И первым собеседником «Jet Info» стал Александр Клечиков, начальник отдела информационно-технической поддержки Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, который поделился опытом реализации ИТ-проекта в своей компании.
Для чего гос. структурам нужны современные ИТ — технологии (есть ли специфика)?
На мой взгляд, особой специфики нет. Государственные органы исполняют государственные функции (или, как еще говорят, предоставляют государственные услуги). Это можно сравнить с услугами, оказываемыми коммерческими предприятиями. Для их эффективного исполнения необходимы современные ИТ — технологии. Просто, в большинстве случаев, для гос. структур мерилом эффективности выступает не прибыль, а другие показатели деятельности.
Как происходила работа до внедрения системы управления ИТ ? Что послужило стимулом для принятия решения о ее внедрении ? Когда это произошло ?
Осознание того, что подобная система необходима, пришло через некоторое время после « освоения » в должности руководителя ИТ — подразделения Комитета. Малый численный штат ИТ — шников (без надежды на увеличение), большой объем инфраструктуры, территориальная распределенность подразделений, многообразие используемого типового и специализированного программного обеспечения – основные причины, побудившие к внедрению инструмента, повышающего эффективность управления всем этим « хозяйством ».
По каким критериям происходил выбор партнера для внедрения системы и самой системы ?
Нужна была система с возможностью мониторинга и управления гетерогенной средой (Microsoft, SUN, Unix), известная на рынке настолько, чтобы ни сейчас, ни в перспективе не возникало проблем с доступностью ресурсов на ее сопровождение и развитие. Было проанализировано несколько решений. В результате выбрали HP OpenView. К партнеру предъявлялись похожие требования: разносторонние компетенции, известность и « устойчивость » на рынке, подкрепленные реальными проектами. Компания « Инфосистемы Джет » соответствовала всем предъявляемым требованиям и компетенциям.
Каковы самые большие плюсы от использования системы управления ИТ ? Какие сложности возникали в ходе реализации проекта ?
Самый главный плюс – проактивность в обнаружении потенциальных проблем в ИТ — инфраструктуре. Если раньше ИТ — подразделение узнавало о проблеме, по сути, от пользователей, когда неприятность уже произошла, то сейчас возможно ее предупредить. Удалось существенно « разгрузить » администраторов от задачи постоянного « ручного » мониторинга. ServiceManager навел порядок в части исполнения заявок пользователей. Сейчас практически отсутствуют повторные обращения по одному и тому же инциденту в ИТ — подразделение. Раньше это было печальной « нормой ». Появился так называемый « helicopter view » – возможность взглянуть на жизнедеятельность ИТ — подразделения « сверху » и детализировано « опуститься » в проблемную зону. Раньше судорожно бегали по земле от ямы к яме, не имея представления – где появится следующая.
Основная сложность – пассивное противодействие собственных сотрудников. Подобные системы всегда добавляют определенной формализованной работы: заводить заявки, настраивать оборудование для мониторинга, вести учет конфигурационных единиц и т. д. Для системных администраторов это « нелюбимая » работа, в ней нет « творчества ». Но когда стал очевиден позитивный результат, пришло осознание, что для его достижения нужно выполнять все эти формализмы.
Насколько тяжело или наоборот легко проходил процесс обучения сотрудников ИТ — отдела работе с системой ?
Само обучение проходило легко, поскольку обучение – это познание нового и повышение собственной « капитализации » как специалиста. Сотрудники ИТ — отдела это прекрасно понимают.
Говоря о процессах автоматизации, все чаще обсуждается вопрос об экономической эффективности подобных проектов (кто — то даже говорит – что сделать это нереально). Пытались вы оценить экономический эффект внедрения процессов автоматизации управления ИТ — ресурсами ?
Нет, не пытались. Перед нами не стояла такая задача, особенно при условии, что прямая выгода очевидна. Я бы привел аналогию с большим полем, которое надо вскопать. Вы один (или вас, например, трое). Есть лопата, а есть трактор с плугом. Очевидно, что с такими людскими ресурсами трактором поле будет перепахано быстрее и качественнее. Посчитать эффективность можно, но какой смысл это делать ?! Вот если хозяин поля не дает денег на трактор – тогда другое дело, экономическими расчетами надо стараться его убедить. В нашем случае, к счастью, не было проблем с руководством при утверждении финансирования на этот проект. Была другая проблема – отказ увеличить штат, а недавно его и вовсе сократили. При таких условиях внедрение автоматизированных решений, когда часть функций людей передается системе, – неизбежно.
Как вы думаете, возможно ли сейчас вообще обойтись без средств ИТ ? В чем основная причина такого широкого распространения этой сферы на все области деятельности человека ?
Обойтись, конечно, можно. Ведь до 1943 года, когда был создан первый электронный компьютер, обходились. Другое дело, что сделать это сейчас будет тяжело. Все равно, что отказаться от автомобилей, телефонов и прочих достижений прогресса. Если автомобили, корабли, самолеты, станки – это « дополнительные руки » человека, то ИТ – его « дополнительная голова » . Информационные технологии позволяют в сотни и тысячи (а в отдельных случаях и в миллионы) раз повысить скорость и точность обработки самой разной информации, которая необходима человеку во всех областях жизни.