Как за 2 года сеть АЗС «ОПТИ» стала самой большой сетью независимых автозаправочных станций в России?
Почему сейчас топливный ритейлер инвестирует в системы рекомендации?
О компании: Сеть АЗС «ОПТИ». Партнер «Газпром нефти»
Отрасль: Сбыт/реализация моторного топлива
Год основания: 2019
Сайт: https://azs-opti.ru
Стартап внутри
Сеть АЗС «ОПТИ» — это партнерская сеть под брендом «ОПТИ», объединяющая независимых участников рынка. При входе в проект партнеры проводят ряд работ, в том числе по ребрендингу АЗС. В реконструкцию и развитие новых АЗС мы с партнерами вкладываемся на паритетной основе. Если коротко: на нас вся бизнес-модель, ИТ-начинка, мы также предоставляем станции брендовые конструкции, стелу, занимаемся продвижением и маркетингом, обучаем персонал, помогаем контролировать работу АЗС. Партнер должен подготовить оборудование и обеспечить бесперебойную интернет-связь. В среднем эти инвестиции составляют 3–4 млн руб. Партнеры используют топливо компании «Газпром нефть — Региональные продажи», исключение составляют регионы, где нет ее присутствия. Но и там мы помогаем с поиском надежных поставщиков топлива.
Специально для этого проекта мы разработали ИТ-платформу. Когда началась работа над проектом «ОПТИ», стало понятно, что у большой компании с устоявшейся структурой процессы устроены иначе по сравнению с небольшой сетью независимых АЗС. Поэтому мы не могли использовать собственные системы, нужно было делать что-то кастомное, более подходящее для наших партнеров, чтобы не ломать их процессы.
Главная задача платформы — дать инструменты для развития бизнеса партнеров и оптимизации затрат. Она включает полный цикл автоматизации бизнес-процессов на станции — от операций с топливом до работы с персоналом. Между ними есть большой пласт сопутствующих сервисов и услуг: ассортимент, своевременность поставок, общение с поставщиками. И все это команда «ОПТИ» берет на себя. Обычно у партнеров есть свои информационные системы, мы их меняем, можем даже поставить свои компьютеры и принтеры. Главное — чтобы команде было удобно управлять сетью, а для этого станции должны быть унифицированы с точки зрения ИТ. Стандартизация порождает уровень SLA, а чем больше становится сеть, тем дешевле сопровождение каждого отдельного элемента.
208
Млн литров топлива реализовали в 2020 г. на всех АЗС «ОПТИ»
Решение работает в облаке, имеет веб-интерфейс и доступно по ссылке, то есть партнеру не нужно ничего скачивать. Разработки мы тестируем только в отечественных средах. Чтобы исключить фрод, мы полностью отказались от офлайн-процедур, все работает в онлайне.
Все доработки ИТ-платформы идут за наш счет, партнеры за них не доплачивают. Например, в прошлом году мы внедрили национальную систему маркировки товаров «Честный ЗНАК» — электронный документооборот между поставщиками и государством. Это большая доработка: у нас ушло полгода на интеграцию с соответствующими системами управления. Малым и средним предпринимателям внедрить «Честный ЗНАК» было бы еще сложнее, а наши партнеры получили работающее решение автоматически, не отвлекаясь от основной деятельности. Другой пример: у одного из наших партнеров были карты лояльности, сделанные в форме ключа от домофона. Я узнала, что это популярный метод, к тому же ключ стоит дешевле «пластика». В итоге мы заменили партнеру карты на привычные пластиковые, но пока этого не произошло, мы буквально за месяц интегрировали его необычную систему с нашей платформой.
Сеть АЗС с такой необычной ИТ-платформой — это в первую очередь эксперимент. Мы хотели проверить, можно ли создать легкий и удобный продукт.
Платформа «ОПТИ» существует как самостоятельная бизнес-единица, это топливный стартап. За 3 года существования «ОПТИ» стала самой большой сетью независимых АЗС в России: 200 станций, которыми управляют 95 партнеров. Партнерам легко открывать новые точки, наша команда всегда готова помочь, мы даже можем с нуля написать процессинг, если это необходимо.
303
проверки качества топлива проведено на АЗС
в 2020 году
Вдохновленные «Додо Пиццей»
Я пришла в компанию 3 года назад без опыта работы в топливной отрасли. Более того, вся команда набиралась с нуля, и она тоже не была связана с топливным рынком. То, что наш взгляд был незамыленным, в итоге пошло на пользу проекту. Но в то же время в тонкостях работы мы разбирались уже в процессе. Например, мы не знали, что многие станции партнеров до сих пор измеряют уровень топлива «палкой». Официально она называется метршток, но на самом деле это просто палка, которую опускают в резервуар. Мы очень хотели это автоматизировать: ну какая палка?! Но на деле это невозможно, потому что на рынке практически нет дешевых и проверенных электронных уровнемеров. В итоге в нашей цифровой платформе прописаны 2 метода считывания объемов топлива: электронный уровнемер, который автоматически передает данные в систему, и все та же палка.
Вся наша команда набиралась с нуля, и она не была связана с топливным рынком. То, что наш взгляд был незамыленным, в итоге пошло на пользу проекту. Но в то же время в тонкостях работы мы разбирались уже в процессе.
Когда проект только запускался, нашим бенчмарком была «Додо Пицца». Мы 3 раза всей командой приезжали в гости к Федору Овчинникову, он делился опытом.
Наша команда разработки насчитывает 16 человек.
Мы с самого старта проекта хотели научиться запускать станции удаленно, чтобы туда выезжал максимум один инженер. В 2020 г. из-за пандемии жизнь заставила нас прийти к этому. В итоге практически все станции прошлого года (80 АЗС) — были запущенны удаленно, без выезда. Для сравнения: все 90 станций, запущенных в 2019-м, подключали только с выездом. Самое сложное — протянуть связь до станции, обычно наши партнеры делают 2–3 канала. Один из партнеров даже договаривался с провайдером, чтобы тот поставил новую вышку, так как станция стояла где-то на трассе. Затем на объект приезжает монтажник, который подключает оборудование. А пусконаладка идет удаленно: наши специалисты из Санкт-Петербурга подключаются к компьютеру станции. У нас прописано, что АЗС может стоять максимум 6 часов, но такого не было уже давно. Обычно на всю работу уходит не более 2 часов.
Планы по развитию: системы рекомендации и модуль управления кафе
Сейчас мы много инвестируем в ритейл. Например, разработали систему персональных предложений на кассе. Это математическая модель, которая анализирует покупки клиента, сопоставляет их с прошлыми визитами, предлагает докупить что-то из популярных у него товаров — булочку, кофе или питьевой йогурт. Сейчас решение проходит тестирование, его запустили в январе. Интересно то, что мы «дотягиваемся» до клиента не пуш-уведомлением на телефон, а просто уведомлением кассиру. Во-первых, пуш-уведомления могут раздражать покупателя из-за их обилия. Во-вторых, у многих наших клиентов в регионах кнопочные телефоны, там элементарно некуда прислать пуш.
Еще один наш проект тоже связан с рекомендациями — на этот раз по ассортименту товаров на АЗС. С учетом высокой волатильности рынка нефтепродуктов АЗС учатся зарабатывать не на топливе. Благодаря накопленной базе данных мы умеем сегментировать не только клиентов, но и станции. Платформа анализирует расположение АЗС, виды топлива, историю покупок и товарный ассортимент. На основании этих данных генерирует советы: какие товары партнеру стоит закупать, как часто это делать, какую цену ставить, чтобы повысить оборачиваемость. Это классическая система автозаказов, с которой давно знакомы в ритейле.
К нам приходит много стартапов с системами, позволяющими формировать рекомендации по ценам — на сопутствующие товары, на бензин. Но мы уже умеем это сами. По идее, стартап должен предложить нам что-то, о чем мы раньше не подозревали. Но чаще предлагают то, что мы либо уже сделали, либо попробовали и отсеяли.
В конце прошлого года мы провели большой опрос независимой топливной розницы и поняли, что не учим партнеров управлять кафе. А это большие возможности для заработка на станции. Поэтому в ближайшее время планируем сделать модуль управления.
Мы рассматриваем АЗС не просто как станцию, где заправляются. Это нечто большее — место, где можно поесть, поработать, может быть, даже провести встречу. Наш проект выделяется на топливном рынке, поскольку мы постепенно усиливаем ритейл-составляющую АЗС. Совсем скоро это будут не просто заправки, а экосистемы, закрывающие несколько потребностей клиента.
Современная АЗС трансформируется в ритейлера, и мы выступаем одним из флагманов этих изменений.
Наш проект выделяется на топливном рынке, поскольку мы постепенно усиливаем ритейл-составляющую АЗС. Совсем скоро это будут не просто заправки, а экосистемы, закрывающие несколько потребностей клиента.
В целом в планах — большая технологическая переработка системы управления, чтобы стать еще гибче и меньше тратить на инфраструктуру. Наши серверы стоят дешево благодаря оптимизации, но мы знаем, как сделать их еще дешевле. Если мы сейчас поменяем платформу и сделаем ее технологичнее, то, скорее всего, нас не успеют догнать. Да, у нас сейчас нет конкурентов в топливной сфере, но я уверена, что скоро они появятся.