Чем обусловлено возрастание интереса к решениям Deep Packet Inspection со стороны телеком-операторов?
А.Б.: В первую очередь интерес вызывает возможность расширения обычного функционала транспортной сети, которая сама по себе является лишь «трубой» для трафика. DPI позволяет персонализировать сервисы, предоставляемые сетью, для каждого клиента. Таким образом, мы можем предоставлять более клиентоориентированные сервисы, исходя из задач и интересов пользователя.
Ю.Р.: С момента появления DPI-решений в телекоммуникационной отрасли наблюдается та же ситуация, что и в бактериологии после изобретения микроскопа. До этого происходящее внутри «трубы» оставалось загадкой. О степени загруженности сети и характере передаваемого контента можно было лишь догадываться исходя из статистических исследований, опросов клиентов, верхнеуровневого анализа массивов данных и т.д. Естественно, эта информация не могла полностью отразить картину внутри сети в режиме реального времени. DPI позволяет нам перейти к управляемой среде: мы понимаем, какие виды трафика в данный момент пользуются популярностью у клиентов, соответственно, какие сервисы нуждаются в повышенной заботе с нашей стороны. Мы можем предотвращать, а также нивелировать ситуации, когда более ценный, с точки зрения пользователей, трафик вытесняется менее приоритетным.
Приведите характерный пример.
Ю.Р.: Вспомните весьма распространенную ситуацию, когда пользователь одновременно скачивает файл через torrent-трекер, смотрит ролики на YouTube и общается по Skype. В этот момент время отклика от сервера увеличивается, torrent полностью «забивает» канал. Приложения Peer-to-Peer известны своей жадностью до полосы пропускания, этот вид трафика ведет себя агрессивно по отношению к другим. С помощью DPI мы устанавливаем приоритеты для трафика: гарантируем YouTube и Skype необходимую для их работы полосу пропускания, а остальное отдаем P2P-приложению. Время загрузки файлов несколько увеличивается, но для пользователя это не столь критично, как зависание видео.
А.Б.: Иными словами, решение позволяет понять, какие именно сервисы наиболее интересны конкретным группам абонентов, и обеспечить высокое качество их предоставления с одновременным сохранением приемлемой скорости передачи менее приоритетного трафика.
Какие задачи призвана решать DPI-платформа в Вашей компании?
А.Б.: Во-первых, все вышеперечисленные. Изначально мы внедряли DPI-систему с целью оптимизации передачи трафика для абонентов широкополосного доступа. Несколько лет назад мы столкнулись с проблемой недостаточной пропускной способности междугородных каналов, на узлах, соединяющих городские сети с магистральными, периодически возникали «пробки».
Какова была их периодичность?
Ю.Р.: Трафик в нашей сети имеет циклическую структуру – это синусоида: днем каналы не нагружены, а вечером, когда люди возвращаются домой с работы и массово пользуются интернетом, забиты под завязку. Как следствие, могли возникать перегрузки. При этом страдали все, поскольку не проходил ни интерактивный, ни P2P-трафик. DPI выполняет функцию парашюта: сглаживает падение скорости передачи данных. Но здесь есть свои подводные камни и подземные пещеры.
А.Б.: Сейчас мы смотрим в сторону персонализации сервисов для клиентов – возможной интеграции решения с PCRF-системами, личными кабинетами. В результате пользователь в личном кабинете сможет заказывать только нужные ему опции – доступ к поисковым системам, электронной почте, просмотр видео online и т.д., а не платить усредненную сумму за возможность пользоваться всеми сервисами. Наши коллеги в Европе используют DPI в первую очередь с этой целью. Например, еще на этапе выбора решения мы изучали аналогичный опыт испанского телеком-оператора Yoigo. Управление трафиком для них в принципе не актуально ввиду отсутствия собственной сети, свои усилия компания сосредотачивает на индивидуальной «расфасовке» услуг.
И еще одна задача, с которой элегантно справляется наша DPI-система, – осуществление URL-фильтрации во исполнение Федерального закона 1 139-ФЗ. Происходит анализ запросов от клиентов на предмет совпадения с адресами ресурсов из Единого реестра запрещенных сайтов.
Юрий, Вы затронули тему подводных камней на пути использования DPI-решений. Предлагаем рассмотреть их подробнее.
А.Б.: Да, Юра, расскажи о телевизоре (улыбается).
Ю.Р.: Уже в ходе эксплуатации системы мы установили, что пропускать через DPI-комплексы малой процессорной мощности IPTV-контент не представляется возможным, поскольку далее он передается с искажениями, в телевизионных приставках клиентов начинают возникать ошибки. На этапе испытания предлагаемых вендорами решений в лаборатории нашего R&D-департамента тестирования этого контента проводились, но были проверены не все возможные конфигурации ПО. Более мощные DPI пропускают подобный трафик без каких-либо проблем, а маломощные машины требуют его вывода в отдельный канал, что мы в итоге и сделали.
А.Б.: Еще одна проблема, с которой мы столкнулись, имеет прямое отношение к видам трафика. Как выяснилось в процессе эксплуатации DPI, трафик, относящийся, например, к «ВКонтакте» или браузерным онлайн-играм, зачастую ошибочно приписывался torrent-системам. Дело в том, что некоторые протоколы, которые используют torrent-клиенты, через определенное время становятся востребованными и у крупных генераторов контента – у тех же социальных сетей. В этих случаях мы создавали trouble-ticket’ы и решали проблемы совместно с производителем DPI-решения: меняли настройки комплекса.
Существуют ли мифы в области DPI: от чего система не послужит панацеей?
Ю.Р.: Во-первых, не стоит думать, что технология позволяет утилизировать канал на 100% без каких-либо последствий для сети. Допустим, он полностью загружен, а клиенты благодаря DPI не ощущают критических перерывов в предоставлении нужных им сервисов. Но в бочке меда, как говорится… В этот момент мы перестаем контролировать ситуацию: не видим, сколько «отложенного спроса» находится в том пике, который мы «придавили» – разнесли по времени. Если мы пустим ситуацию на самотек, рано или поздно на оборудовании, работающем на пределе, возникнет авария.
Во-вторых, общий клиентский трафик довольно инерционен, он меняется медленно, поэтому говорить о получении важных ежедневных статистических данных нельзя. Временной шаг составляет полгода: вы понимаете, какие векторы развития наблюдаются в данной клиентской базе, в том или ином городе, используются ли для доступа в интернет новые приложения и т.д. Так что DPI, несмотря на его уникальные возможности для анализа трафика в режиме реального времени, нельзя рассматривать как необходимый инструмент для ежедневных маркетинговых исследований. Если других задач, кроме выявления состава трафика в канале оператора, не ставится, целесообразнее однократно привлечь сторонних специалистов с временной установкой DPI.
Не стоит думать, что технология DPI позволяет утилизировать канал на 100% без каких-либо последствий для сети. Допустим, он полностью загружен, а клиенты благодаря DPI не ощущают критических перерывов в предоставлении нужных им сервисов. Но в бочке меда, как говорится… В этот момент мы перестаем контролировать ситуацию: не видим, сколько «отложенного спроса» находится в том пике, который мы «придавили» – разнесли по времени
То есть не стоит ждать от решения слишком многого
А.Б.: Да, кроме этого, существует еще одна проблема: за DPI стоит транспортная сеть, причем не только наша, но и коллег по цеху: контент-провайдеров и других операторов. Что происходит в их «королевствах», нам, по понятным причинам, неизвестно. Наша DPI-система не влияет на работу сетей партнеров, при этом возникающие у них проблемы могут отразиться на качестве предоставляемых нами сервисов. Представьте, что пользователь из Омска «тянет» ролик с зарубежного YouTube: данные идут через полпланеты и несколько сетей. Для минимизации возможных проблем и стоимости передачи целесообразно использовать решения, работающие в паре с DPI, – Content Delivery Networks и системы кэширования, которые будут обеспечивать дислокацию наиболее популярного контента рядом с клиентом.
Как Вы считаете, что ждет российский телекоммуникационный рынок с точки зрения использования PCC-решений в ближайшие несколько лет? Ваши прогнозы.
Ю.Р.: Зарубежные аналитики предсказывают окончательное отмирание модели «продажа неклиентоориентированного контента» в ближайшие 5–10 лет. Мы уже переходим от усредненного предложения к индивидуальным сервисам. У нас выявлены большие группы клиентов, у которых есть определенные требования к скорости и качеству работы интернета. Например, геймеры ожидают минимальных ping’ов, отсутствия задержек или сбоев в интернет-соединении. Интернет-серферы в том числе заинтересованы в качестве онлайн-видео. А другие клиенты хотели бы просто избавиться от лишних расходов, поскольку круг их потребностей включает в себя лишь почту и общение в социальных сетях. Градация сервисов неизбежна, в ближайшем будущем клиент будет делать выбор в пользу того или иного оператора исходя из того, насколько компания озаботилась именно его потребностями.
Большое спасибо за беседу!