Будущее интернета вещей - технологии меняющие бизнес
Сетевые решения Сетевые решения

Интернет способен на все: так считает и простой обыватель, и хайтек-аналитик международного уровня.

Главная>Сетевые решения>Интернет вещей: технологии, меняющие бизнес
Сетевые решения Тема номера

Интернет вещей: технологии, меняющие бизнес

Дата публикации:
14.06.2018
Посетителей:
832
Просмотров:
777
Время просмотра:
2.3
Интернет способен на все: так считает и простой обыватель, и хайтек-аналитик международного уровня. В консалтинговой компании McKinsey подсчитали, что в Китае до 22% увеличения ВВП к 2025 г. может произойти за счет интернет-технологий. В США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, к 2025 г. может составить 1,6–2,2 трлн долларов. Причина в том, что наступающая цифровая экономика ломает привычные модели отраслевых рынков.

 

Цифровые компании по мере роста активно захватывают смежные направления, среди которых оказывается и офлайновый бизнес. Так, Amazon.com стал провайдером, предоставляющим облачные и логистические услуги, Google занялся беспилотными авто, Uber — доставкой еды, Salesforce — услугами телемедицины. General Motors развивает райдшеринг (сервис попутчиков), а операторы связи — видеонаблюдение. Китайский розничный интернет-магазин AliExpress.com нашел совсем оригинальный способ развития бизнеса: он собирается открыть в 11 городах России 121 магазин, причем построить их в формате виртуальной реальности.

 

В этом эксперты усматривают серьезный тренд: если десятилетие до 2015 г. можно считать периодом бурного роста технологических стартапов, то следующая декада — до 2025 г., как ожидается, станет периодом трансформации крупных традиционных компаний в цифровых гигантов. Первая волна крупных нетехнологических компаний начинает всерьез воспринимать технологическое лидерство как обязательное условие стабильного роста. Цифровая модернизация предприятий традиционной экономики, похоже, имеет все шансы изменить структуру ИТ-отрасли.

 

Одно из самых мощных направлений цифровой модернизации связано с внедрением технологий Интернета вещей (Internet of Things, IoT), которые превращают все элементы рабочих процессов предприятий (станки, склады, офисы, готовая продукция и комплектующие, персонал и т.д.) в управляемые цифровые ресурсы. Фактически концепция IoT отражает идею всеобщей связанности всего сущего в мире и держится на трех слонах: сенсорные технологии, телекоммуникации, облачные вычисления.

Технологии сбора и обработки данных, получаемых с датчиков промышленного оборудования, не являются чем-то принципиально новым — такие системы работали еще в 1980-е гг. Традиционно они представляли собой закрытые автоматизированные системы, жестко нацеленные на выполнение конкретных задач. Революционная суть современной информатизации нашла выражение, в частности, в резком уменьшении стоимости датчиков, миниатюризации и снижении их энергопотребления, а также в упрощении схемы подключения. Эти новации дали мощный импульс росту номенклатуры цифровых сенсоров, видов генерируемых данных и всему сегменту умных систем управления разнообразным оборудованием: в заводских цехах, домах, офисах, на городских улицах и т.д.

 

Дальнейшая трансформация сетей датчиков в IoT в мире стала возможна благодаря достижениям в других областях высоких технологий: снижению стоимости вычислительных мощностей и сетей передачи данных, развитию облачных технологий и математических методов обработки больших массивов данных (Big Data). 

Технологические предпосылки IoT:

  • Снижение стоимости вычислительных мощностей
    Удешевление процессоров, памяти и систем хранения данных.
  • Развитие облачных технологий и Big Data
    Данные технологии позволяют иметь гибкую систему хранения и анализа данных в условиях постоянного увеличения объема.
  • Снижение стоимости передачи данных
    Снижение затрат позволяет перенаправить средства на инвестиции в большие процессинговые системы.
  • Быстрое увеличение количества устройств
    Количество сенсоров и «подключенных» устройств увеличивается.

 

Результат налицо. Радиометки активно заселяют фабрики и магазины — с их помощью будет отслеживаться жизненный цикл производства и продажи товаров, а также данные экологической обстановки, ведут видеонаблюдение, следят за состоянием железнодорожного полотна, посевов на полях и миграцией животных. Полученные сведения передаются на обработку следующему элементу информационной системы, для этого все оцифрованные вещи IoT снабжаются интерфейсом для коммуникаций с другими системами.

 

Еще один интересный аспект цифровой идентификации заключается в том, что помеченные таким образом предметы, люди и животные будут распознаваться и отображаться всевозможными устройствами дополненной реальности (очки, камеры, сканеры, смартфоны, бинокли и т.п.). С учетом возможностей связи с цифровыми объектами можно говорить о перспективах огромной рыночной ниши — коммерческих мобильных решений виртуальной реальности. В Cisco утверждают, что видео составит 80% всего интернет-трафика к 2021 г. (в 2016 г. он занимал 67%). Это несомненный вызов для технологий сетей передачи данных.

 

Индустрия его принимает и интенсивно занимается разработкой мобильных сетей нового поколения. В частности Qualcomm и Verizon в октябре прошлого года успешно выполнили первое подключение к сети 5G с использованием чипсета для мобильных платформ.

 

Совместное развитие сенсорных технологий и сетей передачи данных открывает широкие возможности для развития территориально-распределенных проектов Интернета вещей. Грамотно спроектированная система IoT подразумевает создание технологической экосистемы, т.е. набора ИТ-решений для сбора, передачи, агрегации данных и платформы, позволяющей обработать данные и использовать их для работы «умных» ИТ-систем. И вот уже Nokia объединяется с Amazon Web Services для проведения совместных разработок в области IoT и 5G — речь идет о более тесной интеграции между сетью и ИТ-инфраструктурой с участием облачных вычислений в контексте Интернета вещей. Ниже представлена технологическая экосистема IoT.

Технологическая экосистема IoT
«Интернет вещей»
«Умные решения»«Умное производство»
«Интеллектуальные сети»
«Умный город»
«Умный транспорт»
«Умная логистика»
«Умное здравоохранение и телемедицина»
«Умное сельское хозяйство»
«Умный дом»
«Умные решения для потребительского рынка»
ПлатформаУправление устройствамиАнализ данныхОбеспечение безопасности
Агрегация и хранение данныхОбработка и хранение данных
Передача данныхФиксированная связьМобильная связьСпутниковая связь
Сбор данныхСенсоры и датчикиСчетчикиВидеокамеры

Более конкурентоспособным оказывается тот ИТ-продукт, который способен снабжать производство наиболее ценными данными, а не только поддерживать традиционный функционал. Ценностью будет обладать не сам используемый на предприятии инструмент, а его цифровой двойник, который содержит набор полезных данных. Наличие этих данных приводит к радикальным трансформациям устоявшихся бизнес-процессов. Например, General Electric предлагает авиакомпаниям покупать не двигатель, который окажется на балансе компании, а определенное количество летных часов. Компания Rolls-Royce подобным образом использует фиксированный по оплате план обслуживания авиационных двигателей согласно их почасовой наработке в полете. Такие взаимоотношения ведут к возникновению не только новых бизнес-моделей, но даже новых рынков сервисной экономики.

Интернет вещей сегодняшнего дня

 

  • По оценкам Gartner, Cisco, Ericsson, Siemens, IBM, количество подключенных устройств в мире к 2020 г. достигнет 20–50 млрд единиц. Технологии Интернета вещей будут присутствовать в 95% создаваемой электроники.

  • К 2018 г. количество SIM-карт для IoT и M2M превысит 15 млн. Крупнейшие операторы связи (МегаФон, МТС, Tele2, Вымпелком) объявили о подготовке тарифов и платформ для IoT.

  • Компания Fedex дает возможность клиентам отслеживать передвижение корреспонденции в реальном времени с помощью небольшого устройства с поддержкой GPS, которое укладывается в контейнер.

  • General Electric в реальном времени собирает данные с датчиков, установленных на газовых турбинах, для заблаговременного выявления возможных проблем и устранения неполадок, до того, как они вызовут отказ оборудования. GE Aviation производит авиадвигатели, на которых установлены сенсоры, позволяющие удаленно получать данные об эксплуатации и на их основе выявлять оптимальные алгоритмы обслуживания самолетов, что позволило в 7 раз сократить затраты на обслуживание.

  • В США новый мост на государственной трассе в Миннеаполисе оборудован датчиками, помогающими контролировать нагрузку и возникновение повреждений.

  • В Австралии горнодобывающая компания Rio Tinto использует непрерывно работающие беспилотные карьерные самосвалы, которые управляются из удаленного оперативного центра, расположенного на расстоянии 1200 км.

  • Цифровая железная дорога — проект РЖД, направленный на обеспечение устойчивой конкурентоспособности на глобальном рынке транспортных и логистических услуг за счет использования современных цифровых технологий.

  • Готовится создание российской сервисной информационно-телематической платформы. В нее будут стекаться все данные об автотранспорте и дорожной инфраструктуре из систем ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон», ГИБДД, МЧС, Минтранса, операторов охранно-поисковых систем и техпомощи, геоинформационных сервисов и многих других государственных и частных инфосистем. В дальнейшем платформа станет основной для организации беспилотного автомобильного движения.

  • С начала 2017 г. в РФ действует система экстренного оповещения при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», которая предполагает оперативную передачу сведений об аварии по каналам связи.

  • Минэнерго совместно с РОСНАНО и Ростелеком работают над пилотным проектом системы удаленного мониторинга и диагностики парогазовых установок.

Часть вещей, снабженных датчиками и связанных с ПО обработки данных, вполне могут взаимодействовать друг с другом или с внешней средой без участия человека. Это дает повод для прогнозов на тему цифровых предприятий и безлюдных производств (такое название получили роботизированные и компьютеризированные производственные участки, где человек выполняет работы только по управлению, наладке, техподдержке, но не участвует в самом производственном процессе).

 

Захватывающе выглядит идея дальнейшего развития понятия «сетевая вещь» в смысле Интернета вещей: любой выпускаемый продукт в процессе производства активно взаимодействует с технологическим оборудованием, системами логистики и другими объектами инфраструктуры, позволяя на лету оптимизировать производственный процесс в зависимости от текущей ситуации, вносить корректировки в план производства. Причем все эти корректировки могут вноситься на различных участках производственных процессов, которые могут принадлежать разным компаниям и различным производствам. Ниже представлена логика развития производственного предприятия, идущего по пути цифровизации.

Логика развития производственного предприятия по пути цифровизации
 Бизнес и технологические процессыИТ-инфраструктура
Как сейчасСвязаны «через бумагу»Разрешенные системы
Industrial IntranetСвязаны в электронном видеЕдиная ИТ-инфраструктура
Industrial InternetИнтегрированы со смежными предприятиямиИнтегрирована со смежными предприятиями

Такой подход подразумевает принципиальную децентрализацию производственных процессов. Модель сетевого управления промышленными предприятиями данного класса разрабатывается в нашей стране в рамках программы «Фабрики будущего» Национальной технологической инициативы, рассчитанной до 2035 г. Судя по планам, промышленные предприятия страны ждут серьезные трансформации, включая радикальную перестройку производственных процессов в формат «облачного предприятия» (MaaS — предприятие как услуга).

 

Идея цифрового предприятия увлекает развитые страны уже долгое время. Так, крупнейшие американские компании создали консорциум Industrial Internet Consortium, японские — IoT Acceleration Consortium. Кроме того, на уровне правительств принимаются масштабные программы развития промышленности, такие как Industrie 4.0 в Германии, «Сделано в Китае — 2025», «Общество 5.0» в Японии, Advanced Automation и Advanced Manufacturing Initiative в США.

 

По аналогии с наиболее известной немецкой концепцией в нашей стране сформировалось представление о модернизации предприятий промышленности с помощью автоматизации и информатизации, которое стали называть «Инфраструктура 2.0».

 

В центре всей концепции — единая цифровая платформа, которая управляет всеми видами работ по цифровому проектированию: от эскизного проекта до окончательного варианта конструкции, причем для любых изделий, включая сложные функциональные модели. Для них обеспечивается параллельное проектирование механических узлов, электрических систем и средств автоматизации, в том числе модульный принцип создания программного кода. Такой подход обеспечивает универсальность программных модулей и возможность их повторного использования, что снижает себестоимость и сокращает сроки выпуска уникальных станков.

Экономические результаты IoT

 

Аналитики PwC подсчитали потенциальный экономический эффект от внедрения технологий IoT в разных отраслях экономики России к 2025 г.:

 

  • Логистика — 542 млрд руб. (за счет оптимизации системы ремонта и обслуживания техники с помощью удаленного мониторинга автопарка и уменьшения задержек грузов в пути).

  • Здравоохранение — 536 млрд руб. (за счет новых возможностей диагностики, в том числе удаленной, повышения точности лечения).

  • Энергетика — 532 млрд руб. (за счет улучшения контроля состояния подстанций и линий электропередач, снижения расходов топлива и расходов на эксплуатацию и ремонт сетей).

  • АПК — 469 млрд руб.

  • «Умный дом», «Умный город» — 375 и 387 млрд руб. соответственно.

Центральная платформа управления — общепринятая концепция управления производственными процессами, которая используется как на этапе проектирования, так и в процессе эксплуатации механизмов. Отдельные процессы в реальном времени обмениваются данными о состоянии узлов и агрегатов с центральной системой, что дает возможность осуществлять ремонтно-профилактические работы не по графику, а ориентируясь на реальное состояние дел.

 

Модернизация промышленности приводит к изменению самой структуры информационного пространства, где конструируют и эксплуатируют промышленное оборудование, через объединение разнородных автоматизированных систем. Возможно, это приведет к разрешению исторически сложившегося противоречия между единством производственно-административной деятельности предприятия и автономностью управления на уровне отдельных промышленных систем.

McKinsey выделяет 8 основных рычагов создания стоимости вследствие внедрения технологий «Индустрии 4.0» на производстве:

 

  • оптимизация режимов работы оборудования;
  • оптимизация загрузки оборудования;
  • повышение производительности и безопасности труда;
  • логистическая оптимизация;
  • повышение качества продукции;
  • улучшение прогнозирования спроса;
  • сокращение сроков вывода продукции на рынок;
  • улучшение послепродажного обслуживания.

Зарубежные концепции предполагают усиление интеграции разнообразных информационных систем, работающих на предприятии. Так, на уровне немецкой концепции Industry 4.0 понятие единого информационного пространства обогащается слоем данных, снимаемых с интеллектуальных датчиков, а также интеллектуальным анализом этих данных, воздействующим на различные подсистемы предприятия, например, запуск 3D-печати или отправка информации клиенту предприятия. В схематичном виде концепция Industry 4.0 представлена ниже.

 

Феномен быстро растущей популярности IoT в мире объясняется многообразием возможностей, открывающихся при сочетании цифровой и офлайн-реальности, на разных уровнях. Ниже представлены возможные выгоды различных отраслей РФ от внедрения технологий IoT.

Возможная выгода отраслей РФ от внедрения методов Интернета вещей
 ОтрасльСегментВозможности
$ 16 млрдЭнергетикаПроизводство электроэнергииИспользование возобновляемых источников энергии
Кросс-отраслевая автоматизация
Эффектное распределение энергии
Распределение электроэнергии
$ 48 млрдДобыча полезных ископаемыхДобыча нефти и газаМониторинг оборудования
Сервис по требованию
Оптимизация процесса
Проактивное управление
Добыча угля
Добыча металлических руд
$ 30 млрдСтроительствоСтроительство зданийОптимизация процесса
Мониторинг
Кросс-отраслевая автоматизация
Проактивное управление
Строительство инженерных сооружений
$ 41 млрдТранспортЖелезнодорожный транспортКросс-отраслевая автоматизация
Сервис по требованию
Мониторинг
Внедрение интеллектуальных транспортных систем
Автотранспорт
Авиатранспорт
Трубопроводный транспорт
$ 73 млрдПроизводствоХимическая промышленностьКросс-отраслевая автоматизация
Проактивное управление
Оптимизация производства
Мониторинг
Нефтепереработка
Металлургия
Машиностроение
$ 81 млрдТорговляРозничная торговляУправление потребительской активностью
Оптимизация логистических процессов
Оптовая торговля
$ 19 млрдЗдравоохранениеЗдравоохранениеУдаленная диагностика пациентов
Предоставление социальных услуг
Профилактика заболеваний
$ 25 млрдФинансыСтрахованиеСтраховая телеграмма
Мониторинг инкассации
Банковская деятельсность

В нашей стране консолидирующей площадкой по направлению Интернета вещей является Ассоциация Интернета вещей — некоммерческая общественная организация, которая ставит задачу аккумулировать научный и ресурсный потенциал для реализации крупномасштабных проектов в области IoT, вплоть до разработки стандартов и параметров протоколов.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

«Прежней реальности больше не существует»: о чем говорили на Национальном промышленном форуме

Каких перемен ждут в российской промышленности? Почему промышленникам так важен ИИ? Из-за чего тормозятся закупки оборудования?

Информационная безопасность в промышленности: уже да или еще нет?

В разных отраслях ИБ занимает различные позиции: например, в банках на обеспечение безопасности тратят намного больше, чем в промышленности. Но значит ли это, что производственные компании менее защищены? Стоит ли нам ждать кардинальных изменений в подходе к безопасности среди промышленников? Об этом в интервью нашему журналу рассказали Борис Симис, заместитель генерального директора, и Алексей Новиков, руководитель экспертного центра безопасности (PT ESC), компания Positive Technologies.

Откуда ждать угрозу: уязвимости Интернета вещей

Причины уязвимостей IoT-устройств. Как злоумышленники используют дыры в безопасности облачных сервисов? Узкие места приложений для устройств Интернета вещей

Внедрение инноваций — это ломка привычного и преодоление инерции

Если вы, вместо того чтобы здесь и сейчас заниматься цифровизацией бизнеса, только и делаете, что считаете будущий эффект от внедрения инноваций, то в итоге, скорее всего, окажетесь среди отстающих, уверен Анатолий Ушаков, директор по информационным технологиям АО «Трансмашхолдинг». В своем интервью он рассказал, как на предприятиях холдинга создавался единый ИТ-ландшафт и какие инновационные проекты сейчас реализует компания.

Информационная безопасность АСУ ТП

Кибератаки на производственные процессы с каждым годом происходят все чаще, что побуждает компании искать способы защиты своих АСУ ТП и технологических циклов в целом. О том, на каком уровне находится этот аспект безопасности сегодня и как реализована защита в самих программных продуктах, мы побеседовали с представителями ведущих компаний — разработчиков АСУ ТП. В заочном круглом столе приняли участие Андрей Мельников, главный инженер по интеграции проекта OOO «Сименс», Илья Мухин, руководитель отдела компании «Иокогава Электрик СНГ», и Ян Сухих, руководитель направления по информационной безопасности Schneider Electric (Россия и СНГ).

Как запустить корпоративный венчурный фонд. Опыт «Северстали»

Почему серьезные компании игнорируют хакатоны и акселераторы? Как работать с наглыми стартапами и профессиональными жалобщиками? Сколько денег нужно выделять корпоративному фонду?

Цифровизация промышленных активов и ИБ-риски

Уровни зрелости компаний в части управления промышленными системами. ИБ-проблемы промышленных систем.

Как цифровизация делает заводы безопаснее

Какие ИТ-решения помогают обеспечивать безопасность производства в цехах? Что планируют делать предприятия непрерывного цикла для минимизации рисков коронавируса?

DevOps/NetOps заказывали? Автоателье для сетевиков

Что такое DevOps/NetOps? Объясняем на автомобилях. Когда компаниям необходимо DevOps/NetOps-решение? Как мы разрабатывали собственный продукт?

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня