать EAM своим инструментом, а не средством контроля со стороны «верхушки» предприятия. Логическим итогом станет повышение эффективности и доходности деятельности компании и оптимизация действий сотрудников, ежедневно обращающихся к EAM-приложениям как к незаменимому ресурсу для работы.