Максим, какие задачи призвана решать Virtual Desktop Infrastructure в вашей компании?
Благодаря VDI специалисты нашего ИТ-отдела получают удаленный доступ к стандартным рабочим столам – уже настроенным и управляемым централизованно. Изначально мы реализовали пилотный VDI-проект, затем развернутое в тестовой зоне VMware View было переведено в промышленную эксплуатацию. При выборе решения для нас была принципиальной возможность использования именно стандартного клиента для обеспечения привычного рабочего пространства.
В чем, по Вашему мнению, состоят особенности использования VDI?
Они достаточно известны, так что я не открою Америки. Во-первых, это дополнительные требования к каналам связи. А если учитывать тот факт, что VDI тесно связан с мобильностью – использованием смартфонов, планшетов и т.д., то мы говорим, в том числе, о передаче данных через сети сотовых операторов – 3G. Качество каналов вполне приемлемо в крупных городах России, чего не скажешь о прочих. Как следствие, мы получаем низкую скорость доступа и производительность. В то же время при использовании VDI на «тонких» клиентах, особенно в случае большого числа пользователей, компания несет дополнительные накладные расходы на мобильный интернет.
Благо, что он постепенно дешевеет.
Да, но не в разы. Во-вторых, VDI-решение изменяет принципы планирования развития ИТ-инфраструктуры. Парк стандартных ПК разбавляется тонкими и нулевыми клиентами, а нагрузка на серверные и сетевые ресурсы увеличивается. Необходимо более тщательно подходить к управлению ими, к планированию изменения вычислительной начинки дата-центра. И в-третьих, в крупных компаниях обычно существуют стандарты на оборудование для ПК. Поэтому переход к VDI может потребовать глобальной смены клиентских машин. Инвестировать в новое «железо» – на этот шаг пойдут далеко не все.
Всем этим аспектам при внедрении нужно уделить повышенное внимание, поскольку они потенциально могут стать камнями преткновения в проекте.
Что экономически целесообразнее – VDI или стандартные рабочие места?
Это в значительной степени зависит от стоимости работы ИТ-специалистов. Отказываясь от стандартных десктопов и переходя к использованию VDI, компания тем самым смещает вектор нагрузки на персонал в дата-центре. В то же время серьезно экономит на услугах ИТ-специалистов в бренч-офисах. Но стоимость рабочей силы в Москве и Питере – городах, в которых высока концентрация ЦОД крупных компаний, – существенно выше по сравнению с регионами. Какая чаша весов перевесит, зависит от конкретной ситуации. На «взвешивание» в том числе влияет степень износа оборудования – насколько оно выработало свой ресурс. Возможно, инвестиции в любом случае неизбежны, так что VDI-проект придется кстати.
Как Вы полагаете, требует ли внедрение подобного решения привлечения партнера – интегратора, или компании вполне могу обойтись своими силами?
Я считаю, что нужно привлекать партнеров. В нашей жизни всегда есть место подвигу, но VDI – не тот случай. Его использование – это прежде всего изменение стиля работы сотрудников, алгоритмов выполнения их повседневных операций и функций. Трансформируется способ доступа к рабочему месту, к файлам, к данным. Не имея опыта реализации VDI-проектов, достаточно сложно просчитать последствия таких организационных изменений. Плюс необходимо обеспечить адаптацию персонала – провести обучение работе с новым решением. Компетенции партнера здесь тоже пригодятся.
Планирует ли Ваша компания расширение использования этой технологии? Для решения каких бизнес-задач?
Сейчас мы думаем о предоставлении виртуализированных рабочих столов сотрудникам sale-департамента – для возможности удаленного доступа к отчетным, CRM-системам. У нашей компании достаточно много медицинских представителей в России и СНГ, очень разветвленная филиальная сеть: порядка 70 офисов, при этом только в 4 городах – в Москве, Новосибирске, Киеве и Алматы – есть ИТ-подразделения. Поэтому идея централизованного управления и планирования рабочих мест выглядит достаточно привлекательной.
Как вы оцениваете перспективы VDI на российском рынке? Что является сдерживающими факторами для использования этой технологии?
Кому, в принципе, интересно VDI-решение? Крупным компаниям, у которых наличествует распределенная сеть филиалов. Но в Enterprise-секторе изменения проходят весьма непросто – чем больше объект, находящийся в движении, тем сложнее ему корректировать свое направление. О VDI говорят последние несколько лет, но повышенный интерес к технологии возник всего около года назад. Это не такой большой срок для крупных игроков, чтобы взвесить все риски, определить для себя экономическую целесообразность и уже приступить к реализации проектов. Но тот факт, что даже консервативный банковский сектор смотрит в сторону VDI, позволяет говорить о скором повышении практического интереса к технологии.
— Алексей, расскажите, как зародилось кружковое движение?
Спасибо за беседу!