5 лет назад фрод-вопросами всерьез озадачивались только банки и телекомы, причем поскольку их бизнес в то время мало «выходил» в онлайн, мошенникам приходилось ломать серьезные заборы вокруг информационных систем. В то время «Тинькофф Банк» был чуть ли не единственной кредитно-финансовой организацией, делавшей ставку именно на интернет-бизнес. Сегодня у каждого уважающего себя банка есть многофункциональный интернет-банк и как обязательное дополнение к нему – мобильное приложение для удобства клиентов.
Мобилизация, как говорится, – двигатель торговли. Но она же предоставляет дополнительные возможности для мошенников. Если раньше для доступа к банковским ресурсам использовались защищенные, «тяжелые» компьютеры, то сейчас – гаджеты, исключающие применение даже двухфакторной аутентификации. Заборы истончились: злоумышленники сравнительно легко могут перехватить управление устройством и получить доступ к финансовым потокам, к данным платежных карт и т.д.
Ритейлеры тоже с головой уходят в онлайн-коммерцию: интернет-магазины, программы лояльности, личные кабинеты клиентов на сайте и, как следствие, возрастание интереса мошенников к персональным данным покупателей и их бонусным баллам.
В свою очередь, сфера киберпреступности набирает обороты. Эта «профессия» становится все более доступной: чтобы получить возможность использовать вредоносные программы, достаточно желания и небольшого количества времени. Не нужно быть супергением, как того требовалось несколько лет назад. Мошенники выработали бизнес-модель «Crime-as-a-Service» («преступление как сервис») и предоставляют разного рода услуги всем желающим. Соответствующие инструменты продаются практически в отрытом доступе. Одни специалисты создают такие средства, другие модифицирует их для того, чтобы сигнатурные базы не умели их опознавать. Отдельные группы отвечают за тестирование инструментов, за их эксплуатацию, внедрение в ИТ-инфраструктуры компаний. Наконец, есть люди, которые проводят атаки, а также те, кто обналичивает полученные таким образом денежные средства. Каждое звено в этой длинной цепочке понимает, за что работает и какую прибыль получает, это является неплохим стимулом к развитию «черного» кибер-рынка и созданию высокоорганизованной системы взаимодействия.
Теперь перейдем к сформировавшимся и намечающимся трендам в защите от мошенничества. В случае с банками традиционные подходы по противодействию мошенничеству на уровне ДБО, безусловно, эффективны, но фокус постепенно смещается к созданию кросс-канальных систем, контролирующих совершаемые действия и транзакции в пуле бизнес-приложений. Фактически речь идет о корреляции в одной системе информации из различных источников, об их интеграции. Созданием единых кросс-канальных систем выявления мошенничества в одинаковой степени озабочены сейчас и кредитно-финансовые организации, и операторы связи, и ритейлеры.
Другой путь развития антифрод-направления – его уход в облака. Появляется все больше источников данных, анализ которых в режиме реального времени позволяет выявлять потенциально мошеннические операции. Антифрод-сервисы из облака сегодня предоставляют как ведущие ИБ-вендоры, так и коммерческие провайдеры услуг.
Противодействие мошенничеству начинает поддерживаться на госуровне, речь идет о недавнем создании CERT’ов (Computer Emergency Response Team): FinCERT ЦБ РФ, ГосСОПКА. В случае с FinCERT напрашивается интересное сопоставление с собственной командой SOC’овцев компании. Допустим, SOC зафиксировал инцидент: ИБ-шники схватили «огнетушитель» и побежали разбираться. FinCERT же должен сказать, какой именно «огнетушитель» брать, как им пользоваться, как его правильно заправлять и т.д. Фактически CERT отвечает за аккумулирование информации от всех участников сообщества «в одном окне» и за обеспечение их информирования о потенциальных и реальных угрозах. По тому же принципу работает антивирус: он идентифицирует вирус и распространяет обновленную сигнатурную базу по всем пользователям. Предполагается, что FinCERT на превентивном уровне поможет противодействовать киберугрозам, но модель будет работать лишь в случае активного участия самого банковского сообщества в его обогащении информацией об инцидентах. К сожалению, на сегодняшний день контакты безопасников банков с FinCERT носят в подавляющем большинстве личный характер – об обнаруженных угрозах сообщают, потому что знают кого-то из FinCERT’овцев в лицо. Уровень взаимодействия членов банковского сообщества пока на порядок ниже самоорганизации черного рынка.
Стоит сказать несколько слов о той роли, которую играют в противодействии мошенничеству системные интеграторы. Наша основная задача – это экспертная аналитика на основе знания бизнес-процессов заказчиков и используемых сегодня мошеннических схем. Мы помогаем выстраивать уникальные для каждой компании правила и контрольные процедуры для противодействия злоумышленникам. С другой стороны, мы понимаем, какие решения предлагает рынок, знаем продукты вендоров и задачи, которые они решают.
Если вернуться к теме кросс-канального мошенничества и механизмов защиты от него, здесь в том числе работают наши знания как интегратора. Мы обеспечиваем интеграцию антифрод-системы и смежных систем для того, чтобы собрать все необходимые данные воедино и в дальнейшем провести аналитическую работу.
Мы прошлись, что называется, по верхам – кратко рассмотрели основные тенденции в антифроде. В ближайшее время в материалах на портале мы дадим гораздо более подробный, основанный на нашем опыте «обзор полетов» по разным отраслям.