Зачем «Делимобиль» ввел рейтинговую систему водителей
Как ИТ-ДНК помогла каршерингу пережить сложности 2020 г.
Почему «Делимобиль» — ИТ-компания
О компании: ООО «Каршеринг Руссия»
Руководство: CEO Елена Бехтина
Отрасль: Транспорт
Год основания: 2015
Количество сотрудников: Около 3000
Сайт: delimobil.ru
ИТ-ДНК «Делимобиля»
Москва занимает первое место в мире по количеству автомобилей каршеринга. На втором месте — Токио, а замыкает тройку Пекин. Россия имеет огромный потенциал для развития каршеринга с учетом ее географии и модели потребления. Шеринг-экономика начинает развиваться тогда, когда люди хотят прокатиться на машине, но не хотят покупать ее по разным причинам. Именно тут и появляется каршеринг. И это только экономический потенциал, а есть еще географический — и он колоссален. Современные города перестраиваются, все больше внимания уделяется инфраструктуре, ее делают удобной для человека, и транспорт — часть этой системы.
Пандемия и локдаун ударили по всем сферам экономики, каршеринг не стал исключением. Но в какой-то момент стало понятно, что люди соскучились по передвижениям. На фоне запрета большинства международных маршрутов автомобиль — это оптимальный вариант для путешествий более чем когда-либо. Поэтому компания сделала акцент на расширении возможной зоны поездки и взяла фокус на развитие внутреннего туризма. За время пандемии почти вдвое увеличилось число городов присутствия «Делимобиля», зоны поездок расширились почти до 160 направлений, были введены новые длительные кросс-региональные маршруты. К 2021 г. мы расширили зоны еще в 3 раза и стали самым охватывающим с точки зрения географии каршерингом в России.
Когда грянула пандемия, одним из приоритетных вопросов стала профилактика. «Делимобиль» запустил новые алгоритмы по обеспечению регулярной дезинфекции автопарка. Компания начала в 3–4 раза чаще мыть свои автомобили и переориентировала часть затрат на средства дезинфекции.
COVID-19 изменил поведение клиентов, они стали внимательнее относиться к безопасности и соблюдению социальной дистанции. Люди охотнее выбирают чистые машины, регулярно задают вопросы о том, как проводится дезинфекция. В условиях пандемии каршеринг стал полноценной заменой личному автотранспорту и удобным и безопасным средством перемещения из точки А в точку В.
Каршеринг позволяет тестировать разные модели, что более привлекательно, чем использовать только одну машину — собственную. Хотя есть часть аудитории, которой важно именно свое авто: его можно оборудовать под себя, хранить вещи в багажнике и нет рисков, что кто-то, кто ехал до тебя, повлияет на состояние автомобиля. Но с развитием культуры шеринга люди будут более ответственно относиться к арендованным машинам.
«Делимобиль» работает на диджитал-платформе, поэтому можно сказать, что это ИТ-компания. Показательно, что в марте вся компания перешла на дистанционный режим работы всего за 4 часа: на тот момент все необходимые устройства и инфраструктура уже были. Важное преимущество каршеринга в том, что это платформенный бизнес и его можно быстро адаптировать под разные потребности. Каршеринг — это в первую очередь диджитал-продукт.
Команда — отдельный повод для гордости. Она мгновенно мобилизовалась и перешла на удаленный режим, не потеряла боевой настрой и создала несколько интересных продуктов. Например, появилось B2B-направление. Первым к пилотному проекту подключился сервис экспресс-доставки сети «Пятерочка». Тогда же, весной, «Делимобиль» договорился о доставке продуктов по Москве с помощью сервиса «Самокат». Осенью была запущена опция Self Service — это полностью автоматизированный жизненный цикл в сервисе B2B-каршеринга: от регистрации до получения закрывающих документов. Компании малого и среднего бизнеса могут самостоятельно регистрироваться в каршеринге и использовать его как корпоративный автопарк для сотрудников. Летом компания добавила несколько маршрутов в Delik Tour —автомобильные туры между городами России.
В 2020 г. клиентская база «Делимобиля» составляла более 5 млн пользователей, а в день совершалось более 80 тыс. операций по аренде.
Смарт-тест и рейтинг водителей
В каршеринге традиционно высоки требования к безопасности. С 19 октября «Делимобиль» запустил рейтинг пользователей, который клиенты могут увидеть у себя в приложении. Рейтинг проставляется по пятибалльной шкале и дает возможность пользователю влиять на ценообразование тарифов и подключение дополнительных опций. Проект реализовала команда аналитиков, разработчиков и продуктологов компании.
На рейтинг клиента влияют 4 фактора: манера вождения, частота поездок, наличие или отсутствие штрафов, а также своевременность оплаты поездок. В специальном разделе приложения пользователь может анализировать, каким образом складывается его рейтинг. Первые результаты показывают положительную динамику: уже сейчас зафиксировано снижение уровня ДТП на 20% по сравнению с тем же месяцем предыдущего года.
Еще одно нововведение — смарт-тест, выявляющий состояние алкогольного опьянения или усталости у водителя. Тест проводится в приложении перед бронированием автомобиля с 23:00 до 05:00 — в это время наиболее высок риск того, что за руль может сесть человек в состоянии, небезопасном для вождения. Тест представляет собой quiz или опрос с различными вариантами заданий: нужно подбирать определенную последовательность цифр или фигур на скорость. Таким образом, этот аналог алкозамков дистанционно определяет снижение когнитивных функций у человека. Перед разработкой digital-теста «Делимобиль» консультировался с полицией и наркологами и учел их рекомендации.
Перспективы шеринг-экономики
Шеринг-экономика не возникает сама по себе. Сначала должна измениться модель поведения людей, потом на основании их потребностей станут расти новые бизнес-модели. Так появились коллективные закупки в рознице, Airbnb и, конечно же, каршеринг. Эта экономика будет только развиваться. Все технологии уже готовы, каршеринг и райдшеринг (совместные поездки на автомобиле, участники которых поровну делят траты между собой) разогрели мир, и все больше компаний начинают работать по этой модели.
Каршеринговые компании превратятся в нечто большее, чем аренда машин. Например, основная разработка «Делимобиля» — это ИТ-платформа с возможностью подключения бизнес-модулей: доставки, продажи машин, сервисного обслуживания, автоконсьержа и т.д. Все, что связано с жизнью человека в персональном транспортном средстве. Фактически уже сейчас сервис включает в себя предикативные модели поведения клиента — это уже упомянутые алкотесты, скоринг и динамическое ценообразование.
В ближайшие 2 года будут востребованы технологии, повышающие безопасность: алгоритмы передвижения на дороге, рейтинги клиентов в зависимости от стиля вождения, а также направления, связанные с Big Data: скоринги, построение маршрутов, управление спросом и ценами. Также важно все, что связано с экологией, — электродвигатели, газомоторное топливо. С 1 декабря «Делимобиль» начал устанавливать газовое оборудование в 150 автомобилях Volkswagen Polo и Hyundai Solaris в Нижнем Новгороде. После тестового периода компания планирует переводить свой автопарк на газомоторное топливо и в других регионах. Забота об экологии и будущем — еще одна базовая ценность каршеринга. В каком-то смысле она и стала основой этого бизнеса.