Как вы оцениваете современное состояние российского рынка публичных облаков? Какие тренды здесь наблюдаются? Отличаются ли они от глобальных, общемировых тенденций?
Артур: На текущий момент мы видим несколько сильных трендов, и в России действительно есть своя специфика. Во-первых, конечно же, продолжается бурный рост рынка облаков — на 25–30% в год. Все больше заказчиков приходят к облакам, и все больше задач сейчас решается с помощью облаков. Мы думаем, что в течение 2–3 лет этот рынок окончательно сформируется, консолидируется и по объему будет сопоставим с рынком серверного железа и СХД. Окончательно определятся устойчивые партнерские модели.
Во-вторых, происходит поглощение небольших облачных компаний крупными игроками. Идет фаза активной консолидации рынка, и это очень интересный процесс, который многие страны уже прошли.
В-третьих, есть та самая специфика российского рынка — историческое преобладание модели продажи ресурсных пулов, построенных на самосборных конфигурациях железа и традиционном ПО виртуализации. Разница в подходах очень заметна при общении с глобальными заказчиками, приходящими на российский рынок. Они сильно удивляются отсутствию предложений, сопоставимых с предлагаемыми решениями Amazon, Google, Azure, поскольку привыкли работать в сервисной модели, мыслят широкими категориями облачных сервисов, стандартизованными конфигурациями, а не просто гигабайтами, гигагерцами и мегабитами ресурсной емкости в аренду. И наоборот, для многих российских заказчиков модель предоставления облачных сервисов, сравнимая с моделью Amazon, пока в новинку, и порой эта новизна и отсутствие опыта вызывают недоверие.
Какие облачные сервисы наиболее востребованы на сегодняшний день? Какие российские компании (отрасль, масштаб) чаще всего становятся вашими заказчиками?
— Все более популярными становятся контейнеры, сервисы искусственного интеллекта, сервисы работы с данными, хранилища данных, шины данных. Также появляется спрос на отраслевые и специализированные облачные решения: для ритейла, банковской сферы или, например, для работы с видео. От облачных провайдеров ждут понимания специфики той или иной бизнес-ниши. Нашими заказчиками становятся компании, которые ценят удобство сервисной модели, ориентированы на непрерывное и инновационное развитие. Компании, которые приступают к модернизации своей ИТ-инфраструктуры, тоже ищут более гибкие и современные пути решения существующих задач. При использовании облачных сервисов ценятся удобство и скорость.
Что, на ваш взгляд, препятствует повсеместному использованию публичных облачных ресурсов в корпоративном секторе? Как можно преодолеть эти ограничения?
— Непреодолимых ограничений нет. Все идет своим чередом, и облачные технологии уже заняли свою нишу в ИТ-ландшафтах, в том числе у крупных корпоративных заказчиков. Доля облаков теперь просто будет расти, пока не будет сбалансирован спрос на публичные и частные облака — у заказчиков свои предпочтения.
Как различные нормативные акты влияют на работу вашего облачного сервиса? Пришлось ли вам что-то менять в его работе из-за особенностей российского законодательства?
— Мы работаем в соответствии с российским законодательством, даже сертифицировали свой гипервизор — Huawei FusionSphere — в ФСТЭК. Кардинально что-то менять не пришлось. Наши облака развернуты в трех дата-центрах в России, и это, безусловно, огромный плюс для нас по сравнению с компаниями, которые так и не локализовались в России.
Мы думаем, что в течение 2–3 лет облачный рынок окончательно сформируется, консолидируется и по объему будет сопоставим с рынком серверного железа и СХД
Миграция в облако — довольно сложный и трудоемкий процесс. Разработаны ли у вас организационные и технические меры, чтобы упростить компаниям-заказчикам этот переход? Работаете ли вы в этом направлении с партнерами?
— В нашем портфолио представлены полностью автоматизированные решения по миграции, которые мы применяем и предлагаем партнерам для использования, когда это возможно. Кроме того, у нас есть возможность использовать огромную международную экспертизу Huawei, когда дело касается узкоспециализированных систем, с особыми требованиями к даунтаймам, переносу и синхронизации данных и т.д. Но мы очень приветствуем ситуацию, когда партнер берет на себя выполнение работы по миграции инфраструктуры, по ее дальнейшему сопровождению, а также обеспечивает другую профессиональную поддержку. Мы считаем это правильно выстроенным процессом работы, так как каждый должен делать свою часть работы максимально хорошо: мы — предоставлять облачные сервисы с наилучшими в отрасли SLA и максимальным ассортиментом услуг, а партнеры — непосредственно взаимодействовать с заказчиками.
Часто ли ваши заказчики используют модель гибридного облака? Есть ли объективные препятствия для развития этого формата в России?
— Да, сейчас это становится основной моделью построения ИТ-инфраструктуры. У нас есть различные решения, в том числе HCS Online, которые позволяют использовать экономические и технические преимущества публичного облака даже при построении частных облаков в дата-центрах заказчиков.
Как компании найти оптимальное сочетание частного и публичного облака?
— В первую очередь — смотреть на экономическую целесообразность. При правильном подсчете ТСО, когда различные аспекты бизнеса оцениваются в цифрах, публичные облачные сервисы должны иметь хорошие экономические показатели для бизнес-процессов заказчика.
Каких нововведений в сфере корпоративных облачных сервисов мы можем ожидать от вашей компании в ближайшем будущем?
— На китайском рынке облако Huawei уже сейчас может предложить более 120 сервисов для заказчиков самых разных категорий. Если говорить о планах на ближайший год в России, то мы планируем продолжить активное расширение российского сегмента облака Huawei и довести количество запущенных сервисов до 50, включив в портфолио сервисы для работы с большими данными, сервисы аналитики, сервисы для разработчиков решений на базе искусственного интеллекта.