Зачем банк «Открытие» сократил число ИТ-систем с 700 до 200?
Почему банку потребовалось модернизировать процесс доставки приложений?
Какие результаты показывает Citrix App Layering?
— Исторически банк «Открытие» развивался в том числе за счет объединения банков. В 2019 г. состоялась интеграция «Открытия» и Бинбанка и прошла ИТ-трансформация. Как в такой ситуации ИТ-блок расставлял приоритеты в части модернизации инфраструктуры?
В начале трансформации в нашем ИТ-ландшафте было более 700 систем. Причем они частично дублировали друг друга по функционалу. В части доставки приложений была схожая ситуация — нужно было собрать воедино разрозненную картину. Сопровождать и обслуживать такую инфраструктуру было тяжело.
Наши коллеги провели анализ информационных систем банка и выделили целевые — получилось 200 сервисов. Основными задачами для нас стали упразднение дублирующего функционала и централизация инфраструктуры на базе двух основных дата-центров. Далее следовали этапы подготовки инфраструктуры, миграции данных и продуктов в целевые системы. Особое внимание мы уделили повышению доступности сервисов.
— Почему вы решили модернизировать доступ к приложениям для сотрудников?
У «Открытия» разветвленная региональная сеть, причем в регионах находятся не только подразделения клиентского обслуживания, но и значительная часть бэк-офисных подразделений. При этом информационная инфраструктура банка централизована и расположена в Москве. Нам было необходимо найти решение, обеспечивающее унифицированный и централизованный администрируемый доступ к приложениям со стороны региональных рабочих мест и позволяющее обеспечить сопровождение этих рабочих мест по единому стандарту.
Для решения этих задач мы решили использовать Citrix App Layering. Предыдущий сервис доставки приложений не был оптимальным: разнородность оборудования и версий ПО для организации доступа, отсутствие централизованного управления и резерва, низкая производительность, нехватка квалифицированного персонала в регионах, множество узких мест и ограничений. Были сложности с доступностью, обновлениями и администрированием в целом.
— Как изменился показатель доступности приложений после внедрения Citrix App Layering?
Раньше сбой в приложении или повреждение конфигурации локальных рабочих мест могли приводить к довольно длительным простоям, причем в течение квартала случалось до 10 подобных инцидентов. Сейчас инциденты, связанные с недоступностью приложений, регистрируются максимум раз в квартал и длятся не дольше 15 минут. При этом время подготовки приложений к тиражированию уменьшилось в 3 раза — это отличный показатель.
Как Citrix App Layering повлиял на банк «Открытие»
В 3 раза
уменьшилось время подготовки приложений.
В 2,5 раза
сократилось время тиражирования приложений.
В 4 раза
ускорилось обновление приложений.
— Насколько сложным оказался процесс миграции на новое ПО управления приложениями?
Нам нужно было провести работы с минимальными простоями и минимальным влиянием на доступность сервисов. Поэтому провели реинжиниринг системы доставки приложений из разнородных блоков в единое решение. Думаю, если бы мы работали сами, не избежали бы ошибок. Основную сложность представляли подготовка новой платформы и миграция пользователей в бесшовном режиме. Трудно было собирать информацию и адаптировать приложения под новую систему. Поскольку ресурсов на подготовку всех наших технологических приложений у нас не было, мы привлекли к проекту партнера. «Инфосистемы Джет» разгрузили нас от рутинных задач и помогли с внедрением. Миграция более 20 тысяч пользователей проводилась силами наших специалистов.
— Какие системы переносили в первую очередь?
Сначала мы перенесли массовые приложения, необходимые бэк-офису. Они наиболее чувствительны для бизнеса: ошибки могли остановить работу банка. Затем мигрировали вспомогательные приложения (например, архиваторы и графические редакторы), а в последнюю очередь — специфическое банковское ПО, которым пользуются единицы. Для пользователей переезд проходил незаметно, они разве что видели немного другие ярлыки на рабочем столе.
— Запуск проекта совпал с началом пандемии. Коронавирус как-то повлиял на него?
Идея модернизации процесса доставки приложений назрела давно. В отличие от внезапно нагрянувшего коронавируса, это был продуманный шаг. То, что проект совпал с пандемией, — случайность. Но отчасти нам повезло, потому что, благодаря миграции приложений, инфраструктура для удаленных рабочих мест была уже развернута и перевод работы в удаленный формат не вызвал больших проблем. Нам удалось в короткие сроки перевести на дистанционный формат работы 14 000 сотрудников. Если бы проекта не было, пандемия принесла бы нам большие сюрпризы.
— Вы планируете переходить на гибридный формат работы?
Да, на гибридный формат (когда сотрудник часть недели работает из офиса, а часть — из дома и, будучи в офисе, использует коворкинговые рабочие места) уже переведено 2200 человек. До конца года их численность вырастет до 2600. На него переходят специалисты, которые не взаимодействуют с клиентами в офисах. Процесс идет поэтапно, в итоге на гибридную модель перейдет треть сотрудников штабных и линейных подразделений.
— Что банк получил от проекта, помимо ускорения доступа к приложениям?
Во-первых, уже упомянутую возможность удаленной работы — управляемую и легко масштабируемую. Это позволит банку экономить на офисном пространстве. Во-вторых, мы можем обновлять приложения без какого-либо влияния на другие сервисы. Раньше приходилось обновлять весь образ — это сложно и трудоемко. В-третьих, сократилось время публикации новых приложений (от нескольких часов до нескольких минут), а возможность масштабирования инфраструктуры позволяет массово публиковать одно приложение вместо другого. Наконец, для решения нештатных ситуаций теперь требуется меньше человеческих ресурсов. Вместо пяти специалистов достаточно администратора с единой консолью.
— Citrix App Layering — достаточно свежий продукт. Вы не боялись переезжать на него?
Банк «Открытие» не использует продукты, у которых нет референсов, поэтому мы не были первопроходцами. К тому же мы доверяем репутации Citrix, а у «Инфосистемы Джет» был опыт работы с технологией. Хотя это достаточно смелый поступок, с учетом масштабов нашей задачи. Но таковы реалии современных банков: если хочешь оставаться конкурентоспособным, ты должен быть смелым.