Почему в России нет полноценного космического рынка?
Как опыт советских проектов 1960-х гг. помогает строить космические города?
Какие технологии скоро станут ключевыми в освоении космоса?
Космос и деньги
Космический рынок в России — это корпорация «Роскосмос». Помимо нее, есть 6 небольших стартапов, но на фоне США или Евросоюза даже неловко называть это «рынком». Скорее, речь о государственной монополии.
У нас нет законов, регулирующих область частной космонавтики. 4 года назад мы пытались внести поправки в существующее законодательство и разрешить деятельность частных космических компаний в России. К сожалению, из этого ничего не вышло. В Америке еще в 1984 г. приняли Закон о космических запусках в коммерческих целях (Commercial Space Launch Act), который дал частным компаниям доступ к построенной государством инфраструктуре. С тех пор там сформировалась полноценная отрасль, и сейчас есть то, чего в России не встретишь, — ощутимая поддержка «частников» со стороны государства.
Главное, что случилось с космической отраслью на Западе, — эффект масштаба. Сначала компаний, занимающихся космическими технологиями, были десятки. Потом счет пошел на сотни. Теперь только в США их тысячи, это заметно драйвит рынок.
Второй фактор успеха Запада — развитый венчурный рынок. В России, к сожалению, венчурные фонды можно пересчитать по пальцам одной руки. Путей у стартапов немного: Сбербанк, «Сколково», Mail.ru Group и еще несколько вариантов. Но эти компании не инвестируют в космос, в лучшем случае смешные суммы — порядка 10–20 млн руб.
Космос — это про бизнес. Но смотря какой космос. Мой первый проект был посвящен топливным элементам, получению дешевой и экологически чистой электроэнергии. Их применяют как на Земле, так и в космосе. Такие технологии двойного назначения — первый сегмент коммерчески успешных решений. Второй сегмент связан с ИТ «вокруг» космоса: анализ данных со спутников, получение сигналов связи. Это огромный рынок на миллиарды долларов. Третий сегмент — непосредственно космические технологии. Например, у меня было 2 стартапа: 3D-принтеры для печати в космосе и легкий ракетоноситель. Я продала обе компании, причем у каждой была своя бизнес-модель. 3D-принтеры печатали в том числе компоненты для наземного применения, а доставка грузов в космос маржинальна сама по себе (сейчас эта услуга в среднем стоит от 10 до 30 тыс. долларов за 1 кг).
Существуют исследовательские проекты deep tech, которые к бизнесу отношения не имеют. Например, известная программа Breakthrough Starshot, о которой в 2016 г. заявили бизнесмен Юрий Мильнер и ученый Стивен Хокинг. Ее задача — исследовать космос и искать жизнь во Вселенной. Перед такими научными и инженерными проектами вообще не стоит задача заработать деньги.
Cosmos City — образовательный и технологический комплекс площадью 200 тыс. м2. По задумке создателей он должен показать посетителям, как будет выглядеть космический город.
Human Cosmos App — приложение на основе эмоционального искусственного интеллекта, помогающее пользователям самосовершенствоваться и достигать поставленных целей.
Перспективные космические технологии
В ближайшие годы процесс освоения космоса станет гораздо масштабнее. В Америке есть программа Lunar Orbital Platform-Gateway (лунная орбитальная платформа-шлюз), также известная как Gateway: NASA планирует создать международную окололунную станцию. Также существует российская программа по освоению Луны, рассчитанная на 2021–2040 гг. Кроме того, Китай совместно с Россией планирует построить международную лунную станцию в 2026–2035 гг. Есть программа колонизации Марса, которую разворачивает Илон Маск. Все эти проекты будут активно развиваться. Во-первых, потому что космос — катализатор новых технологий. Благодаря космической гонке 1960-х гг. появились полупроводники, мобильные телефоны — она стимулировала научную мысль в целом. Во-вторых, космические проекты объединяют вокруг себя разные компании и страны. В-третьих, это возможность для расширения границ. Для человека характерно гнаться за своим любопытством, а сейчас масштабно исследовать можно только океан и космос. Космос, на мой взгляд, интереснее и богаче. В перспективе он даст нам больше, чем океан.
Прототипы космических городов строили в Красноярске еще в 1960–1970-е гг. Это проекты БИОС, БИОС 2 и БИОС-3. Тогда в городе построили прообраз космической станции, где проводили эксперименты, чтобы выяснить, смогут ли люди несколько месяцев жить без поступления извне воды, воздуха или пищи. Самый длительный эксперимент продолжался 180 суток. Экипаж смог прожить исключительно на выращиваемой ими пище, без «внешней» воды и кислорода. Единственное — там не было искусственной гравитации. В процессе возникали серьезные психологические проблемы: людям сложно было подолгу находиться в небольших группах. В США аналогичный проект закончился скандалом, участники эксперимента отказывались коммуницировать друг с другом. Из этого можно сделать вывод, что людей в подобных проектах должно быть не 5–10, а значительно больше.
В ближайшее время 3D-принтеры станут одной из ключевых космических технологий. Компания Relativity Space уже строит целый завод на 10 га, где с помощью 3D-принтеров будет производить ракетные двигатели. Есть Rocket Lab, которая разрабатывает ракетоносители и строит их на 3D-принтерах. Это значительно удешевляет производство. Выпуск одного ракетоносителя уже стоит порядка 20 тыс. долл., и цена будет снижаться. В перспективе 3D-печать будет использоваться и при построении космических станций.
Новые типы двигателей тоже востребованы. Водородные, фотонные и др. — все новые подходы, которые снизят стоимость доставки грузов в космос, будут быстро развиваться и сразу находить применение.
Космический туризм расцветет. Virgin Galactic и Blue Origin вовсю тестируют отправку туристов в космос. Скоро неизбежно начнет развиваться инфраструктура: перевозчики, отели и т.д.
11 июля Virgin Galactic успешно запустила ракетоплан Unity с четырьмя пассажирами на борту с космодрома в штате Нью-Мехико. Среди членов экипажа и пассажиров корабля были основатель компании Ричард Брэнсон, пилоты Дэйв Маккай и Майкл Масуччи, астронавты Сириша Бандла, Килин Бэннет и Бетт Мозес.
Полет продлился около часа. Unity достиг линии Кармана, которая считается границей космоса. Самолет-носитель Eve поднял ракетоплан на высоту около 15 км. Затем космолет отсоединился от носителя и запустил собственный двигатель. Экипаж корабля на несколько минут смог ощутить невесомость на высоте более 80 км. После этого аппарат приступил к снижению и вскоре совершил посадку в космопорте. Это был первый испытательный суборбитальный полет Unity при полной загрузке.
Я была владельцем частной космической компании «Галактика». Я «перевезла» ее в США, это была нетривиальная задача. Нам пришлось набирать дополнительных сотрудников на месте, с переводом имеющихся людей тоже возникали трудности. К примеру, некоторые инженеры не говорили на английском, а в международном проекте без знания языка никуда.
Нет смысла делать технологический стартап в России, если целитесь на международный рынок. Можно оставить здесь R&D, но основные представительства нужно создавать в Европе и США, чтобы развивать проект и привлекать деньги.
На заметку
4 совета космическим стартапам
- Сразу же делайте представительства в США и Европе и постарайтесь попасть в хороший западный акселератор, например Creative Destruction. В России оставляйте только разработку.
- Прежде чем начинать пилить тяжелую технологию, проанализируйте рынок: насколько она интересна потенциальным заказчикам и потребителям. Не стоит рассчитывать на то, что вам удастся выжить только за счет венчурного капитала, компания должна сразу приносить прибыль.
- Важно, чтобы в команде был сильный продакт-менеджер и маркетолог в одном лице. Даже самые классные технари не понимают, как сделать продукт: что такое MVP, тестирование гипотез, customer development и т.д.
- Не рассчитывайте на государственные гранты, они не помогут построить реальный бизнес.
Космический город
Мы задумывали Cosmos City как прототип космического города. Он будет состоять из трех блоков. Первый — развлекательный, где каждый с помощью технологий мультимедиа сможет побывать в таком городе. Второй — образовательный: там будет трек по развитию soft (эмпатия, психологическая устойчивость) и hard skills (робототехника, прототипирование, моделирование). Наконец, третий блок — технологический, куда мы хотим пригласить инженерные компании и стартапы, занимающиеся космическими технологиями и технологиями будущего. Резидентам не придется покупать дорогостоящее железо и девайсы для обустройства своего «офиса» у нас: инфраструктура будет делиться между участниками проекта.
Наш основной фокус — инновационно-технологический хаб. В мире растет спрос на умные рабочие места, я называю их умными коворкингами: в них у тебя есть доступ к дорогостоящему оборудованию, ты окружен единомышленниками. Бизнес-модель Cosmos City строится вокруг сдачи в аренду рабочего места, оборудования, предоставления дополнительных услуг компаниям-резидентам. Плюс мы планируем зарабатывать на связанной с хабом инфраструктуре.
Сейчас мы делаем due diligence по двум площадкам, где потенциально может разместиться Cosmos City. Вероятнее всего, он будет строиться в Лос-Анджелесе. Сейчас туда переезжают многие резиденты Кремниевой долины, благодаря чему в городе образовался целый кластер компаний и стартапов, так или иначе связанных с космосом. Еще мы рассматриваем Португалию: там это направление тоже бурно развивается. Надеюсь, в ближайшие полгода начнем строительство.
Объем инвестиций в проект — коммерческая тайна. Могу лишь сказать, что пока деньги в Cosmos City в основном вкладываю я и еще два частных инвестора. На этом этапе проекта я не вижу смысла привлекать дополнительное инвестиционное финансирование.
Сейчас мой основной ИТ-проект — собственная платформа с ИИ нового поколения. Проактивная система распознает эмоции человека, реагирует на реплики собеседников и свободно общается. На базе этого ИИ работают 2 продукта: В2С-приложение Human Cosmos App и В2В-инструмент для HR-специалистов. Он помогает выявить особенности, сильные и слабые стороны специалистов, оценивает их эмоциональное состояние, дает советы по перестройке команды. Над платформой работает команда из более чем 40 человек.
Фотоотчет