Зачем Yandex.Cloud планирует экспансию в Казахстан?
Какие бизнес-результаты приносит просвещение клиентов?
С какими управленческими решениями сталкивается операционный директор Yandex.Cloud?
В первом полугодии 2021 г. выручка Yandex.Cloud составила 1,1 млрд руб. Это больше, чем за весь 2020-й. Количество клиентов увеличилось на 60%, средний чек — на 90%, сегмент крупных клиентов растет быстрее, чем ожидалось. Компании стали активнее переносить в облако эксплуатацию сервисов и увеличивать объемы cloud-разработки.
Конечно, мы видим себя за пределами России. Есть цель развивать международный бизнес и построить процесс так, чтобы существенная часть доходов приходила не от российских клиентов. Но Россия всегда останется для нас домашним рынком, здесь мы видим себя лидером. Сейчас это не так, потому что есть игроки, доля рынка которых больше, но наша динамика роста позволяет говорить, что к концу следующего года мы будем первыми.
В Казахстане мы стартовали в режиме soft launch. Это своего рода тест — проверка того, насколько продукт востребован в конкретных условиях. Мы открыли в стране представительство и локализовали свою инфраструктуру, чтобы принимать деньги от юрлиц в местной валюте и поддерживать местный документооборот. Сейчас думаем над открытием или арендой дата-центров. По нашим оценкам, рынок Казахстана пока не очень велик, но на нем можно быстро стать игроком №1. В ближайшее время объявим конкретные планы по этому региону.
Отдельной команды под каждый регион не будет — у нас централизованный продукт. В каждой стране будет свой руководитель направления, но команда все равно будет частью общей структуры Yandex.Cloud с головным офисом в Москве. По аналогии с тем, как мы являемся стопроцентной дочкой «Яндекса». Фактически российское представительство Yandex.Cloud станет центром международной компании.
Мы все уйдем в облако. Или нет?
Мир идет к распределенным вычислениям, поэтому все в облака не уйдут. Текущий тренд — облако плюс edge computing, когда конечное устройство используется для вычислений. Или когда часть cloud-платформы базируется у клиента: некоторые сервисы доступны в гибридном формате, и есть кластер Kubernetes, к которому можно подключаться за пределами облака. Мы используем такой подход. Для очень крупных компаний мы можем предоставить стойки в аренду и создать реплику нашего облака на их территории. Но это штучный продукт — впервые мы запустили пилотный проект по такой модели в прошлом году. Поставили заказчику программно-аппаратные комплексы на базе оборудования и технологий, которые применяем в собственных дата-центрах. Плюс компания получила сервис по поддержке и регулярному обновлению решения с учетом развития публичной платформы.
РОССИЙСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО YANDEX.CLOUD СТАНЕТ ЦЕНТРОМ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ.
Компании, которые делают продукт по модели SaaS, могут на 100% жить в облаках. Им нет нужды держать собственные дата-центры или задумываться о ресурсах на стороне пользователей. В2С-рынок — cloud-native по определению, поэтому e-commerce и онлайн-платформы могут спокойно переехать в облака или сразу создаваться там. Если бы я создавал онлайн-сервис, то делал бы его в облаке, потому что это максимально ускорит Time-to-Market.
Российские компании все чаще используют облако не для оптимизации существующих процессов, а для создания новых сервисов и решений. Наиболее активны здесь ИТ, финтех и ритейл. В 2021 г. крупные компании приходят не только с задачами разработки, тестирования или выноса отдельных проектов. Они переносят в облако сервисы, необходимые для работы сотрудников, и системы, с которыми взаимодействуют клиенты.
ЕСЛИ БЫ Я СОЗДАВАЛ ОНЛАЙН СЕРВИС, ТО НА 100% ДЕЛАЛ. БЫ ЕГО В ОБЛАКЕ.
Просвещение как бизнес-стратегия
Огромная часть нашей работы — просвещение рынка. Мы вкладываем много ресурсов, чтобы объяснить, что такое облака, людям с разным бэкграундом — инженерам, аналитикам, разработчикам, менеджменту, финансистам. С каждым из них мы говорим на понятном ему языке и без нужды не углубляемся в технические детали.
Генеральному директору нет смысла рассказывать про биты и байты, ему нужно объяснить, как его бизнес будет расти благодаря облачным решениям. Как можно высвободить ресурсы, что сделает компанию технологичной, зачем нужен продуктовый подход к созданию диджитал-сервисов. Технологические детали будут интересны архитекторам, инженерам и команде DevOps. Применение cloud-решений выглядит по-разному, если смотреть на них с точки зрения финансиста, маркетолога или разработчика.
Мы стараемся совмещать кулуарные мероприятия с масштабными по охвату курсами. Например, недавно запустили бесплатный курс для облачных инженеров. Программа должна помочь специалистам, которые планируют эксплуатировать cloud-сервисы. Их научат использовать БД и контейнеры, познакомят с принципами построения отказоустойчивого сервиса, в программе будет serverless-разработка и много практики. Параллельно мы ежемесячно проводим десятки вебинаров для компаний, на которых объясняем, зачем использовать облака в той или иной отрасли. Это часть нашей бизнес-стратегии, она работает и работает хорошо.
Число крупных клиентов Yandex.Cloud (отраслевые лидеры по капитализации, доле рынка и темпу роста) в этом году выросло до 380. В конце 2020-го их было 270, при этом объем потребления ими облачных сервисов увеличился более чем на 250%. Интересно, что выручка в этом сегменте растет почти на 30% быстрее, чем у среднего и малого бизнеса. При этом в абсолютных цифрах 12 000 СМБ-компаний формируют 51% нашей выручки.
Управленческие решения
На нашей платформе уже более 50 сервисов. Новые пока не разрабатываем, чтобы не терять фокус. С одной стороны, нужно быть инновационными и добавлять услуги. С другой, количество — не самоцель, а значит, от чего-то необходимо отказываться.
ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО МЫ НЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ, - ВАЖНАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Как контролировать качество продукта и развитие продуктового портфеля, не замедляя Time-to-Market? Это развилка: во что больше инвестировать — в надежность или новые фичи и сервисы? С одной стороны, клиенты переносят к нам все более важные, бизнес-критичные нагрузки. Ритейл — онлайн-магазины, финтех — ключевые бизнес-функции, поэтому заказчики хотят надежности и стабильности. С другой, компании идут в облако за технологиями, которые не могут или не хотят делать сами. Здесь нет правильного ответа, мы все еще ищем баланс и делаем ошибки. Каждый новый продукт мы сначала выпускаем бесплатно в формате приватного или публичного превью и тестируем его вместе с рынком. Например, сейчас мы запустили Yandex Cloud Desktop, и в первый день же 80 компаний захотели протестировать его приватно, чтобы дать нам обратную связь.
Определить, что мы не будем делать, — тоже важная часть управленческих решений. Это позволяет компании оставаться сфокусированной и дается довольно тяжело. Но у нас не было решений об отказе от того или иного сервиса, о которых нам пришлось бы жалеть. Иногда мы запускаем что-то недостаточно быстро, как, например, контейнерную разработку. Сейчас вклад направления в общую выручку Yandex.Cloud составляет 7%, а объем потребления этих сервисов в 2021 г. вырос на 300%. Так что это вопрос приоритетов: ресурсов хватает не на всё, поэтому приходится выбирать.