Ингредиенты
Для приготовления ситуационного центра (СЦ) нужны три обязательные составляющие: техническая, методическая и программная. Как и в любом комплексном решении, эти составляющие находят свое воплощение в ряде компонентов: в вычислительном комплексе, в программном обеспечении, в средствах коммуникации и др. Многие из них уже есть в вашей организации, и один из секретов правильного приготовления ситуационного центра заключается в проведении комплексного обследования для определения их доступности и пригодности к использованию в проекте. Какие же ингредиенты нам понадобятся?
1. Мощности вычислительного комплекса. В первую очередь речь идет о рабочих местах, серверах, хранилищах данных. Будьте внимательны: развитая инфраструктура виртуализации не всегда является универсальным решением для обеспечения СЦ вычислительными мощностями. Высокие требования к информационной безопасности зачастую ограничивают потенциал виртуализации, выдвигая требования по изоляции вычислительных средств в отдельных контурах.
2. Системы передачи данных. Локальная вычислительная сеть и каналы связи ситуационного центра должны обладать достаточной пропускной способностью и надежностью для работы с данными видеомониторинга и видео-конференц-связи, загрузки и передачи данных из множества интегрированных систем. Например, для ситуационного центра оперативного реагирования надежность и, соответственно, резервирование систем передачи данных имеют решающее значение.
3. Прикладное программное обеспечение. Обычно большую часть задач программного комплекса СЦ можно возложить на уже действующие системы, обеспечив их интеграцию вокруг процесса управления. Интеграционные решения для сбора данных часто приходится создавать практически с нуля, поэтому следует понять, каковы возможности корпоративной шины данных и насколько доступны интеграционные адаптеры. Сразу отметим, что отказ от дублирования функционала действующего ПО в ситуационном центре — вопрос неоднозначный. Здесь следует учитывать требования к информационной безопасности, риски, связанные с последующей аттестацией комплекса в целом, затраты на интеграцию и другие аспекты, связанные с жизненным циклом ПО.
4. Мультимедийные системы. Они обеспечивают отображение данных, звукоусиление, телефонию и видео-конференц-связь. Мультимедийные системы интегрируются в комплекс СЦ на уровне программного обеспечения и систем передачи данных. Средства отображения обеспечивают коллективный доступ к оперативной информации (часто в режиме 24х7), поддержку совещаний и представление управленческой информации. В первую очередь это основные и дублирующие видеостены, дополнительные информационные панели, тач-столы и т.п., т.е. все те инструменты, позволяющие представить предлагаемую для рассмотрения информацию максимально емко и наглядно. Такие средства могут присутствовать в различных помещениях ситуационного центра в соответствии с его задачами. Мультимедийные компоненты, входящие в состав контура оповещения о чрезвычайных ситуациях, нужно зарезервировать обязательно.
5. Средства информационной безопасности. Их функции — защита от несанкционированного доступа, обеспечение доверенной загрузки информации, виброакустическая защита, защита от утечки информации за счет ПЭМИН, антивирусная защита, межсетевое экранирование, криптографическая защита и др. Средства обеспечения ИБ включают соответствующее программное обеспечение, сетевое оборудование и элементы инженерной инфраструктуры. Изменения требований к информационной безопасности в ходе проекта могут повлечь необходимость пересмотра архитектуры всего программно-аппаратного комплекса, поэтому эксперты по ИБ со стороны организации заказчика и поставщика должны участвовать в проекте внедрения с самого его начала.
6. Архитектурно-строительные и инженерные решения обеспечивают электроснабжение, вентиляцию, кондиционирование, водоснабжение, канализацию; определяют планировку залов ситуационного центра, реализацию средств инженерно-технической безопасности, а также эргономику и, соответственно, эффективность работы в зале дежурной смены. Важно, чтобы дизайн-проект ситуационного центра учитывал не только требования аппаратного комплекса и эстетические аспекты, но и режим работы персонала, включая сервисный. Поэтому, приступая к созданию дизайн-проекта, следует определить требования к процедурам и персоналу ситуационного центра.
Уже по этому перечню ингредиентов видно, как тесно все они будут «замешаны». Поэтому к обследованию и разработке технического задания на проект необходимо привлекать подрядчика, компетентного сразу во многих сферах: разработке программно-аппаратных комплексов, обеспечении ИБ и ИТБ, выполнении строительно-монтажных работ, построении коммуникационной инфраструктуры и внедрении мультимедиасистем. Такой подрядчик, усиленный экспертами организации-заказчика по разным направлениям, способен подготовить план проекта с учетом всех ресурсов, которыми уже располагает организация.
Начинка
Осязаемая часть программно-аппаратного комплекса — пользовательский интерфейс. Для пользователей ситуационного центра (руководителей, экспертов-аналитиков, операторов и др.) это в первую очередь интерфейс информационно-аналитической системы (ИАС).
ИАС ситуационного центра включает набор функциональных модулей для решения широкого круга задач, направленных на обеспечение поддержки полного управленческого цикла (планирование−исполнение−анализ−регулирование).
Аспекты функционирования компонентов ИАС следует учитывать при выборе соответствующих программных решений.
Модуль интеграции с внешними системами должен обеспечивать надежное доверенное получение данных от корпоративных, региональных и федеральных источников, а также с аппаратуры контроля и видеорегистрации. При этом модуль верификации должен выполнять контроль целостности и устранение противоречий в поступающих данных (в том числе за счет экспертной поддержки). В подсистеме сбора и верификации данных важно предусмотреть наличие интерфейса, поддерживающего унифицированный обмен данными. Это позволит наладить сбор данных из новых источников, создаваемых или дорабатываемых с учетом соответствующих требований интерфейса. Не следует также пренебрегать возможностью ручного ввода данных.
Подсистема визуализации должна предоставлять возможность формирования аналитических отчетов (панелей) и их оперативной настройки по запросу. Простота самостоятельной конфигурации отчетов важна при подготовке к оперативным совещаниям. А если предусматривается интерактивное взаимодействие, с такой задачей лучше всего справятся интерактивные виджеты, позволяющие представлять информацию с разной степенью детализации и в различных разрезах.
Библиотека виджетов должна поддерживать инструменты инфографики: тепловые карты, диаграммы, графики областей, «светофоры» и пр. Лучше всего сразу предусмотреть возможность ее дальнейшего расширения. Подсистема визуализации должна, как минимум, обеспечивать интерактивные интерфейсы портала ситуационного центра, мобильного приложения руководителя и видеостены. А кроме того, отвечать за планирование и управление сценариями демонстрации при коллективной работе в различных режимах — от повседневной работы до оперативного реагирования.
Модуль планирования должен обеспечивать не только фиксацию и паспортизацию целей по показателям, но и весь контур управления программами и проектами в соответствии с организационным процессом. Здесь неизбежно возникает точка интеграции с системами документооборота, управления поручениями и инструментарием проектного офиса. Для ситуационных центров оперативного реагирования модуль планирования должен обладать функционалом автоматизированного формирования планов действий в кризисных ситуациях.
Модуль анализа и прогнозирования должен поддерживаться инструментарием моделирования. Это открывает возможности предиктивной аналитики и выявления скрытых взаимосвязей, что необходимо для поиска источника проблемы и прогнозирования развития ситуации. Одной из самых ценных возможностей является сценарное планирование «что, если…». Модуль должен позволять экспертам создавать, как минимум, простые модели ситуаций, требующих рассмотрения или принятия решений, не прибегая к программированию. При поддержке прогнозных моделей такие ситуации (например, выход показателя за допустимые границы, превышение допустимого риска и пр.) станет возможно не только регистрировать, но и прогнозировать.
Подсистема управления нормативно-справочной информацией необходима для хранения и обработки структурированных данных, поступающих из различных источников. В подсистеме в первую очередь должны быть предусмотрены возможности управления справочниками, паспортами показателей и объектов учета.
Впоследствии накопленная и описанная управленческая информация позволит сформировать базу знаний, обеспечивающую переиспользование накопленного опыта (прежде всего в целях управления рисками и оптимизации планирования).
Перечисленные составляющие образуют базис функциональных возможностей начинки ситуационного центра. Используя опыт применения этих компонентов, компания «Инфосистемы Джет» создала свою ИАС ситуационного центра — ИАС «Джет-СЦ».
Разобравшись с ингредиентами, далее следует ознакомиться с рецептом приготовления СЦ. Соответствующие рекомендации изложим в следующей статье.