Главное в шахматах – это не то,
на сколько ходов вперед ты думаешь,
а то, как ты анализируешь текущую ситуацию.
Гарри Каспаров
Как Вы считаете, каким компаниям наиболее интересны DCIM-решения?
С.Д.: С одной стороны, тем, которые имеют внушительное количество территориально распределенных филиалов и представительств, – им жизненно необходимо понимать, чем они владеют. С другой – относительно небольшим компаниям: у них есть ЦОД, и им важно, чтобы эксплуатация критичных ИТ-ресурсов осуществлялась с высоким качеством и надежностью.
Е.К.: Я бы здесь добавил. Допустим, у компании есть сеть дата-центров, на одних площадках присутствует обслуживающий персонал, а на других – нет, это просто серверные, за нагрузкой которых без DCIM следить крайне трудно. Кроме того, есть срез заказчиков, которые производят в дата-центрах по 3000 изменений в год. Зафиксировать такие объемы работ в ручном режиме невозможно, а их нужно формализовывать хотя бы для того, чтобы избежать перегрузок по электропитанию и весу. Как говорится, «не доводи до предела». Известны случаи, когда фальшпол буквально проваливался под избыточным весом железа. Особенно важно DCIM-решение для тех компаний, которые сдают часть своего дата-центра в аренду и в случае сбоя могут понести большие финансовые потери.
С какими системами имеет смысл интегрировать DCIM?
С.Д.: Отдельно стоящей DCIM быть не может, данные из нее используются массой смежных систем – решениями по мониторингу, CMDB (Configuration Management Database) и т.д. Например, в системе Changе Management сложно провести детальное планирование изменений. Если интегрировать ее с DCIM, такая возможность появляется. Например, вам нужно переместить сервер в ЦОД, в графической среде DCIM при его перетаскивании из одной позиции в другую автоматически формируется подробный перечень всех подзадач по переезду вплоть до того, какой шнур питания нужно вытащить, в какую стойку и на какую позицию переместить оборудование. После этого в Changе Management отправляется перечень детальных нарядов для составления плана предполагаемых работ и назначения ответственных.
Также заказчики часто задаются вопросом, каких финансовых вложений в инфраструктуру потребует открытие, например, еще трех филиалов компании. Для этого стоит интегрировать DCIM с системой управления мощностями Capacity Management. Есть и обратная ситуация: многие крупные заказчики делают упор на быстрое развертывание инфраструктуры, не уделяя должного внимания ее свертыванию. Поэтому зачастую при закрытии отделения или офиса оборудование так и остается на складах, повреждается из-за нарушений условий хранения. Свертывание инфраструктуры с помощью DCIM можно осуществлять более рационально, тем более что многие включают такие расходы в ROI.
Фактор успеха проекта внедрения DCIM – понимание, что система далеко не всемогуща. У компаний часто возникают специфические задачи. Для их решения проще внедрить отдельную систему, чем включать их в срез возможностей DCIM
Раз уж мы заговорили о ROI, пожалуйста, приведите примеры, насколько выгодно внедрение DCIM?
Е.К.: Для начала отметим, что, собственно, включается в ROI. Есть определенное количество трудозатрат, которые покрывает DCIM своим наличием, допустим, что экономия при этом равна X. Кроме того, решение избавляет от дополнительных финансовых затрат, обычно это составляет 3X. Плюс, если вы ЦОДовладелец, сдающий помещения в аренду, DCIM избавит вас от возможных штрафов, связанных с нарушением SLA. Эта величина равна примерно 10X. Таким образом, стоимость приобретения и внедрения решения существенно меньше, чем затраты, которые потенциально понесет компания, не использующая подобную систему. А если вы являетесь colocation-провайдером, эти показатели разнятся в разы.
Если приводить конкретные примеры, наши западные коллеги считали ROI для одной крупной нефтяной компании, дата-центр которой частично сдается в аренду. Их основными затратами были штрафы за нарушения SLA из-за невысокой скорости обработки заявок или простоев дата-центра. Например, при размещении оборудования сотрудники не брали в расчет зональность и в определенный момент перегрузили систему кондиционирования, что привело к трем часам тишины в ЦОД: серверы просто не могли работать в таких условиях. Естественно, штрафы оказались в десятки раз больше, чем стоимость работ по восстановлению и внедрению DCIM.
Что, в принципе, необходимо учитывать заказчикам при внедрении системы?
Е.К.: Успех проекта обеспечивают три вещи. Первое – функционал выбранного решения, сама технология. Второе – наличие заинтересованных во внедрении людей. Важно, чтобы в компании был ИТ-руководитель, который являлся бы двигателем проекта и помогал преодолевать инерционность персонала. Например, у нас идет DCIM-проект в одной зарубежной компании, одна из его основных проблем – предпенсионный возраст ИТ-сотрудников. Они привыкли работать по старой схеме, быть носителями уникального знания о том, где именно стоит тот или иной сервер, где в ЦОД «Антарктида» и «Сахара» – самые холодные и горячие зоны, и т.д. Им сложно принять новые стандарты, они опасаются, что могут стать ненужными компании.
Третий фактор успеха – наличие процессов, формализующих деятельность специалистов. Должны быть выпущены регламенты, согласно которым все изменения в дата-центре будут документироваться в определенном порядке. Перед тем как осуществить очередное изменение, сотрудник должен внести его в планировщик, убедиться, не нарушает ли данное действие сложившихся правил, есть ли ЗИП – кабели, розетки и т.д.
С.Д.: Фактором успеха проекта, как это ни странно на первый взгляд, также является понимание, что DCIM-решение не всемогуще. У компаний часто возникают специфические задачи, например, мониторинг ИТ-оборудования и приложений в ЦОД. Для их решения проще внедрить отдельную систему, чем включать их в срез возможностей DCIM. Она для этого не предназначена, реализация дополнительного функционала может сдвинуть сроки проекта. Другое завышенное ожидание: компания считает, что все задокументируется само, без участия ИТ-специалистов. Где какое оборудование стоит, как соединены кабели – об этом система узнает сама, как и обо всех произведенных в дальнейшем изменениях. О необходимости проводить опись оборудования на всех площадках просто забывают.
Каковы принципиальные отличия мирового и российского DCIM-рынков?
С.Д.: Давайте начнем с основного отличия российского ИТ-рынка. Это масштаб проектов. Компаниям нужно добиваться одинакового качества предоставления ИТ-сервисов на всей территории страны, используя не всегда идеальные каналы связи. Сделать это, не имея представления о том, чем ты владеешь, практически нереально. Поэтому DCIM является насущной необходимостью для крупных игроков нашего рынка. Европе проблема масштаба практически не известна: если вся страна меньше Московской области, то и уровень централизации компаний намного выше. Соответственно, у западных компаний в приоритете другие задачи.
Как Вы можете оценить перспективы развития DCIM в России?
Е.К.: Увеличение масштабов дата-центров – драйвер внедрения подобных систем. Сегодня многие компании стремятся максимально фиксировать жизненный цикл инженерного и вычислительного оборудования в ЦОД, иметь возможность рассчитывать окупаемость потенциальных проектов.
С.Д.: Я полагаю, что в ближайшем будущем мы будем наблюдать реализацию масштабных DCIM-проектов в крупных компаниях, например, в банках и у телеком-операторов. Они уже давно идут по пути оптимизации работы своих дата-центров, приобрели опыт, набили шишек и сейчас смотрят в сторону наиболее эффективных решений.
Сегодня можно говорить о возможности использования DCIM по модели SaaS – это еще одна интересная перспектива. Получение услуги из облака доступно и для компаний SMB-сектора, поскольку нивелирует высокую стоимость внедрения системы.
Большое спасибо за беседу!