Сервисная политика и программа лояльности «ЛЕНТЫ».
Какие ИТ-решения стоят за клиентским сервисом компании?
Как «ЛЕНТА» работает с инновациями?
— Какие актуальные тренды в клиентском сервисе вы можете выделить?
Первый — активное развитие цифровых каналов взаимодействия с клиентами: мессенджеров, чат-ботов и т. д. А главное — сбор этих каналов в едином сервисе, чтобы оптимизировать взаимодействие с клиентом.
Второй — оперативное решение любых проблем покупателей. Если вы быстро не ответите клиенту в мессенджере, он спокойно закроет чат и уйдет к вашим конкурентам. Раньше такого не было, может быть, люди были терпеливее 🙂 Третий тренд (пусть и не новый, но набирающий обороты) — персонализация. В этом направлении сегодня движутся все, потому что стрелять из пушки по воробьям конечно можно, но лучше точечно подходить к взаимодействию с покупателями.
— Как меняется подход «ЛЕНТЫ» к клиентскому сервису?
В этом году мы разработали и запустили новую сервисную политику. Мы не обновляли ее больше 10 лет — за это время best practice по работе с клиентами сильно изменились. Фактически речь идет о едином своде правил, ценностей и норм поведения по отношению к покупателям и сотрудникам «ЛЕНТЫ».
Кроме того, у нас появились кастомер-комитеты, на которых мы разбираем боли клиентов. Определяем причины проблем, строим планы по доработке сервисов и анализируем обратную связь. В комитетах участвуют разные подразделения: в зависимости от задачи это может быть операционная или коммерческая служба, маркетинг и т. д.
— Расскажите подробнее об изменениях в сервисной политике.
К примеру, мы скорректировали принципы работы с жалобами. Раньше жалобу могли закрыть, быстро решив вопрос с клиентом — она не попадала в отчеты и не эскалировалась, так как по факту проблемы уже и не было. Сейчас все подразделения получают регулярную отчетность по обращениям, и все кейсы распространяются по соответствующим подразделениям для проработки. Все, что касается качества, уходит к специалистам по качеству, вопросы, связанные с кассами, улетают в операционный департамент и т. д.
Также мы поменяли правила возврата товаров. Клиенту больше не нужно тащить огромный арбуз в магазин, чтобы его вернуть, — можно это сделать дистанционно и получить взамен бонусные баллы.
— Из каких этапов состоит путь клиента «ЛЕНТЫ»?
Мы развиваем омниканальную модель взаимодействия с клиентами. Начинаем с привлечения на разных платформах — от прямой рекламы до кросс-кампаний с банками и другими партнерами. Далее ведем клиента к регистрации в программе лояльности. Стать ее участником можно разными способами. Например, обратиться к сотруднику в магазине, написать в чат-бот или создать профиль в мобильном приложении. К слову, недавно мы разработали регистрацию на кассах, чем упростили процесс для пользователей. Теперь, чтобы получить карту с базовыми возможностями, достаточно указать номер телефона, затем можно самостоятельно продолжить регистрацию дома или на планшете в магазине.
После регистрации мы отслеживаем клиента по стандартным этапам жизненного цикла. Формируем персональные офферы, ловим моменты, когда люди уходят в предотток и т. д.
— Через какие каналы к вам приходит больше клиентов?
Чаще всего люди регистрируются в программе лояльности в магазинах — на кассе либо с помощью планшетов сотрудников. Но многие «заходят» и через онлайн — в основном через мобильное приложение.
Отмечу, что повального ухода покупателей в онлайн мы не ощутили. Да, в прошлом году мы обновляли программу лояльности и перерегистрировали всех участников — тогда был большой бум в приложении и на сайте. Тренд остался, и приложением активно пользуются, но основной поток все же идет через офлайн-каналы.
Старейшая программа лояльности
— Расскажите подробнее о программе лояльности «Ленты».
У нас одна из старейших программ лояльности в российском ритейле: более 25 миллионов лояльных клиентов с Картой № 1. Среди уникальных технических особенностей — разработанный in-house процессинг лояльности. Мы развиваем и поддерживаем систему своими силами, поэтому можем быстро реагировать на запросы рынка: что-то допиливать, оптимизировать или пилотировать новый функционал.
Другая особенность — мощная персонализация. Отдел Data Science постоянно работает над улучшением рекомендательных моделей, мы создаем офферы на основе огромного пула данных: от социально-демографических до предпочтений покупателя по конкретным брендам.
— У «ЛЕНТЫ» единая программа лояльности для офлайн- и онлайн-клиентов? Вы разрабатываете уникальные сервисы или акции для каждого из этих сегментов?
У нас единая программа лояльности, но отличия при покупках в магазине и в онлайне все-таки есть. Например, отличается порог списания бонусных баллов. В магазине вы можете списать до 100% бонусов, а в онлайне пороги индивидуальные, но существенно меньше — порядка 5%. Тем не менее при внедрении новых сервисов или акций мы стараемся покрыть все сегменты клиентов (если специфика самой акции это позволяет). Так, мы печатаем всевозможные оповещения и предложения на чеках, чтобы клиенты, которые не пользуются приложением, тоже о них узнавали.
— Какие ИТ-решения и инструменты стоят за клиентским сервисом «ЛЕНТЫ»?
Работа клиентского сервиса строится на базе Oracle Siebel CRM. В SAP Marketing проходят рассылки и ведется оркестрация офферов между разными каналами коммуникаций. За процессинг лояльности отвечает написанная с нуля in-house система. В ней содержатся правила программы, процессинг бонусов и т. д. Рекомендательные модели были на Microsoft Azure, но из-за введенных вендором ограничений мы переезжаем на другое решение. Кассовая система — Crystal Service. В ней, как и в процессинге, можно настраивать правила маркетинговых акций. У нас выстроено кросс-взаимодействие между этими решениями.
— Вы кастомизировали Oracle Siebel CRM? Если да, то кто отвечает за доработку — подрядчики или ИТ-специалисты «ЛЕНТЫ»?
Мы с самого начала дорабатывали коробочную версию системы, а сейчас запустили ее полномасштабное обновление. Скоро все коммуникации с клиентами и вся сопутствующая информация о них (покупки, бонусные баллы и др.) будут доступны нашим сотрудникам из единого окна. Это сократит количество кликов и заметно ускорит обработку обращений.
Что касается работы с подрядчиками, мы придерживаемся гибридной схемы. Порядка 80% доработок уходит к ним, при этом у нас есть штатные архитекторы-консультанты, которые планируют и курируют эти проекты. Они понимают, как CRM связана с другими решениями в нашей ИТ-инфраструктуре и отвечают за верхнеуровневый надзор.
— Когда в банке задумались о создании озера?
Мы с самого начала дорабатывали коробочную версию системы, а сейчас запустили ее полномасштабное обновление. Скоро все коммуникации с клиентами и вся сопутствующая информация о них (покупки, бонусные баллы и др.) будут доступны нашим сотрудникам из единого окна. Это сократит количество кликов и заметно ускорит обработку обращений.
Что касается работы с подрядчиками, мы придерживаемся гибридной схемы. Порядка 80% доработок уходит к ним, при этом у нас есть штатные архитекторы-консультанты, которые планируют и курируют эти проекты. Они понимают, как CRM связана с другими решениями в нашей ИТ-инфраструктуре и отвечают за верхнеуровневый надзор.
— Кризис как-то повлиял на ваши планы в части ИТ?
Сначала все были в состоянии неопределенности, потому что многие вендоры не могли четко сказать, уходят они с рынка или нет. Кто-то заверял, что остается, а потом внезапно отправлял «письмо счастья» и сообщал, что вынужден уйти. Тем не менее наши задачи и приоритеты почти не поменялись. Было много внеплановых переговоров, но в целом ситуация отразилась только на сроках принятия решений. В 2022 году мы взяли фокус на CX и продолжаем двигаться по плану.
Весной многим пришлось срочно перепрыгивать на Open Source и отечественные решения, но нас этот тренд практически не коснулся. Например, риски, связанные с Oracle Siebel CRM, нивелировались тем, что в нашем случае это on-premise решение. Плюс у нас есть надежные партнеры, которые помогают поддерживать и развивать систему.
«Мы смотрим не по сторонам, а внутрь компании»
— Над какими проектами и пилотами в части CRM вы работаете сейчас?
Среди интересных и хорошо показавших себя проектов выделю «Стражи фреша». Если человек находит в магазине просроченный товар, он может обратиться к сотруднику «ЛЕНТЫ», и мы компенсируем стоимость бонусными баллами. Это полезно и для клиентов, и для нашей компании. После запуска проекта количество жалоб на просрочку после покупки снизилось на 83%.
Также мы начали активнее работать с CSAT. Регулярно проводим опросы покупателей, формируем дашборды по каждому магазину и составляем планы повышения индекса.
Теперь к пилотам. Сейчас мы устанавливаем в трех торговых комплексах новые информационные стойки. Раньше это были классические тумбы, за которыми «прятался» сотрудник «ЛЕНТЫ». Теперь мы переделали пространство так, чтобы клиент мог доверительно пообщаться со специалистом тет-а-тет.
Другой пример: новые механизмы получения извинительных купонов и баллов. Больше клиентам не нужно писать официальные обращения сотрудникам центрального офиса, чтобы получить компенсацию. Если происходит инцидент, мы буквально за несколько кликов отправляем купон в выбранный покупателем канал коммуникации или автоматически начисляем баллы на счет.
— Вы привлекаете стартапы для реализации инновационных проектов?
Упомянутые кейсы — это наши внутренние инициативы, но в «ЛЕНТЕ» есть дирекция, которая специализируется на работе с инновациями. Коллеги мониторят рынок, проводят хакатоны и другие мероприятия, чтобы найти интересные идеи и компании. Например, с одним из стартапов мы реализовали сервис для навигации в магазинах. Собираете в приложении корзину, и система показывает, на каких полках находятся выбранные вами товары.
— На кого вы ориентируетесь в части инноваций?
Мы смотрим на успешный опыт зарубежного ритейла, но далеко не все эти идеи применимы в России. Есть много факторов, включая менталитет, которые нужно учитывать, — мы не можем просто копировать практики иностранных коллег. Если говорить о российском рынке, все игроки в основном смотрят друг на друга. Зачастую мы что-то внедряем, а коллеги перенимают опыт, или наоборот. Но в первую очередь мы смотрим не по сторонам, а внутрь компании: анализируем свои процессы, фидбэк клиентов, обращаемся к внутренней экспертизе.
— За последние месяцы значительно выросло число хакерских атак и участились кейсы кражи клиентских данных. Как «ЛЕНТА» обеспечиваете безопасность информации о клиентах? Вы усилили защиту?
Мы всегда следили за безопасностью клиентских данных, кризис никак не повлиял на это направление. Мы приглашаем на обсуждения любых проектов коллег из ИБ, все инициативы обязательно проходят проверку в службе безопасности. Кроме того, мы придерживаемся принципов безопасной разработки и стремимся заблаговременно устранять любые риски.
— В «ЛЕНТЕ» есть сервисы, с помощью которых сотрудники могут делиться идеями по улучшению бизнеса компании?
У нас есть проект «ЛЕНТА Up». Сотрудники регулярно делятся идеями, а ответственные за проект специалисты сортируют и ранжируют их. Предложения расходятся по соответствующим подразделениям, из этого рождаются новые проекты, инициативы и задачи.
Один из примеров успешной реализации такой инициативы — проект по отложенному чеку. Если покупатель что-то забыл в зале и хочет быстро сбегать за товаром, кассир может «отложить» чек в память кассы и начать пробивать следующего клиента. Эта доработка снижает негатив других покупателей в очереди, а также приносит дополнительные продажи: клиент не чувствует неудобства и готов докупить или поменять товар.
— Как вы планируете развивать CRM?
Наше ближайшее будущее — это обновление Oracle Siebel CRM и перестройка рабочих процессов отделов клиентского сервиса и клиентского опыта. Кроме того, в следующем году мы планируем обновить программу лояльности в части онлайна.
Экспертный комментарий
На вопрос «Зачем нужна программа лояльности для компании?» каждый ответит по-своему. Специалист по клиентскому опыту будет оперировать терминами LTV (Life Time Value), NPS (Net Promoter Score), «конверсия». Специалисты розничного (операционного) блока будут говорить о среднем чеке, частоте покупок, количестве позиций в чеке. Обычные покупатели оперируют величиной скидки. Но в целом программа лояльности нужна для того, чтобы клиент перешел в категорию постоянных, ему нравилось приобретать продукты и услуги компании, он знал и использовал по максимуму все ее возможности.
В части лояльности фуд-ритейл можно назвать счастливчиком. Он всегда востребован, к нему точно будут возвращаться. А в ряде случаев из-за расположения он является еще и монополистом. В то же время это ставит перед ритейлером много непростых задач:
- Концепция и механика лояльности должны быть понятны всем — взрослым, юным и пожилым покупателям.
- Преференции, предоставляемые покупателям, не должны вызывать эффекта распродажи неликвидного товара.
- Пользовательские интерфейсы и точки контакта должны быть рассчитаны на любой уровень ИТ-грамотности и оснащенности покупателя девайсами. Покупатель с пластиковой картой и покупатель с айфоном последнего выпуска должны чувствовать себя одинаково комфортно.
- Интерфейсы взаимодействия (информационные табло, прайсчекеры, ценники, схемы отделов, весы и т. д.) должны учитывать определенные нюансы здоровья покупателей — состояние органов зрения, слуха, ограниченные возможности перемещения.
- Должна быть организована абсолютная слаженность персонала на местах при реализации механик программы лояльности. Очень часто прекрасные идеи маркетологов «хоронит» неосведомленность персонала в магазинах. Предвкушение выгодной покупки сменяется разочарованием от того, что покупатель не смог купить товар из-за отсутствия инструкций у кассира.
Также отметим, что фуд-ритейл является максимально нагруженным бизнесом. Лишняя минута на зависшей кассе — это дизлайки магазинов в социальных сетях, брошенные покупки, негатив. Поэтому грамотный сайзинг, мониторинг инфраструктурных мощностей и транзакционной активности для фуд-ритейла — не периодическое мероприятие, а постоянная работа в режиме реального времени.
Не секрет, что ритейл являлся и является своеобразным полигоном для испытания инновационных решений. Все новейшие технологии, которые мы впервые видим в ритейле, через 2–3 года мигрируют в остальные отрасли. И эта тенденция точно сохранится в ближайшие несколько лет.