Новые паттерны поведения клиентов в 2020 г.
Какие факторы нужно учитывать при разработке касс самообслуживания
Как пандемия повлияла на продажи NCR
На ваш взгляд, события 2020 г. ускорили автоматизацию ритейла? Сколько времени ушло бы у отрасли, чтобы осознать необходимость цифровизации в стандартных условиях?
Безусловно, сложившаяся в 2020 г. ситуация ускорила темпы цифровизации в отрасли розничной торговли. Сейчас на первое место вышли проекты, реализацию которых некоторые заказчики планировали на последующие 2–3 года. Казавшиеся в прошлом году просто «удобными» услуги вроде Click-and-Collect (оформление заказов онлайн, возможность самостоятельно забрать заказанный товар в магазине или не выходя из машины) сегодня весьма востребованы. Покупатели хотят иметь больше возможностей для бесконтактного совершения покупок. Ситуация с коронавирусом ускорила реализацию цифровых проектов на 5–7 лет.
«Мир никогда не будет прежним» — мы постоянно в течение года слышим эту мантру, произошел слишком быстрый сдвиг парадигм. Давайте сравним сегодняшний ритейл с ритейлом начала года: хайповые технологии превратились в необходимые. А быстрые прикладные инновации — в своеобразные технологические пилюли.
На примере нового поколения архитектуры магазина от NCR мы показываем, как ускорить внедрение технологий. Например, мы помогали ритейлерам запускать приложения для управления очередями и подключали к сервисам по организации самовывоза всего за несколько дней, а не недель или месяцев, что сегодня является нормой в отрасли.
Насколько, по вашему мнению, отрасль в принципе была готова к «черному лебедю» COVID-19?
Думаю, никто не был готов к тому, с чем мы столкнулись в этом году. Просто одни сегменты розничной торговли оказались в более удачном положении, чем другие, если вообще можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию словом «удача». Сегмент продовольственных товаров демонстрирует рост продаж с марта, а небольшие специализированные предприятия, которые не были достаточно широко представлены в интернете и работа которых основана на личном общении, прилагали немалые усилия, чтобы не потерять связь с покупателями. При ограниченных финансах и неопределенности они были вынуждены инвестировать в развитие новых каналов сбыта, что оказалось довольно сложной, но жизненно необходимой задачей.
Какие интересные явления в ритейле вы наблюдаете прямо сейчас? Может быть, в нем происходят мощные сдвиги, которые видят только эксперты?
Мы наблюдаем смещение баланса (сил) в сторону покупателей. По нашему мнению, эта тенденция сохранится и после окончания пандемии. В этот период неопределенности мы как потребители решаем, взаимодействовать ли нам с торговыми сетями и каким образом это делать. Многие используют технологии, которые помогают совершать покупки и при этом чувствовать себя в безопасности, — самовывоз из магазина с возможностью доставки заказа до багажника машины, самостоятельное сканирование покупок и кассы самообслуживания, бесконтактные платежи. По прогнозам аналитиков, 30–40% привычек, выработанных за это время, сохранится в будущем при условии, что технологии, которые их поддерживают, действительно удобны и приносят пользу.
Как пандемия повлияла на ваши продажи? Продукция стала более востребована? Или компании резко урезали свои бюджеты, а следом просели и продажи?
В первом полугодии были задержки в реализации проектов из-за вынужденного закрытия некоторых магазинов, снижения темпов открытия, а также смещения приоритета у торговых сетей на поддержание операционной деятельности существующих точек, а не запуска новых проектов. Тем не менее по результатам 3-го квартала мы показали рост по сравнению с предыдущим годом благодаря увеличению спроса на системы самообслуживания и дистанционно управляемые сервисы. В Европе реакция была чуть более быстрой, и запрос случился уже в начале первых локдаунов. СНГ шел с задержкой в 2–3 месяца.
Каковы ваши прогнозы на ближайшие годы: спрос на вашу продукцию будет расти, останется стабильным или снизится?
Учитывая положительные результаты за 3-й квартал, мы уверены в правильности выбранного пути. Наши клиенты видят преимущества подхода к работе на открытой платформе, реализованного в Next Generation Retail Store Architecture. Для торговых сетей сейчас критически важно быть готовыми к новым вызовам, ведь пандемия уже показала, что многие полезные сервисы и процессы не могут быть внедрены из-за устаревших базовых систем. Открытая платформа со стандартными интерфейсами позволяет быстро интегрировать новые технологии.
Прокомментируйте тренд на самостоятельную разработку касс самообслуживания, который сегодня есть среди отечественных ритейлеров. На ваш взгляд, это направление будет развиваться?
Мы видим растущий спрос на кассы самообслуживания: технология помогает соблюдать правила дистанцирования, рекомендованные во всем мире. Увеличение доли безналичных платежей в стране делает все более заманчивой идею создания своей кассы самообслуживания. Но это только на первый взгляд. Слишком мало времени прошло. Бытует мнение, что чем дешевле касса самообслуживания, тем быстрее она будет окупаться. Но конечная цель ее использования — помочь ритейлеру продавать больше, а это уже совокупность факторов: не только стоимость оборудования, но и правильно настроенные бизнес-процессы в магазине, обученный персонал, удобство для покупателей и т.д. Если эти условия не выполняются, то и целесообразность использования касс самообслуживания вызывает вопросы. К сожалению, многие компании, занимающиеся их разработкой, не уделяют должного внимания этим факторам.
На заметку
Компания RBR, занимающаяся исследованиями рынка, отмечает рост объемов поставок касс самообслуживания более чем на 50% в 2019 г. и прогнозирует дальнейшее повышение спроса.
Предприятия розничной торговли все чаще обращаются к нашим технологиям — например, по распознаванию товаров на кассе самообслуживания, обработке утверждений сроков годности в удаленном режиме, дистанционному разрешению сложных ситуаций. В итоге в 3-м квартале 2020 г. рост спроса на кассы самообслуживания NCR в США и Европе, на Ближнем Востоке и в Африке достиг двузначных показателей.