Какие опции программ лояльности популярны у российских покупателей?
Как «Кошелек» помогает партнерам адаптироваться к новой реальности?
Технологические особенности приложения.
Что интересно пользователям программ лояльности в 2022 году? Какие сервисы и функционал для них особенно важны?
Если говорить о самых распространенных программах лояльности — дисконтных или бонусных, — пользователям в первую очередь важна выгода, которую они несут. Промо-скидки по картам, специальные офферы для участников (клубы, любимый продукт или категория), возможность списания баллов. Для программ каталожного типа важен востребованный ассортимент вознаграждений. Обычно это купоны или скидки в магазинах продуктов, на популярную технику, детские товары. В 2022 году людям важно сохранять привычный образ жизни, в том числе с помощью программ лояльности.
Есть реальные кейсы, когда при изменении правил начисления и использования баллов в худшую сторону покупатели полностью потеряли интерес к программе лояльности в течение нескольких месяцев. Они не предъявляли карты на кассе, а новые участники переставали регистрироваться. Из этого можно сделать вывод, что в кризисной ситуации на первом плане всегда будут выгода и экономия.
Отмечу, что в этом году, как и в период пандемии, в воздухе витали идеи изменения политики скидок: изменение ширины и глубины промо, приостановка программ лояльности и т. д. Однако сейчас все это в основном связано с трудностями с ассортиментом и логистикой или с техническими проблемами на стороне поставщиков ПО (в связи с массовым исходом иностранных брендов из РФ).
Какие тренды появились на рынке после начала кризиса? Как «Кошелек» помогает компаниям-партнерам встраиваться в новые тенденции?
У наших партнеров остро встал вопрос экономии маркетинговых бюджетов, при этом планы по продажам и задача их стимулирования сохранились. Мы смогли оперативно адаптироваться и предложили рынку новые возможности для коммуникаций с аудиторией через пуши. В первую очередь мы расширили возможности наших партнеров по коммуникации с их текущей аудиторией. Раньше они могли размещать акции и отправлять пуши только тем пользователям, которые выпустили их карту непосредственно в «Кошельке». Теперь им доступны и те клиенты, кто сфотографировал имеющуюся пластиковую карту и внес ее в приложение. Это расширило аудиторию для партнеров, интегрированных с нашим приложением, а многим брендам в принципе открыло доступ для коммуникаций через «Кошелек».
Вторая возможность, которую мы предоставили партнерам, позволяет привлекать новых пользователей в программы лояльности посредством анализа пользовательского поведения для построения целевой коммуникации на базе «Кошелька». Это уникальная возможность для рынка.
Уход западных брендов сильно ударил по вашей клиентской базе?
Текущая ситуация негативно отразилась на нас, как и на российском бизнесе в целом. После ухода крупных иностранных компаний мы сфокусировались на локальных брендах. Сейчас ситуация немного стабилизировалась, а зарубежные бренды постепенно начали возвращаться, что не может не радовать.
В мае мы сократили объем закупки трафика и прочие расходы на маркетинг, чтобы снизить риски в условиях высокой неопределенности. Такое решение также было связано с нестабильностью курса рубля и негативной макроэкономической обстановкой. Но, несмотря на это, с нами остаются 12 миллионов ежемесячной лояльной аудитории. Пользователи стали активнее экономить даже на базовых расходах, искать выгодные акции и кэшбэк-предложения. Поэтому конверсия в выпуск карт для новых пользователей не снизилась, а с мая начала расти. Мы ожидаем, что рост продолжится, и работаем над рядом инициатив, чтобы его укрепить:
- Обновляем главную страницу приложения
- Тестируем онбординг для пользователей в Каталоге и обучаем экономии с «Кошельком»
- Активно коммуницируем с пользователями через пуши и почтовые рассылки
Мы ожидаем, что все эти инициативы в совокупности побудят пользователей еще чаще выпускать карты, сканировать чеки и искать выгодные акции.
Вас сильно затронули вопросы санкций и импортозамещения?
В 2018 году мы стали первым российским сервисом бесконтактных мобильных платежей. Наши пользователи получили возможность оплачивать покупки и услуги с помощью «Кошелек Pay» во всех терминалах, поддерживающих бесконтактную оплату Mastercard. Позже к нам присоединилась платежная система VISA. С недавних пор эти платежные системы перестали работать в РФ, а с ними ушла и возможность наших пользователей оплачивать свои покупки с помощью «Кошелек Pay». Наша команда сейчас работает над запуском дополнительных способов оплаты через «Кошелек Pay», и в апреле мы запустили в пилотном режиме новый продукт — сервис Долями. Это оплата товаров частями без комиссии и переплат при предъявлении карты лояльности торговых сетей. Тестовой площадкой стала одна из розничных сетей дрогери — два магазина в Санкт-Петербурге. В конце июля мы запустили второй регион — все точки этой сети в Великом Новгороде. Кроме того, в завершающей стадии находится разработка второго fintech-продукта — оплата через Систему быстрых платежей от НСПК. «Кошелек» одним из первых получил статус Агента ТСП.
Какие распространенные ошибки в части взаимодействия с клиентами характерны для российского рынка?
По моему опыту, самые частые ошибки возникают, когда бизнес знает о клиенте достаточно информации (т. е. научился собирать и хранить данные), но никак не использует ее при взаимодействии с потребителем. Мне, как очень давнему и активному пользователю программы лояльности одной торговой сети, крайне забавно постоянно получать предложения из серии «500 баллов на счет за регистрацию в программе» или «500 баллов за установку мобильного приложения». Учитывая ранее накопленную информацию, можно значительно сэкономить маркетинговый бюджет и повысить эффективность любой коммуникации. Я бы начинала с ревизии имеющихся данных и извлечения из них максимальной пользы. Может быть, какой-то показатель эффективности утилизации внутренних данных придумала, если бы задалась целью.
Что вы понимаете под термином «клиентский сервис»? Каких принципов во взаимодействии с клиентами вы придерживаетесь?
Мы работаем на B2B- и B2C-рынках, поэтому ответов будет два. Хороший клиентский сервис в части B2C — это дать пользователю отличный продукт с сокращением ненужных для него контактов с поддержкой. Над этим работает вся продуктовая команда нашего приложения.
На B2B-рынке мы должны соответствовать высоким запросам крупного бизнеса. Здесь речь идет о качественном аккаунтинге, высокой доступности, точном биллинге и оперативном реагировании на запросы и инциденты — траблшутинге.
Как выглядит опыт клиента «Кошелька»?
Основной путь нашего пользователя — предъявить из приложения карту лояльности на кассе, все остальные функциональности и новые продукты строятся вокруг этого, чтобы не только не нарушить ключевой сценарий, но и получить синергетический эффект от комбинации основного сценария и дополнительного функционала.
Как вы выстраиваете взаимодействие с партнерами?
Оно начинается с процесса продажи и нашего коммерческого департамента. На этом этапе, помимо демонстрации наших возможностей, важной частью переговоров является помощь в оценке нашего проекта с точки зрения доходов и расходов. Одному партнеру мы даем возможность сэкономить на коммуникациях, другому — расширить базу клиентов, третьему — создать дополнительный канал коммуникации к уже имеющимся. После продажи и заключения договора партнера начинает вести отдел аккаунтинга. Под присмотром аккаунта происходят техническая интеграция и выстраивание всех необходимых процессов: поддержка пользователей, документооборот и др.
Как вы реализуете интеграцию с программами лояльности ритейлеров?
Стандартная интеграция по CMAPI выглядит так: оценка интеграции, доработки на стороне партнера (если это необходимо), настройка на нашей стороне, тестирование и запуск в промышленную эксплуатацию. В базовом наборе функций при интеграции мы предлагаем следующие возможности для партнера: регистрация нового пользователя и аутентификация существующего; передача всех полей анкеты, включая ряд настраиваемых полей, которые партнеры используют по своему усмотрению (интересы, наличие детей или животных); баланс баллов; размер скидки; история транзакций; акции и персональные предложения; рассылка транзакционных и рекламных пушей по базе своих пользователей.
Какие технологии стоят за вашим продуктом?
Наш продукт — это нативное мобильное приложение для iOS и Android с редкими эпизодами использования WebView-компонент для проверки гипотез. Также у нас есть web-сайт, но сейчас мы минимизировали его развитие и используем только как витрину для контента.
Для аналитики мы используем Apache Zeppelin, Amplitude и Microsoft Power BI. Что касается внутренних инструментов, в основном это наши собственные разработки, например, платформы активной и пассивной коммуникации. Внешние решения используем выборочно, к примеру, для рассылки и верстки почтовых рассылок. В данном случае внешний сервис обходится в разы дешевле, чем собственная разработка.
Какие современные подходы вы используете при разработке (DevSecOps, No-code)?
У нас уже разработано довольно много внутренних систем, которые могут изменять свое поведение без вмешательства команды разработки. Яркий пример — формирование той же рассылки: достаточно одного CVM-специалиста, чтобы ее оформить и запустить на целевую аудиторию.
Традиционное модное машинное обучение мы используем практически с момента запуска приложения. В нашем основном сценарии важную роль играет распознавание отсканированных пользователями карт лояльности: его обеспечивает наша система модерации, построенная на базе нейросети. Робот автоматически распознает до 97% всех карт лояльности, добавленных в «Кошелек», и превращает пользовательскую фотографию в красивую карту лояльности бренда. Остальные 3% проходят ручную модерацию.
Мы собираем и агрегируем большое количество пользовательских данных для аналитики, сегментации и настройки сценариев в приложении. С ростом базы пользователей эти процессы требуют все большей мощности и стабильности.
Один из наших ключевых проектов на 2022 год — полная контейнеризация приложения и миграция в Kubernetes. Это позволит нам проще масштабироваться, лучше справляться с нагрузками в часы пик и сэкономить на инфраструктуре.
Безопасность нашего приложения также должна быть на высоком уровне. Мы одни из немногих небанковских приложений, имеющих сертификат PCI DSS. Хочу подчеркнуть, что безопасность у нас начинается с самых ранних стадий разработки и проектирования, плюс на этапе сборки приложения у нас интегрировано множество проверок безопасности, есть политики обновления как операционных систем и прикладного ПО, так и библиотек, которые мы используем. Недавно завершили проект по актуализации версии Java, которую используют наши бэкенд-сервисы, обновили фреймворки и библиотеки на свежие версии. Мы пристально следим за публикуемыми проблемами безопасности и оперативно закрываем их. Например, в конце 2021 года, когда появилась очень критичная проблема с суперпопулярной библиотекой логирования log4j, мы в тот же день проверили все наши сервисы на уязвимость. Так как мы в основной массе сервисов используем другие библиотеки логирования, эта проблема никак не повлияла на наше приложение.
Аналитика также мигрирует. Здесь сразу несколько причин, одна из которых — импортозамещение 2.0. Мы переходим с Microsoft Azure в Яндекс.Облако и актуализируем устаревшее хранилище: уходим от Microsoft SQL в Greenplum и ClickHouse.
Что в вашем сервисе уникально для российского рынка?
Еще пару лет назад я бы сказала, что это самое большое количество произведенных интеграций с офлайн-ритейлом (хотя здесь мы все еще лидеры). Но сегодня «Кошелек» — это 12 миллионов уникальных пользователей в месяц, более 28 миллионов карт лояльности, выпущенных через приложение только в цифровом виде, а также возможность для партнеров взаимодействовать с аудиторией бренда даже без интеграции.
Мы всегда готовы к новым вызовам и часто получаем интересные запросы: на нестандартную интеграцию, разработку важной для партнера функциональности, совместное построение программы лояльности или мобильного приложения. Такое сотрудничество для партнера — отличная возможность достичь своих целей: повысить узнаваемость и проникновение бренда или проверить какую-то гипотезу, при этом сократив расходы на разработку, регистрацию новых пользователей и сбор данных.