Почему «Альфа-Капитал» не собирается полностью уходить в цифру?
Когда «водопад» лучше Agile?
Как компания пережила период самоизоляции?
Как изменились ИТ-шники за последние 20 лет?
О компании
Название: УК «Альфа-Капитал»
Руководство компании: Председатель правления Ирина Кривошеева
Отрасль: Финансы
Год основания: 1992
Количество сотрудников: 342 человека
Сайт: www.alfacapital.ru
Если хотя бы половина продаж приходится на онлайн, без ИТ-службы бизнес заглохнет. Уже никто на рынке не сомневается в необходимости этого подразделения. Чаще возникают другие вопросы: чем занимается ИТ-служба, на что тратит деньги, куда уходят ресурсы.
Бизнес должен понимать, над чем работает ИТ-подразделение. Эту задачу можно решить через классический change-менеджмент или использовать более современные подходы, например Agile-команды. Нельзя забывать и о стратегии развития, которую ИТ-служба должна защитить перед бизнесом.
ИТ-стратегия должна опираться на ожидания бизнеса и учитывать развитие компании. Самое сложное — связать воедино все желания бизнеса и понять, где и чем вы можете помочь. Важно не только договариваться о ближайших проектах, но и понимать вектор движения компании.
Споры о статусе ИТ-службы ведутся с начала 2000-х. Это обслуживающее подразделение или полноценный партнер бизнеса? Ответ зависит от профиля компании. Финтех, к примеру, строит всю работу на цифровых продуктах. Здесь ИТ и бизнес — равноправные партнеры. При этом в банках ИТ-подразделение всегда считалось обслуживающим, оно и сейчас зачастую остается «техподдержкой». Но при этом есть интересная корреляция: чем масштабнее, сложнее и успешнее бизнес, тем больше ИТ-команда. Сейчас бизнес, в том числе финансовый, уже по-другому оценивает вклад ИТ в развитие компании. На примере УК «Альфа-Капитал» это хорошо заметно: компания кратно упрочила позиции на рынке благодаря правильной стратегии развития технологий.
Является ли ИТ бизнесом? Нет. Полноценным партнером для бизнеса? Безусловно.
В финансовой компании ИТ-служба не должна быть самостоятельным бизнесом. Опыт крупных банков показывает, что доля ее заработка в общем доходе будет минимальной. Есть кейсы, когда ИТ-подразделение отпочковывается в отдельную компанию, но чаще всего оно является внутренним сервисом, обслуживающим интересы холдинга.
«Альфа-Капитал» в цифрах
- 502,7 млрд рублей — суммарный объем активов компании
- Свыше 346 млрд рублей — объем активов клиентов в доверительном управлении, топ-1 на рынке управления активами
- Свыше 98 млрд рублей — объем активов клиентов в ПИФах, топ-2 на рынке управления активами
- 1,2 млн частных клиентов
- 28 лет на рынке управления активами
Роботы vs люди
Есть мнение, что ИТ-шники могут принести волшебные технологии и сразу вывести компанию на новый уровень развития. Это не так: мы меньше сфокусированы на рынке и не так хорошо знаем клиентов, как представители бизнеса. Мы можем рассказать об актуальных решениях и помочь определить, какие из них целесообразно применять. Блокчейн, роботы, чат-боты — все это бизнесу предложили ИТ-шники.
Я интересуюсь инновациями, но очень прагматичен в вопросах внедрения. Рынок пестрит внедрениями ради внедрений. Компании поднимают флаг «У нас есть новая классная технология!», но не понимают, что она принесет бизнесу. Мы не готовы внедрять инновацию только ради инновации, не оценивая перспективу ее использования.
Цифровые решения вытесняют людей — это естественный процесс. Робот дешевле сотрудника call-центра, поэтому банки и телекомы так активно их используют. Не знаю, плохо это или хорошо, но нам будут все настойчивее предлагать чат-ботов вместо обычных операторов. Робот обезличен, не испытывает эмоций и всегда остается в отличном настроении. Хотя в сложной ситуации любой, конечно, предпочтет поговорить с толковым специалистом, а не с ботом.
Есть две банковские стратегии цифровизации. Первая — развитие классических банковских сервисов с упором на личную коммуникацию. ИТ-решения здесь помогают бизнесу, но не определяют его. Вторая стратегия — упор на цифровые продукты, онлайн-продажи и минимизацию личных контактов с клиентами. Такой подход отлично работает в массовом сегменте, где идет большой поток стандартных заявок и обращений.
Мы сделали микс из этих стратегий. Благодаря цифровизации рынок инвестиций стал массовым и развивается как альтернатива привычным депозитам. При работе с этим сегментом клиентов мы опираемся на цифровые решения. Но полностью уходить в цифру не планируем: когда речь заходит о серьезных инвестициях, люди хотят общаться с живыми специалистами.
Как пережить самоизоляцию
За время самоизоляции у нас не было ни одного технического сбоя. «Альфа-Капитал» — технологичная компания, мы были готовы к такому развитию ситуации. Компания перешла на удаленный режим за несколько дней и быстро масштабировала необходимые решения.
Не всем было просто адаптироваться к новой реальности. Многие настраивались на работу по дороге в офис, а дома ты встаешь и сразу садишься за компьютер. Лично я, к примеру, не всегда понимал, когда заканчивается рабочий день. Но постепенно адаптация произошла, большинству удалось провести границу между работой и офисом и комфортно чувствовать себя в удаленном формате. Ограничительные меры показали, что можно успешно работать и в таком формате, главное — отстроенные бизнес-процессы и ИТ-инфраструктура.
Agile, водопады и кадровый голод
В 2000-х бизнес часто ставил задачи из серии «Хочу большую красную кнопку: сделайте, потом проверю». Сейчас ситуация изменилась. Бизнес стал технологически грамотным, понимает, что ему нужно и как этого достичь. В свою очередь, ИТ-специалисты знают, каких результатов от них ждут. Это стало возможно благодаря появлению Agile.
Не стоит полностью списывать водопадную модель, формализующую отношения между отделами. Она имеет право на существование, особенно если водопады не очень длинные, а сроки их прохождения можно контролировать. Когда вы реализуете серьезный проект или затеваете большие изменения, эффективнее использовать все подходы.
15 лет назад должность программиста в банке считалась верхом мечтаний. Финансовые компании в принципе были работодателем № 1. Сегодня на рынке лидируют ИТ-компании с модерновыми офисами, гибким графиком и прорывными технологиями. Финансы конкурируют с ними за сотрудников, многих подкупают наши надежность и стабильность.
Не только мы выбираем кандидатов, но и кандидаты выбирают нас — это реальность.
Раньше программист был узкопрофильным специалистом. Теперь это человек с широким пониманием технологий и бизнеса в целом. В наш департамент мы берем именно таких. С одной стороны, это квалифицированная и технологически подкованная команда, с другой — креативные ребята с широким кругозором.
Блиц-опрос