О компании
Название: «Центр корпоративных решений» (в составе Fletcher Group)
Руководство компании: Генеральный директор Нелли Николаевна Мещерякова
Отрасль: Металлургия
Год основания: 2019
— Какой сценарий использования облака вы считаете оптимальным и по каким причинам?
Мы проводили сравнение нескольких бизнес-моделей применения облачных технологий с точки зрения их экономической целесообразности и пришли к выводу, что оптимальным вариантом является использование гибридных облаков.
В первую очередь ЦКР рассматривает варианты переноса в публичное облако сред разработки и тестирования. Это более оптимально, чем размещать их в частном облаке. У партнеров есть необходимый пул оборудования и штат ИТ-специалистов, а значит, компании не нужно думать о том, как обеспечить наличие кадровых и технических ресурсов.
В то же время ЦКР не готов переносить на площадку партнера некоторые продуктовые среды. Также нельзя переносить в облако системы, в которых обрабатывается критичная для компании информация. В данном случае мы не рассматриваем даже вариант подписания NDA с партнером. Например, в кадровой системе обрабатываются данные, которые компании принципиально не будут хранить вовне. По тем же причинам в облака не переносят ИБ-решения.
— Есть мнение, что в перспективе подавляющее большинство компаний перейдут в публичные облака.
В России это невозможно. Как я уже говорил, есть данные, которые компании не могут хранить на внешних ресурсах. Например, вы не можете перенести в облако СРК.
Fletcher Group объединяет сервисные функции в «Центре корпоративных решений»
Единая сервисная компания «Центр корпоративных решений» (ЦКР) оказывает сервисные услуги предприятиям Группы НЛМК и дивизионам.
ЦКР предоставляет услуги по осуществлению корпоративных функций, таких как бухгалтерский и налоговый учет, кадровый документооборот, поддержка процессов казначейства и снабжения и др.
Создание ЦКР нацелено на повышение операционной эффективности за счет стандартизации и оптимизации поддерживающих процессов и контрольных процедур, внедрения лучших практик, развития ИТ-инструментов, организации центров компетенций.
— Распространено мнение, что отечественные игроки рынка облачных услуг на данный момент уступают зарубежным провайдерам. Так ли это?
На российском рынке сейчас нет провайдеров облачных услуг, которые могли бы предоставлять сервисы на уровне зарубежных провайдеров. Но в ближайшей перспективе такие компании появятся, в том числе благодаря поддержке государства. В ближайшие 3–5 лет наш облачный рынок путем проб и ошибок достигнет необходимого уровня развития. Одна из наиболее перспективных облачных площадок — платформа SberCloud.
— Как можно оценить ТСО и экономию при переходе в облако?
ЦКР оценивает все затраты, возникающие при размещении системы в собственном ЦОДе компании, затем анализирует и сравнивает предложения от партнеров. В итоге у нас формируется финансовый показатель, по которому можно судить об эффективности использования облака. Разработка ТСО для крупного проекта в среднем занимает до полутора месяцев, в случае очень сложных кейсов — до трех месяцев.
— Какие сервисы, предоставляемые провайдерами публичных облаков, действительно имеет смысл использовать?
Давайте сначала конкретизируем, какие инфраструктурные сервисы предлагают наши провайдеры. Это виртуальные мощности, услуги по поддержке данных от аппаратного до прикладного слоя, сервисы проактивной работы (аналитика, рекомендации, дополнительное проектирование). При этом провайдеры сильно различаются по качеству предоставляемых услуг.
ЦКР ориентируется на крупных международных игроков — использует мощности Amazon, Microsoft, Atos. Нередко свои сервисы предлагают и российские компании. Но следует отметить, что у наших провайдеров недостаточно отработан механизм предоставления услуг. К примеру, они не всегда могут оперативно ответить на вопросы о биллинге. Когда мы задаем типовой вопрос представителям зарубежных компаний, ответ приходит очень быстро — очевидно наличие у них богатого опыта.
— Как решить проблемы информационной безопасности при переходе в облако?
Самая большая проблема в части ИБ — это непонимание характера информации, которая обрабатывается в системах компании. Во многих организациях до сих пор не настроены процессы категоризации данных. Есть файловые серверы, порталы и почта, где циркулируют данные, которые никак не разделяются. При переходе в облако нужно обязательно классифицировать потоки информации на уровне процессов. Но сделать это — выстроить процессы таким образом, чтобы критичные для компании данные не выходили вовне, — очень сложно.
Простой пример — портал компании. Казалось бы, задача легко решается: для внешних документов нужно перенести портал в облако, а для внутренних — создать его на собственном сервере. Но как выстроить четкий процесс разделения документов? Компании зачастую не могут решить эту проблему и идут двумя путями. Первый — переход в область «бумажной безопасности», когда компания подписывает NDA и рассчитывает на лояльность провайдера. Второй — признание всех имеющихся данных критичными и отказ от облака. ЦКР классифицирует всю информацию, выделяет относительно изолированные кластеры и переносит их в облако.
— Как вы считаете, последние нормативные акты, вроде требований по защите КИИ, мешают или помогают переходу в облако?
На данный момент утверждены еще не все нормативные акты, и общая картина по КИИ до конца не ясна. Сейчас все проходят этап категорирования объектов критической информационной инфраструктуры. Но существует много зон неопределенности. Например, в отношении закона «О персональных данных» регламентировано, что и как защищать, а с КИИ ясности пока нет.
Как это повлияет на переход в облака? Думаю, негативно: требования к КИИ будут очень жесткими, и вряд ли компании смогут переносить такие системы в облачную среду. Хотя есть вероятность того, что регулятор выделит одного-двух провайдеров, которым на законодательном уровне разрешат хранить подобные данные.
— Сказывается ли на российском облачном рынке санкционная политика?
Конечно. Все больше компаний хотят размещать свои системы в России. Если раньше они пользовались зарубежными решениями, то сейчас задаются вопросом: а что нас ждет, если мы попадем в санкционный список? Поэтому прорабатываются варианты партнерства с российскими провайдерами. Такая политика дает возможность развиваться нашему облачному рынку. Я знаю несколько крупных компаний, которые сейчас переносят свои системы в российские облака. Вместе с провайдерами они разрабатывают оптимальные механизмы взаимодействия.
— Какими будут ИТ-инфраструктуры российских крупных компаний через 10 лет?
Уверен, что это будет гибридная облачная модель. Чем выше уровень зрелости компании, тем тщательнее она считает затраты и прибыль и тем активнее будет выводить непрофильные системы из собственной инфраструктуры в облака. Эта модель формируется прямо сейчас. Мы еще не ушли от парадигмы консолидации ИТ-активов на своих площадках, но ситуация меняется. Нет необходимости размещать все системы в рамках собственной инфраструктуры — это дорого и неэффективно. В компаниях останутся ключевые для бизнеса сервисы, остальное будет размещено в облаках.
— Нужен ли отдельный сотрудник, который будет контролировать облачные активы компании?
В компании обязательно должна быть служба заказчика — специалисты, которые будут управлять услугами и взаимодействием с провайдером. Приведу пример: вы заказываете мощности, пользуетесь ими, бизнес и проект развиваются. Но во время работы часть мощностей становится невостребованной, добавляются новые ресурсы. Нужен человек, который будет видеть общую картину, работать с партнером над повышением качества услуг, формулировать новые требования. В ЦКР есть сотрудники, которые постоянно взаимодействуют с контрагентами, проводят еженедельные статусы, планируют новые проекты. Никто не знает особенности инфраструктуры и требования бизнеса лучше, чем представитель заказчика.
Елена Демьянова
Комментарий
Мы — уникальная компания на российском рынке
В апреле этого года бывший вице-президент Группы НЛМК по развитию информационных систем Елена Демьянова перешла в компанию «Центр корпоративных решений» (ЦКР). Топ-менеджер сконцентрируется на выстраивании единых ИТ-решений для предприятий Группы НЛМК и дивизионов. Мы побеседовали с Еленой о том, какие задачи стоят перед ЦКР, рассматривает ли компания выход на рынок, а также о стратегии ее работы с облачными платформами.
— Какие стратегические задачи стоят перед ЦКР?
«Центр корпоративных решений» объединит процессы, единые для всех дивизионов: бухгалтерию, налоговый учет, казначейство, кадровое администрирование. В перспективе к ним могут добавиться страхование, юридическая поддержка и другие корпоративные процессы, которые обеспечат синергетический эффект для всех участников.
ИТ-решения здесь выступают в качестве базиса, на котором мы строим всю работу ЦКР. Мы не ставили себе задачу создать аналог «НЛМК-Информационных технологий». Главным для нас было консолидировать определенные бизнес-процессы в рамках одной компании, ИТ в данном случае идут как обслуживающая их функция. Основная задача «Центра корпоративных решений» следует из названия компании: это накопление экспертизы по корпоративным направлениям. В свою очередь, Группа НЛМК и дивизионы сосредоточатся на бизнесе, не отвлекаясь на вспомогательные процессы.
— Рассматриваете ли вы вариант выхода компании на рынок?
Да, рассматриваем, но в нашей стране это непросто реализовать. Я не знаю ни одного случая, чтобы крупные компании продавали собственных аутсорсинговых подрядчиков. В России другой менталитет, мы до сих пор пробуксовываем в вопросах аутсорсинга тех функций, которые в мире уже давно отдают партнерам, — например, техподдержки, аутсорсинга печати и т.д. Так, наши европейские активы под ключ аутсорсят сервисы кадрового администрирования и расчета заработной платы. Для России это нехарактерно.
Мы потенциально готовы работать с рынком, но сейчас наша главная задача — объединить активы. Сначала мы хотим, используя лучшие практики НЛМК, развить их в других дивизионах. В перспективе ближайших лет мы планируем накопить разнонаправленную экспертизу, которая будет интересна не только НЛМК и дивизионам.
Отмечу, что на российском рынке у ЦКР нет аналогов. Мы не просто корпоративный центр или транзакционная компания. Мы владеем компетенциями, предлагаем умные решения и сервисы, снимая эту нагрузку с компаний-заказчиков.
— Как вы планируете развивать облачное направление (частное, публичное или гибридное облако)? Если вы рассматриваете гибридный вариант, то что готовы отдать в public, а что будете размещать у себя? Каких результатов рассчитываете достичь в перспективе ближайших нескольких лет?
Не думаю, что мы перейдем исключительно на частные или на публичные облака. Мы сейчас активно используем гибридное облако и, скорее всего, продолжим работать по этой модели. Мир стремительно меняется, и мы должны быть столь же гибкими. Какая информация будет храниться в частном облаке, а какая — в публичном, зависит от законодательной базы (например, от закона № 152-ФЗ «О персональных данных») и от здравого смысла. Главный принцип здесь таков: если потеря данных по причине использования платформы облачного провайдера обойдется нам дороже размещения на собственных мощностях, то мы, конечно, выберем частные облака.