ИТ сегодня стали неотъемлемой частью и условием развития не только бизнеса, но и отраслей, которые еще несколько лет назад считались не зависящими от них. В сфере высшего образования в России ИТ из дополнительного довеска в обучении трансформировались в необходимую составляющую процесса, значительно повышающую его эффективность. Понимая это, российские вузы встают на путь информатизации.
Не так давно в наших СМИ прошла новость о том, что Пермский государственный национальный исследовательский университет создал первую в России электронную библиотеку на платформе IBM FileNet P8. Сегодня мы говорим с Владимиром Сушиным, директором Университетского центра Интернет, о последних ИТ-тенденциях в сфере образования, ключевых особенностях совместного проекта по построению библиотеки и дальнейших планах вуза по информатизации.
Владимир Николаевич, в чем, на Ваш взгляд, состоят основные тренды развития ИТ в сфере высшего образования?
Я могу отметить два тренда. Первый состоит в том, что многие вузы сегодня переходят на высокопроизводительные платформы. В университетах создаются крупные вычислительные центры, обеспечивающие эффективное выполнение различных процессов, связанных с высшим образованием: непосредственно обучения, ведения научных исследований, развития информационно-библиотечных сред и т.д. Второй тренд – это все возрастающая распространенность среди студентов и преподавателей электронных книг, смартфонов, планшетов. Как следствие, возникает необходимость обеспечения максимальной доступности ИТ-ресурсов в любое время и в любом месте – развития интернет-технологий и cloud-сред.
Существует ли в Вашем вузе ИТ-стратегия? Ее основные принципы?
Здесь нужно начинать с общей стратегии университета: ПГНИУ ставит своими целями постоянное улучшение качества образования, обеспечение доступности информации и самого обучения. Эти же цели лежат в основе комплексной ИТ-стратегии вуза. Наша задача – хранить, обрабатывать и предоставлять информацию студентам и сотрудникам в наиболее удобном для них формате. Параллельно возникают задачи защиты информации (в том числе персональных данных), авторских прав и т.п.
— Алексей, расскажите, как зародилось кружковое движение?
Мы создали современный дата-центр, на базе которого консолидировали ИТ-инфраструктуру. Он объединяет буквально под одной крышей результаты тех ИТ-проектов, которые были реализованы в университете до его появления: систему видеонаблюдения и пожароохранные системы, единую телеинформационную, биллинговую системы и т.д. Вычислительные ресурсы дата-центра также используются в рамках проведения научных исследований. В то же время мы уже реализовали несколько проектов на базе нового ЦОД: создание электронной библиотеки, внедрение нескольких систем видеоконференцсвязи. В данный момент мы разворачиваем систему хранения видеоданных. Установленные в аудиториях камеры осуществляют запись лекций. И в дальнейшем студенты смогут просматривать эти видеозаписи с любого устройства, имеющего доступ в интернет.
Ваш вуз уже не один год сотрудничает с зарубежными университетами. Ориентировались ли Вы на их опыт при создании своей электронной библиотеки?
Да, наши специалисты перенимали опыт американских коллег, например, из Университета Луисвилля. Также были рабочие поездки в Оксфорд. Мы стремились максимально учесть все нюансы создания электронной библиотеки.
В чем состояли особенности этого проекта?
Первое и самое главное: мы использовали решения, изначально не предназначенные для работы с электронными книгами. Это платформа для управления корпоративными данными IBM FileNet P8 и средство информационной безопасности Seclore FileSecure.
Что стало причиной?
Дело в том, что решений «из коробки» для создания корпоративной – в данном случае вузовской – электронной библиотеки в нашей стране не существует. Зарубежные вендоры, например, Adobe, предлагают подобные системы, но принцип их работы противоречит российскому законодательству. По закону РФ, сервер, на котором хранятся данные о книгах, журнал книговыдачи и т.д., должен физически находиться в России, решения вендоров же подразумевают хранение этой информации за рубежом. Поэтому мы и не могли их использовать.
В итоге FileNet является системой хранения и обеспечивает доступ к электронному контенту – книгам, журналам, а Seclore позволяет осуществлять соблюдение прав доступа пользователей и гарантирует защиту авторских прав. Адаптацию решений под наши задачи мы осуществляли совместно с компанией «Инфосистемы Джет».
Вторая особенность заключается в том, что мы разработали систему под Android – самую распространенную на сегодняшний день платформу для планшетов и смартфонов. В настоящий момент студенты и преподаватели могут пользоваться электронной библиотекой как с ПК, так и с мобильных устройств и планшетов.
Опишите принцип работы электронной библиотеки с точки зрения пользователя. Допустим, студенту нужна книга для подготовки к экзамену.
Тогда он обращается к ресурсу и скачивает нужное издание на свой персональный компьютер. Как и в обычном читальном зале, пользователь получает доступ к книге на определенное время, например, на месяц. Параллельно в журнале книговыдачи в автоматическом режиме создается запись о том, что этот студент получил 1 экземпляр издания на 30 дней. По истечении срока хранения книга опять же автоматически удаляется с диска. Право на дальнейшую выдачу этого экземпляра возвращается в библиотеку.
При этом каждый раз, когда студент открывает электронную книгу, его ПК может синхронизироваться с библиотечным сервером. И мы можем видеть, в какие дни и сколько страниц он прочел. В то же время система обеспечения информационной безопасности защищает книги от несанкционированного копирования, в том числе от использования Print Screen.
Какие преимущества получил университет от перехода на цифровой контент?
Во-первых, электронные книги не изнашиваются и буквально ничего не весят, в отличие от бумажного фонда. Как говорится, электронные рукописи не горят. Во-вторых, стоимость цифрового контента ощутимо ниже: содержание электронных фондов обходится в среднем в 2–3 раза дешевле традиционных бумажных библиотек. Если учесть, что только на приобретение новых печатных изданий наш вуз тратит около 8 млн рублей в год, экономия весьма существенна. Сейчас у нас появляется возможность вместе с электронным контентом покупать и планшетные устройства – «читалки».
В то же время есть и сдерживающие факторы: так, часть контента в университетской библиотеке представлена только в бумажном виде. Российские издательства со своей стороны должны осознать преимущества и степень востребованности электронных книг современными читателями. Полагаю, что через несколько лет популярность цифрового контента будет так высока, что выпуск электронных книг для издательств станет просто насущной необходимостью.
Как Вы в целом оцениваете значение электронной библиотеки для университета?
Кроме практических преимуществ, о которых я говорил выше, электронная библиотека – это элемент престижа. В то же время это подтверждение соответствия международным стандартам образования: если в России вузовские электронные библиотеки только получают свое развитие, то за рубежом они уже относительно давно стали нормальной практикой.
Спасибо за беседу!