Насколько российский облачный рынок отстает от западного?
Почему Сбер — не основной клиент SberCloud?
Можно ли провести цифровую трансформацию без облачных решений?
О компании
Название: SberCloud (ООО «Облачные технологии»)
Руководство: Генеральный директор Евгений Колбин
Отрасль: Провайдер облачных сервисов для физлиц, бизнеса и государственных организаций
Год основания: 2019
Количество сотрудников: > 600
Сайт: www.sbercloud.ru
Что тормозит рынок
Российский рынок облачных сервисов появился на 7–10 лет позже, чем у пионеров облачных технологий. Изначально облаками в России занимались системные интеграторы и телеком-провайдеры. Они создавали внутренние cloud-подразделения или отдельные юрлица для этого. Затем технологические компании (такие как «Яндекс» и Mail.Ru Group) запустили облачные сервисы для рынка. Наш выход на рынок в 2019 г. можно приурочить к третьей волне, когда крупные enterprise-игроки начали запускать свои публичные облачные технологии.
Степень проникновения облаков в ИТ-инфраструктуру показывает доля ИТ-бюджета, которую компании тратят на облака. В России этот показатель меньше 10%, в Северной Америке и Китае — около 40–50%. При этом наш рынок растет быстрее и постоянно обгоняет прогнозы аналитиков: на 25–30% ежегодно против 15% на развитых облачных рынках. Итоговые цифры зависят от конкретного сегмента — IaaS или PaaS. Именно на них фокусируется SberCloud. Что интересно, о PaaS много говорят, но IaaS все еще растет быстрее.
Что тормозит наш рынок? Отчасти отсутствие глобальной конкуренции. Те же Azure или AWS могут работать у нас только удаленно. У них нет собственных дата-центров в России. Этот аспект строго регулируется законодательством (в частности, законом № 152-ФЗ «О персональных данных»). С одной стороны, это стимулирует развитие локального рынка: будь здесь международные игроки, не было бы тех трех волн, о которых я упоминал. Таким образом, законодательное регулирование поддерживает развитие отрасли и российских облачных провайдеров. Но есть и побочный эффект: в России слабо представлены лидеры мирового облачного рынка, компании, которые вносят очень большой вклад в развитие облачных технологий. Тем не менее мы смотрим, что делают наши зарубежные коллеги, анализируем их опыт, перенимаем лучшие практики.
Вторая причина отставания — особенности российской экономики. Сейчас существует тренд в сторону укрупнения: игроков среднего уровня становится меньше, большие корпорации проводят очень активную M&A-политику и консолидируют рынок. При этом крупные компании, как правило, неповоротливы: у них другое отношение к ИБ, часть из них сфокусирована на создании частных облаков для собственных нужд. Во всем мире облачные технологии драйвят именно средние компании, технологические стартапы, а для enterprise создаются эксклюзивные решения.
На зрелых облачных рынках уже говорят о CloudOps или FinOps — финансовой модели облачных технологий. Появляются компании, которые помогают правильно измерять и проверять модели управления облаком. У нас пока чаще говорят про страхи и риски перехода на cloud-сервисы. Стоит ли отдавать туда свои данные? Кто будет нести ответственность? Сколько это будет стоить? Но бенефиты облачных технологий — скорость и гибкость — перевешивают, с этим никто не спорит.
Мы постоянно сталкиваемся с фразой «пусть наши данные хранятся у нас». Есть 2 способа убеждения клиентов. Формальный — это всевозможные аттестаты и сертификаты. Клиентам важен независимый арбитр — третья сторона, которая подтвердит безопасность и надежность сервиса. Как правило, это регулятор или сторонняя организация, которая разработала стандарты и проверяет по ним облачного провайдера. Неформальный способ — просветительская деятельность. Мы регулярно проводим семинары и рассказываем о безопасности облаков. Преодоление подобных барьеров — это вопрос открытости и роста облачных компетенций как бизнеса, так и госструктур.
Еще один момент, который тревожит российский рынок: во сколько обойдется TCO, какова совокупная стоимость владения облаком? Мы вместе с IDC разработали калькулятор TCO, аналогичный проект компания реализовала для AWS. Он показывает, насколько эффективно использовать облако в том или ином случае.
Страх перед якобы невысокой степенью ИБ-защиты ничем не оправдан. Данные, которые разные компании «заливают» в облако провайдера, никогда не смешиваются между собой. И мы не имеем доступа к информации клиентов. При этом у нас, как у провайдера, есть отточенные процессы и жесткие протоколы безопасности, аттестаты и сертификаты. Например, в марте 2021 г. мы получили сертификат соответствия требованиям международного стандарта по ИБ с учетом правил ISO/IEC 27017:2015 и ISO/IEC 27018:2019. Для нас это гигиенический минимум, а для большинства компаний с собственной ИТ-инфраструктурой — труднодостижимый уровень информационной безопасности.
Как появился SberCloud
Даже на развитых рынках доля частных облаков составляет не менее 50%. Госсектор, компании с госучастием и enterprise в последние годы активно развивали внутренние облака. В этих секторах рынка росла облачная экспертиза. Мы родились в подобных условиях — появились внутри крупной компании, когда «Сбербанк» решил расширить свои нефинансовые сервисы. Банк обратил внимание на глобальные экосистемы и изменил свою стратегию — теперь в центре всего находится клиент, вокруг которого строятся цифровые бизнесы.
У всех мировых экосистем есть общие внутренние элементы. Важнейший из них — облако. Благодаря cloud-сервисам участники экосистемы не задумываются об ИТ, а занимаются исключительно своим сore-бизнесом. Сначала Сбер построил крупную облачную платформу для себя, а затем на ее основе сформировал SberCloud. Мы предоставляем облачные услуги и нашей экосистеме, и внешнему рынку. Например, в этом году начали работать с физлицами и сделали для них личный кабинет, в котором можно получить доступ к cloud-сервисам по Сбер-ID.
За 9 месяцев 2021 г. выручка SberCloud составила 6,1 млрд руб., говорится в отчете Сбера. Согласно исследованию аналитического агентства iKS-Consulting, по сравнению с 2020 г. практически все игроки российского облачного рынка остались на своих местах, за исключением компании SberCloud, которая, вероятно, поднимется с пятой на вторую строчку рейтинга. По данным аналитиков, в 2020 г. объем «функционального» PaaS составил 2,26 млрд руб., а в 2021 г. этот сегмент увеличится почти в 2 раза — до 4,4 млрд руб., в первую очередь за счет высокой активности SberCloud как лидера сегмента. Доля выручки SberCloud в 2021 г. составит 14,7%.
Услуги за пару кликов
Как ни удивительно, Сбер — не основной наш клиент. Многие ИС Сбера классифицируются как «банковская тайна»: нельзя обрабатывать эти данные вне банка, если у вас нет согласия пользователей. Поэтому такие данные мы не храним и не обрабатываем.
Внешний рынок — приоритетный сегмент для SberCloud. Мы не хотим быть компанией, обслуживающей только экосистему Сбера. Рынок дает многообразие заказчиков и конкурентный опыт, а мы должны быть конкурентоспособными.
Экосистема Сбера дает нам уникальную возможность апробировать решения в формате «Friends or Family». У нас есть доступ к разным сферам бизнеса: логистика, медицина, e-commerce, развлечения. Это лояльная среда, которая позволяет быстро собрать качественную обратную связь. У наших конкурентов такие возможности ограничены.
В декабре 2020 г. мы вывели на рынок платформу ML Space для совместной работы DS-команд. С ее помощью специалисты создают и запускают модели машинного обучения. Клиенты ML Space могут получить мощности сразу двух суперкомпьютеров — Christofari и Christofari Neo, которые входят в топ-5 самых мощных в России.
Бизнес, который не использует облачные технологии, не сможет провести полноценную цифровую трансформацию. Средним и малым компаниям однозначно нужны публичные облака, иначе они просто не успеют за конкурентами: вместо развития придется фокусироваться на непрофильных ИТ-задачах. У enterprise и госкомпаний нет острой потребности в публичных решениях, но они могут строить (и уже это делают) частные или гибридные облака, перенося некритические бизнес-процессы и разработку в публичное облако. В современном мире shared economy облачные технологии уже доказали свою эффективность, игнорировать их просто невозможно.
Александр Краснов
руководитель лаборатории DevSecOps компании «Инфосистемы Джет»
Как мы запустили в SberCloud уникальный для России сервис
«Все крупные российские провайдеры сейчас предоставляют Kubernetes как услугу. Однако аппетиты заказчиков растут, и последние 1,5 года от них все чаще поступают запросы уже на Red Hat OpenShift (у платформы есть дополнительные сервисы, которых нет в Kubernetes). Семейство продуктов OpenShift активнее всего используется в финансовом секторе, но есть и другие примеры. Так, авиакомпания Amadeus Airline Cloud Availability в 2016 г. получила от Red Hat премию «За инновации в сфере облачных технологий». Авиаторы разработали на базе технологии Amadeus Cloud Services систему, которая помогла им справиться с растущим количеством поисковых запросов на рейсы.
На российском рынке не было сервиса, который позволял бы компаниям разворачивать OpenShift одним кликом. Во всем мире насчитывается не более десятка таких проектов. Первый подобный кейс в России реализовали мы, когда осенью 2021 г. совместно со SberCloud разработали и внедрили у провайдера Red Hat OpenShift Managed. Теперь SberCloud может предоставлять клиентам не только виртуальные машины, но и саму платформу как сервис. Как правило, у заказчиков, которые приходят с подобными запросами, уже есть ЦОД с установленным OpenShift, и они ищут эту технологию у облачного провайдера. Мы сделали для них простое и доступное предложение — услугу можно получить буквально в несколько кликов.
Одна из сложностей проекта заключалась в том, что облачная платформа, которую использует SberCloud, не поддерживается коробочной версией OpenShift. Продукт не может с ней взаимодействовать — не поддерживается API. Поэтому мы создали целый набор инструментов, который позволил их интегрировать.
Продукт ориентирован на enterprise-заказчиков со специфическими требованиями к ИБ и организации сетей. Мы учли все их запросы: к примеру, кластеры решения не зависят друг от друга (один не может повлиять на другой) и полностью интегрируются в адресное пространство заказчика.
Над проектом работали совместные команды компаний «Инфосистемы Джет» и SberCloud. Эксперты SberCloud сосредоточились на фронт-сервисах и платформенной части решения. Мы же в первую очередь занимались инфраструктурными сервисами и конфигурацией кластеров OpenShift. Разработали несколько контроллеров, которые управляют жизненным циклом целого набора объектов: DNS-записи, виртуальные машины и их отображения, СРК, журналы событий и мониторинг. При создании решения мы «переиспользовали» часть коробочных компонентов платформы, чтобы SberCloud было проще ее поддерживать. В итоге мы реализовали уникальный для российского рынка проект.
За последние несколько лет Kubernetes стал стандартом оркестрации контейнеров. Технология позволяет заметно ускорить Time-to-Market. Про TTM сейчас говорят все — даже металлурги начали выпускать В2С-решения, которые повышают маржинальность в отдельных цепочках (в первую очередь речь об успешном кейсе «Северстали»). Рынок готов идти вперед и пользоваться решениями с большим набором сервисов. Кто-то использует собственные разработки, кто-то берет промышленный и безопасный OpenShift (на российском рынке, кстати, чаще выбирают именно его). При этом зарубежным компаниям, которые приходят в Россию со своими продуктами, проще сразу взять OpenShift в облаке, поскольку их решения уже работают на этой платформе. Поэтому, на мой взгляд, у OpenShift Managed впереди вполне безоблачное будущее».