Как стартап может стать резидентом «Сколково»?
Причины, по которым Фонд ищет партнеров среди ИТ-компаний?
Как «Сколково» планирует работать по модели «франшизы»?
— Константин, какие российские технологии, разработанные в «Сколково», вы бы назвали инновационными для мирового рынка?
— Когда создавался Фонд «Сколково», никто не ставил задачу открыть новые физические принципы. Наш фокус в другом: создать среду, которая обеспечит условия для быстрого и простого вывода на рынок инновационных продуктов и сервисов.
— …или лекарство от рака.
— Лекарство от рака мы, кстати, разрабатываем — над этим работают представители биомедкластера. В то же время мы понимаем, насколько сейчас изменяют жизнь те же мобильные приложения. Поэтому наша работа — это баланс между исследованием прорывных технологий и их массовым выводом на рынок. Не менее амбициозная задача — решение проблемы «утечки мозгов». Наши резиденты получают набор сервисов и услуг, которые ускоряют их развитие и снижают риски. Но, повторюсь, в «Сколково» есть и прорывные наукоемкие технологии. Достаточно посмотреть на Сколтех — передовой научно-технический вуз, который ведет исследовательские разработки.
— Насчет «утечки мозгов». Эта проблема реально существует?
Она всегда будет в той или иной форме, здесь главное — найти баланс. Представьте бассейн, в который по одной трубе вода попадает, а по другой — вытекает. Первая «труба» — это приток кадров, на нее мы повлиять не можем. А вот на вторую «трубу» — желание покинуть страну — мы стараемся влиять, создавать конкурентоспособные предложения по работе в России. Причем есть один момент: если российская компания открывает офисы продаж и представительства за рубежом, можно ли считать это утечкой мозгов? Зависит от того, где компания ведет свою разработку. Если разработка ведется в России, здесь создаются рабочие места и копится экспертиза, это уже не утечка мозгов.
В данном отношении Россия выглядит конкурентоспособной, отчасти из-за экономических причин — у нас дешевле содержать штат разработчиков. Также этому способствует создание технопарков. И все чаще компании, даже выходя на зарубежный рынок, основным местом разработки выбирают Россию.
Мы строим свою работу со стартапами по принципу 360°: какая бы форма поддержки стартапу ни понадобилась, он сможет получить ее у нас.
— Что нужно, чтобы стать резидентом «Сколково»? Достаточно идеи, нужен прототип или уже готовый продукт с ясными рыночными перспективами?
То, что вы перечислили, не совсем верно. Разговор с потенциальным резидентом всегда начинается с того, что у него должна быть мечта. Дальше ее нужно описать, оцифровать, приземлить. Процесс экспертизы, который проходит каждый претендент, не оценивает состояние банковского счета или наличие прототипа. Мы смотрим на потенциал идеи, проекта, технологии, рынка и команды. Нашими резидентами становятся компании как с прототипами, так и со зрелыми продуктами. Главное, чтобы у вас была мечта и вы могли ее убедительно презентовать.
В апреле 2019 года компания «Инфосистемы Джет» подписала партнерское соглашение с Фондом «Сколково» (Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий).
— То есть если к вам придут с хорошей идеей, но у команды будет только презентация, вы их возьмете?
И такое бывает. Представьте себя нашим экспертом. Кому бы вы хотели помочь, на кого были бы готовы потратить свое время? Конечно, среди претендентов встречаются и «мечтатели», и «хайпохвататели». Три года назад стало популярно машинное обучение, тогда 90% всех заявок стало начинаться со слов «искусственный интеллект». Но это так не работает. Если претендент взял многократно повторенную, не новую идею и дописал «искусственный интеллект на блокчейне с использованием квантовых технологий», наши эксперты быстро снимут эту шелуху с проекта. При оценке заявок мы обращаем внимание на два аспекта: инновационность и коммерческий потенциал технологии.
— У вас есть региональные предпочтения? Например, стартап из Владивостока или Екатеринбурга вы возьмете с большей вероятностью, чем московский?
Нет, региональные признаки не учитываются. Мы активно сотрудничаем с регионами: уже восемь лет проводим роуд-шоу Open Innovations Startup Tour, где рассказываем, что такое «Сколково» и как стать нашим резидентом. Кстати, статус резидента можно получить, работая не только на нашей территории. 13 августа вступил в силу закон, который снял существовавшие территориальные ограничения деятельности по созданию и развитию «Сколково».
Мы начали тиражировать нашу модель экосистемы, опираясь на успешные региональные инновационные и научно-технологические центры. На данный момент аккредитовано 10 таких центров. Слово «франшиза» в данном случае неправомочно с юридической точки зрения, но по сути описывает то, что мы хотим построить.
— Как к вам попадают стартапы?
Подробный путь описан на сайте sk.ru. Нужно подать заявку, пройти экспертизу, получить заключение и после этого в течение полугода зарегистрировать юридическое лицо. Кстати, есть отличный лайфхак: чтобы пройти нашу бесплатную экспертизу, не нужно создавать юрлицо. Так что к нам регулярно обращаются, чтобы протестировать свои идеи. По сути, это международная экспертиза, поскольку минимум треть специалистов работают за рубежом.
Разговор с потенциальным резидентом всегда начинается с того, какая у него мечта. Дальше ее нужно описать, оцифровать, приземлить.
— Как вы развиваете стартапы, входящие в кластер?
Мы строим свою работу со стартапами по принципу 360°: какая бы форма поддержки стартапу ни понадобилась, он сможет получить ее у нас. Мы фокусируемся на том, чтобы компании быстрее росли. Например, сейчас у нас идет активная фаза акселераторов, в рамках которых стартапы получают возможность пообщаться с крупными интеграторами, получить обратную связь по своим продуктам и заключить контракты с заказчиками. Нашим резидентам доступен пул сервисов по нескольким направлениям: инфраструктура, финансовые гранты, налоговые льготы, защита интеллектуальной собственности. Помимо этого, резиденты могут компенсировать свои затраты с помощью микрогрантов.
— Почему в «Сколково» решили сосредоточиться на поиске партнеров среди ведущих ИТ-компаний?
Альянс «стартапы — интегратор — заказчик» кажется максимально сбалансированным. Давайте посмотрим на структуру рынка. Мы увидим крупных интеграторов, предлагающих клиентам свои услуги и получающих от них фидбэк в виде запроса на инновации. При этом бизнес интеграторов за последнее время сильно изменился, проектная модель уже не работает. Сейчас они занимаются преимущественно консалтингом — помогают своим клиентам выйти на новые рынки и успешно пройти цифровую трансформацию. Поэтому интеграторы находятся в постоянном поиске инноваций. В то же время есть стартапы, которым нужно помочь пройти «долину смерти» и развить свой продукт или технологию. Мы создаем почву для их плодотворного сотрудничества: интегратор получает доступ к целому стеку технологических разработок, а стартап — к базе знаний и клиентам интегратора.
— Как вы оцениваете уровень инновационности компании?
По количеству стартапов, которые она рассмотрела за последнее время. Если 5 — плохо, если 50 — уже хорошо. Эти цифры указывают на зрелость компании и наличие отлаженного процесса работы с инновациями. К сожалению, большая часть компаний не добираются даже до нижней планки.
— Вам приходилось отказывать компаниям в партнерстве?
Да. Из-за недостаточной амбициозности.
Федеральный закон № 449359-7
О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Меньше ограничений для «Сколково»
Федеральный закон № 449359-7 снимает ограничения территориального развития инновационного центра «Сколково». Закон позволяет юридическому лицу получить статус резидента «Сколково» вне зависимости от его местоположения. Инициатива направлена на масштабирование стандартов качества сервисов «Сколково» на региональные инновационные центры.
— Вам казалось, что они мелко мыслят?
Во фразе «нам казалось» неправильный посыл. В проекте «Сколково» есть свои правила и процедуры. Мы не выносим субъективных решений, опираясь на собственные предпочтения, потому что это создает потенциал для коррупции. Когда мы решаем, брать партнера или нет, то руководствуемся понятными и прозрачными критериями. Мы работаем в интересах развития экосистемы «Сколково», и нам важно, чтобы каждый партнер это понимал и вкладывался в нее: организовывал мероприятия, приводил заказчиков, помогал стартапам проходить акселерационные программы. Это и есть тот самый уровень амбиций.
— Когда вы сможете сказать: «Наш пул партнеров сформирован»?
Я думаю, этого не будет. Как в любой подобной модели, затем начнется более тонкая сегментация партнеров. На основе открытых и понятных критериев будет вводиться градация: условно, «серебряный», «золотой» или «платиновый» партнер. Целевых показателей — например, 500 компаний к 2021 году — нет. Нам важно не количество партнеров, а их качество и вклад в экосистему