Опишите компанию, которая на сегодняшний день является типичным потребителем DCIM-системы.
А.Б.: Простейший ответ – любая компания, но цели, которые ставятся перед DCIM, могут различаться в зависимости от масштаба бизнеса. Небольшие организации стремятся с помощью решения прежде всего оптимизировать инфраструктуру, снизить PUE. Для крупных игроков, особенно территориально-распределенных компаний, это инструмент, позволяющий точно определить, что же происходит в их огромном ИТ-хозяйстве.
О.И.: Один заказчик выбирает DCIM, поскольку на повестке дня у него стоит задача оперативной идентификации проблем, возникающих в ЦОД, и реагирования на них, другой – для поддержания актуальной информации о состоянии инфраструктуры. Дефицит или текучка обслуживающего дата-центр персонала не способствует своевременному получению этих данных, DCIM успешно решает эту проблему.
Если говорить о компаниях с географически разнесенными площадками: существуют ли у них специфические задачи, под которые заточены DCIM-системы?
А.Б.: Скорее, у них значительно выше степень заинтересованности в решении. Специфика России такова, что в подавляющем большинстве случаев управление территориально-распределенными организациями происходит из Москвы или Санкт-Петербурга. В то же время есть другая, связанная с первой, тенденция: наиболее компетентные технические кадры предпочитают переезжать из регионов в центры. Поэтому обеспечение должного технического обслуживания удаленных объектов может стать проблемой. Далеко не всегда компания может позволить себе регулярно командировать технических специалистов для решения штатных задач на местах. DCIM закрывает ряд вопросов, связанных с эксплуатацией дата-центров, находящихся в разных точках страны.
Что необходимо учитывать при внедрении DCIM? Одним словом, к чему стоит быть готовым?
А.Б.: Встраивание в ИТ-ландшафт подобной системы – очень сложный процесс, сравнимый с внедрением ERP, приложения масштаба предприятия. Отличие в том, что ERP работает в идеальной среде настроенной и отработанной ОС, а DCIM по определению взаимодействует с множеством аппаратных устройств и других систем. Проводя внедрение, нужно в первую очередь учитывать структуру компании, сложившиеся бизнес-процессы, чтобы безболезненно вписать в них решение. Также необходимо понимать, кто является владельцем тех элементов инфраструктуры, которые в дальнейшем будут интегрироваться с DCIM. Из такой постановки задач следуют и возможные затруднения.
О.И.: Здесь скрыты те же подводные камни, которые возникают при внедрении любой системы управления. Если налаженные бизнес-процессы отсутствуют, внедрение не имеет смысла – «нельзя автоматизировать бардак». При внедрении DCIM также не исключены сомнения со стороны персонала: «Нужна ли эта система в принципе?». Мы сталкивались с такой реакцией на своих проектах. Дело в том, что DCIM – достаточно молодой класс систем, мониторингом и управлением физической инфраструктурой в нашей стране начали озадачиваться относительно недавно. До появления DCIM сакральными знаниями о том, где и как проложены кабели, какие нюансы наблюдаются в работе системы кондиционирования и т.д., обладали только технические специалисты – старожилы компании. Когда все эти данные попадают в базу и становятся доступны довольно широкому кругу сотрудников, специалисты-знатоки инфраструктуры могут чувствовать себя невостребованными, соответственно, они будут сопротивляться нововведениям. Молодые сотрудники же, наоборот, с интересом изучают систему, оценивая, насколько она может облегчить им жизнь.
Какие шаги в таком случае стоит предпринять, чтобы избежать влияния человеческого фактора?
Ю.Ш.: Еще до начала внедрения – на этапе обсуждения необходимого функционала системы – нужно формировать пул сторонников DCIM, причем как на руководящем уровне, так и среди технических специалистов. Решение должно восприниматься не как замена людей бездушной автоматикой, а в качестве инструмента-помощника, позволяющего сотрудникам быть более эффективными. Такой подход сведет на нет многие потенциальные трудности внедрения и эксплуатации.
Александр, Вы уже упомянули о необходимости интеграции DCIM с другими системами, существующими в компании. С какими именно и по каким причинам этот процесс неизбежен?
А.Б.: Прежде всего с системами Enterprise-класса, отвечающими за управление бизнес-процессами, поддержание работоспособности компании. Это позволяет учитывать факторы, относящиеся к инфраструктуре ЦОД, при принятии высокоуровневых решений, то есть комплексно рассматривать управленческие вопросы.
О.И.: Другими словами, основная задача DCIM в качестве одного из ИТ-кирпичиков – доставка информации с уровня физической инфраструктуры на самый верх для оперативного и в то же время взвешенного принятия бизнес-решений. Например, компания планирует массовое открытие филиалов в следующем году: нужно ли в связи с этим строить новый ЦОД или достаточно модернизировать существующую площадку.
Сталкивались ли Вы с завышенными ожиданиями компаний в отношении DCIM?
А.Б.: Можно сказать, что завышенные ожидания – это, скорее, правило, нежели исключение. Чем меньше компания знакома с решением до начала внедрения, тем более чрезмерные требования она может к нему предъявлять. Но DCIM – это лишь инструмент, бесполезный в отсутствие ИТ-специалистов.
О.И.: У нас есть классический пример вопроса, который обычно задают по поводу DCIM. Одна из возможностей системы – мониторинг кроссового поля, в том числе удаленный. Можно ли с помощью DCIM переключать порты на патч-панелях без участия человека, грубо говоря, без перетыкания патчкордов? К сожалению, нет.
Приведите конкретные примеры расчета ROI в случае внедрения DCIM.
А.Б.: Я буду говорить о примерах использования нашей системы – мы знаем ее сравнительно лучше остальных (смеется). Наше решение по мониторингу электропотребления в ЦОД, внедренное территориально распределенным предприятием в Англии, способствовало снижению энергопотребления на 25%. При этом другие ИТ-изменения в компании не происходили – оборудование не выводилось из строя и не заменялось, число потребителей электроэнергии оставалось практически неизменным.
Другой пример – сеть обувных магазинов в Швеции. На территории торговых точек присутствовало ИТ-оборудование, но отсутствовал ИТ-персонал. Каждый год владелец сети должен был решать вопрос о дополнительной закупке активного оборудования для поддержки развития своего бизнеса. Поэтому 2 нанятых технических специалиста садились в автомобиль и за пару месяцев объезжали всю территорию страны. Они посещали магазины, анализировали состояние и степень загрузки оборудования, тех же коммутаторов, например. Единожды установив систему DCIM на всех своих точках, владелец бизнеса смог получать необходимую информацию в течение 1 минуты вместо нескольких месяцев. Если говорить о Return of Investment, DCIM позволила отказаться от ежегодных расходов на зарплату специалистов и их весьма длительные командировки: стоимость бензина, проживания в гостиницах и т.д.
Как Вы можете охарактеризовать российский рынок DCIM в сравнении с европейским?
А.Б.: Наш рынок находится на начальной стадии развития по сравнению с западным, так что проще говорить об отличиях, а не о точках соприкосновения. В крупных российских компаниях различные элементы физической инфраструктуры ЦОД могут «принадлежать» разным людям или субподрядчикам. Одни отвечают за электропитание, другие – за систему обеспечения пожарной безопасности, третьи – за СКС и т.д. При этом владельцы систем могут быть даже незнакомы друг с другом. Это лоскутное одеяло, раздробленное управление разными частями одного целого. Такое положение дел усложняет внедрение действительно эффективного DCIM-решения, поскольку чем меньше систем мы им охватываем, тем меньший эффект получаем.
О.И.: В то же время наши заказчики, особенно руководители ИТ-подразделений, рассматривая вопрос о DCIM-проекте, мыслят гораздо шире своих европейских коллег. Западные компании стремятся с помощью системы закрыть вполне конкретные, «бытовые» вопросы. В России решение зачастую выступает драйвером процесса коренной перестройки всей ИТ-стратегии компании. В то же время наши заказчики лучше информированы о последних новинках на DCIM-рынке и стремятся увидеть их в действии, чтобы оценить эффективность не на бумаге.
Каковы, по Вашему мнению, перспективы DCIM-решений в России?
А.Б.: Мне кажется, что рынок DCIM будет двигаться от задач исключительно сбора, консолидации и оперативного предоставления информации в сторону прогнозирования, Capacity Planning, построения сценариев «что если» и т.д.
О.И.: Мониторинг также усложнится: от простого снятия характеристик потребляемого тока или температуры внутри шкафа/помещения мы перейдем к моментальному CFD-анализу (Computational Fluid Dynamics), одним словом, мониторинг станет более глубоким и разносторонним.
Ю.Ш.: Еще одна немаловажная тенденция – создание решений по мониторингу и управлению инженерной инфраструктурой не только машинного зала ЦОД, но и целых зданий, как производственных, так и офисных. Фактически это применение принципов функционирования DCIM-системы к элементам физической инфраструктуры масштабов всей компании. Под мониторинг в зависимости от специфики работы заказчика попадают самые разные объекты: рабочие места, производственные станки, холодильные аппараты, энерговоды и т.д. Например, мы реализуем проект для европейского телекоммуникационного концерна, где система, построенная по принципам DCIM, на данный момент обслуживает 44 тысячи отдельных объектов – это штаб-квартира, региональные отделения, базовые станции, офисы продаж, ЦОДы и т.д. При этом список постоянно пополняется.
Большое спасибо за беседу!