/ Ключевая проблема импортозамещения — взаимная интеграция российских решений.
/ Российские айтишники прямо сейчас закладывают основы будущего развития индустрии на базе отечественных технологий.
/ В числе наиболее продвинутых российских решений — телефония, ВКС и мессенджеры.
Основная мотивация сотрудников — возможность не просто быть причастными к развитию отечественной ИТ-индустрии, а стать лидерами экспертизы в области инфраструктурных решений, влиять на формирование и развитие продуктовых дорожных карт российских вендоров, то есть по сути стать первопроходцами.
Так считает директор по ИТ АО «Гринатом» Владимир Золотов, который рассказал о значительном прогрессе в области импортозамещения ИТ-инфраструктуры и пользовательских сервисов, а также о проблемах, связанных с развитием компетенций в системном подходе к импортозамещению. Однако существенных стоп-факторов, блокирующих импортозамещение, наш собеседник не видит.
— Расскажите об основных направлениях работы вашей команды.
Мое подразделение отвечает за развитие и обеспечение непрерывности функционирования корпоративной ИТ-инфраструктуры «Росатома» и за все сервисы (в том числе пользовательские), которые с этим связаны.
Например, одно из наших ключевых направлений — внедрение российских решений в области телекоммуникаций, к которым относятся системы ВКС и телефонной связи, корпоративная почта, мессенджеры и т. д. В первую очередь мы работаем с компаниями атомной отрасли, которые получают доступ к таким решениям, размещенным в ЦОД «Росатома».
Второе направление — предоставление вычислительных мощностей для корпоративных информационных систем и проектов по модели IaaS, или «инфраструктура как услуга», на основе защищенного корпоративного облака Госкорпорации «Росатом». Эта облачная инфраструктура полностью реализована на импортозамещенном программном стеке, и уже сейчас туда мигрировали более 80% основных корпоративных систем, включая документооборот, платежные системы и системы класса ERP.
— Как на вашей работе сказалось введение санкций?
Первые шаги в области осознанного импортозамещения мы начали делать еще в 2018 г. Уже тогда мы поняли, что именно от использования российских стеков ИТ-технологий зависит устойчивость нашей инфраструктуры и пользовательских сервисов. В целях реновации существующих ИТ-инфраструктур мы инициировали ряд крупных проектов и заложили в них отечественные решения в качестве резервных. Это позволило нам наравне с использованием привычных иностранных аналогов протестировать в режиме «песочницы» отечественные решения.
Так что к 2022 г. мы подошли уже с хорошим пониманием возможностей этих систем и просто инициировали перевод продуктивных корпоративных сервисов на них. Это значительно снизило негативный эффект от санкций и упростило нам процесс перехода на российские решения. Один из показательных примеров — проект внедрения корпоративной сети передачи данных нового поколения. Изначально мы предполагали использовать западное решение, однако в техническое задание на проектирование и внедрение еще в 2019 г. был включен этап разработки резервной схемы замещения на случай возникновения рисков, препятствующих дальнейшей эксплуатации запроектированной импортонезамещенной сети. Мы предусматривали резервную схему, чтобы иметь возможность оперативно внедрить и обеспечить как минимум основной базовый функционал — гарантированный доступ к корпоративным ресурсам.
По срокам внедрение как раз совпало с началом санкционного давления на РФ: зарубежный производитель отказался поставлять нам оставшуюся на тот момент часть оборудования и ПО. Это привело к тому, что риск, заложенный в проекте, сработал еще до завершения внедрения, и мы оперативно переключились на резервную схему, тем самым обеспечив реализацию проекта в установленные сроки даже с учетом случившегося форс-мажора. Сейчас наша сеть работает на полностью отечественном стеке с применением технологии SD-WAN.
В настоящее время процесс импортозамещения регулируется законодательно. Так, в марте 2022 г. вышел Указ Президента РФ № 166, в котором перечислены меры по достижению технологической независимости и безопасности российских объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Согласно этому документу, до 1 января 2025 г. на всех этих объектах должен быть реализован полный переход на отечественные решения. Но в «Росатоме» ввели даже более жесткие требования, согласно которым тех же самых целей требовалось достичь на год раньше — к концу 2023 г. И это было сделано.
— Каких российских ИТ-продуктов все еще не хватает на рынке, а какие, наоборот, в избытке?
Одни из наиболее продвинутых российских решений — это системы унифицированных коммуникаций: телефония, ВКС, мессенджеры. Их можно смело внедрять из коробки. Чуть сложнее дело обстоит с почтовыми решениями: например, если отечественных продуктов для компаний малого и среднего бизнеса (со штатом 100–200 человек) в избытке, то достойных систем, предназначенных для крупных компаний (в которых работают тысячи и десятки тысяч сотрудников), пока что мало. Отдельно отмечу направление платформ виртуализации: на текущий момент количество решений в реестре отечественного ПО превысило количество известных иностранных решений этого класса. С одной стороны, это усложняет выбор решения, с другой — показывает стремление рынка занять эту нишу. Пространство для дальнейшего роста есть и в сегменте систем резервного копирования. В этой сфере работают всего несколько российских вендоров, однако их подход к развитию продуктов говорит о хороших перспективах отечественных решений.
Один из основных вызовов, стоящих перед нами сейчас, — замещение контроллера домена, построенного на основе Microsoft AD. На рынке есть несколько достойных продуктов, которые нацелены на решение этой задачи, но для реализации требуемого функционала им предстоит решить еще много технологических вопросов, в том числе экосистемных интеграций.
— Какие, на ваш взгляд, сейчас существуют проблемы совместимости импортозамещенных ИT-решений?
К сожалению, текущий уровень зрелости большинства отечественных решений, как и процессов их разработки, тестирования, апробации и поддержки, не в полной мере соответствует нашим клиентским ожиданиям. Безусловно, темпы развития стремительные, но рынок отечественного ПО только формируется. На нем пока отсутствуют явные лидеры, которые бы формировали жесткие требования в части интеграции со своими продуктами для остальных производителей.
Основная идея заключается в том, чтобы быстро предоставить заказчику решение, уже прошедшее все этапы тщательной разработки и готовое к выходу на рынок
Основные проблемы находятся на стыке технологий и решений разных вендоров. Например, мы сталкиваемся с ситуациями, когда каждое решение само по себе рабочее: и платформа виртуализации, и отечественные операционные системы, и серверы, и средства защиты информации, — но собранный из этих компонентов ИТ-ландшафт или программно-аппаратный комплекс под продуктивной нагрузкой не работает.
Вопрос взаимной интеграции достаточно сложный и комплексный, потому что непонятно, кто в итоге должен быть ответственным за все решение целиком. Возможно — производитель прикладного ПО, и тогда он должен формировать требования сверху вниз, в том числе к инфраструктуре. Или интегратор, который будет собирать вместе решения отдельных вендоров, тестировать и валидировать готовые решения в виде ПАКов.
Но пока это бремя ложится на плечи крупных заказчиков, и мы в «Росатоме» сейчас создаем пилотные полигоны для тестирования и апробации решений различных вендоров. И в первую очередь наша активность направлена на решение задач для значимых объектов КИИ.
— Как обстоит ситуация с российскими решениями для разработки ПО?
Сейчас такие решения активно развиваются. Переход к использованию национального программного обеспечения связан с серьезными трудностями, особенно когда речь идет о специализированных продуктах для определенных отраслей экономики, и в частности для атомной отрасли. Компании сталкиваются с рисками, связанными с переходом на российское ПО, включая возможное снижение уровня поддержки и обслуживания. Несмотря на все трудности, некоторые отечественные продукты уже успешно внедрены, а другие находятся на стадии разработки и формализации концепции. Санкционное давление стимулировало развитие технологий, направленных на обеспечение технологической независимости.
— Что можете сказать о российском железе?
Базовую потребность в российском железе мы смогли удовлетворить в полном объеме. Это касается вычислительных серверов и систем хранения. А вот собственных коммутаторов для ядер ЦОД и балансировщиков нагрузки у нас до сих пор практически нет. Проблемы есть и в области оборудования для межсетевых экранов, для которых пока отсутствуют высокопроизводительные платформы. При этом практически все ниши, в которых наблюдается нехватка, российская ИТ-отрасль способна закрыть в будущем. Каких-то жестких стоп-факторов для этого процесса мы со своей стороны не видим.
Если говорить конкретно о «Росатоме», то там следуют требованиям, изложенным в постановлении Правительства РФ № 1912 от 14 ноября 2023 г., в котором определяется порядок перехода субъектов КИИ РФ на доверенные программно-аппаратные комплексы (ПАК) до конца 2029 г.
— Какой HR-стратегии вы придерживаетесь как руководитель департамента по ИТ?
В последние годы численность сотрудников в нашей команде растет вместе с объемом услуг — примерно на 30% в год. На сегодняшний день в департаменте работают около 700 человек, и численность продолжает увеличиваться. До ухода западных компаний с российского рынка наши специалисты работали с целыми экосистемами иностранных вендоров. Сейчас же сотрудники начали специализироваться на отдельных российских продуктах, по каждому из которых нужно иметь компетентного эксперта. Поэтому в данном отношении поддержка отечественных решений — это сложная задача, требующая больших трудозатрат. В первую очередь это связано с иным уровнем зрелости и отказоустойчивости российских решений. С импортозамещением также связана определенная нехватка системных архитекторов, работа которых заключается в том, чтобы обеспечивать переход на новые ИТ-решения без ущерба для бизнес-процессов заказчика. В необходимом количестве данные специалисты появятся только со временем — по мере накопления соответствующего опыта в отрасли.
В нашей компании принято делать акцент на профессиональном росте сотрудников внутри организации. Человек может начать карьеру на линии клиентской поддержки, затем перейти в группу эксплуатации и в результате дойти до той самой позиции архитектора, которая очень востребована на рынке. При этом наибольшей ценностью для нас обладают сотрудники со сквозными компетенциями, успевшие поработать на различных продуктовых направлениях компании.
— Какие задачи, на ваш взгляд, стоит отдавать на аутсорс, а какие — решать собственными силами?
Для начала нужно грамотно оценить компетенции собственных специалистов и понять, в каких областях их не хватает. Например, компетенций экспертов «Гринатома» в области импортозамещения хватает на решение практически любых задач в этой сфере — соответственно, такую работу нет смысла отдавать внешнему подрядчику. Мы можем сделать ее сами, даже если речь идет о внедрении множества решений разных вендоров и одного функционального назначения. Например, для нас не составит труда создать целую экосистему из российских UC-сервисов, каждый элемент которой будет решать собственные задачи: ВКС, мессенджинг, телефония.
Комплексный подход мы используем и в отношении собственных разработок. В частности, наша компания внедряет линейку решений «Рекорд» для развития кадрового потенциала, которая охватывает такие аспекты, как подбор и обучение сотрудников, управление их карьерой и эффективностью.
Если говорить о поддержке импортного ПО и серверного оборудования, оставшегося в нашей инфраструктуре, то до момента его окончательного вывода из эксплуатации мы фокусируемся на аутсорсинге, поскольку не делаем ставку на рост данных компетенций внутри команды.
— Какими ключевыми компетенциями нужно обладать сотрудникам ИТ-компании, выполняющей задачи для госсектора?
Каждый сотрудник такой компании должен понимать, что он несет определенную социальную ответственность за развитие отечественного производства с использованием российских ИТ-решений. По сути, такие организации можно назвать первопроходцами в области импортозамещения — именно с их помощью формируются функциональные требования к софту и железу, которые вендоры должны будут реализовать в своих продуктах. Задачу осложняет и то, что внедрение продуктов чаще всего бывает сопряжено с их доработкой под требования заказчиков. На это необходимы время и терпение. Зато после внедрения такого сложного проекта мы получаем настоящее удовольствие от своей работы. Поэтому очень важно, чтобы все члены команды понимали, что они не просто винтики в большой системе: они делают действительно большое, важное и уникальное дело, закладывая основы будущего развития российской ИТ-индустрии на базе отечественных технологий.