На кого ориентированы мобильные приложения НЛМК?
Какие технологии лежат в основе этих решений?
Почему НЛМК разрабатывает собственную платформу для создания мобильных приложений?
— НЛМК активно развивает концепцию «цифрового рабочего места». Почему это важно для всех сотрудников компании, даже для тех, кто занят на производстве?
В НЛМК порядка 56 000 сотрудников, из них примерно 35 000 задействованы на производстве. У последних нет постоянного доступа к компьютерам, но для решения всевозможных задач им нужно получать и обрабатывать информацию, в том числе цифровую. Мы создаем для них альтернативные каналы взаимодействия с цифрой, включая мобильные приложения. Почему это важно? Потому что смотреть показания датчиков на компьютере или телефоне удобнее, чем на гигантской панели. А коллегам из соседнего цеха проще написать, чем идти и узнавать что-то вживую.
— Мобильные приложения НЛМК работают в связке с интранет-порталом или обособленно?
Обособленно. Изначально каждый бизнес-заказчик находил стороннюю команду разработчиков, которые создавали решение под его задачу. Из-за этого у нас есть пул старых приложений, сделанных по совершенно разным принципам. Потом появилось единое общекорпоративное приложение — независимое решение, которое, тем не менее, было дополнением к корпоративному порталу и предоставляло тот же функционал. Со временем оно превратилось в суперапп, который объединяет разные бизнес-функции и предлагает уникальные возможности.
Параллельно мы начали менять стратегию развития мобилити. Мы разделили сотрудников НЛМК на несколько сегментов. Для каждого из них мы создаем отдельные приложения: это все еще локальные решения, закрывающие задачи конкретных бизнес-заказчиков, но теперь они построены на одном дизайн-ките и в единой концепции. Фактически мы предоставляем каждому заказчику возможности для реализации его потребностей.
30 000 сотрудников ежемесячно пользуются супераппом НЛМК.
От 3000 до 12 000 сотрудников используют приложение каждый день.
Самые востребованные функции: новости, пуш-уведомления и просмотр расчетных листов.
— На какие сегменты делятся пользователи приложений НЛМК?
Первый — все сотрудники компании. Функционал, который может быть полезен всем, массово заходит в общекорпоративное приложение — тот самый суперапп. Если речь о крупном бизнес-процессе, мы создаем под него отдельное приложение. Яркий пример — сервис «НЛМК.Еда», наш аналог «Яндекс.Еды». У нас есть подрядчик, который готовит еду для сотрудников и доставляет курьерами. С учетом нашей специфики это must have. К примеру, липецкая площадка НЛМК по площади занимает треть города. Многие банально не успевают спокойно дойти до столовой или кафе, поесть и вернуться обратно. О работниках в карьере я вообще молчу. Соответственно, мы сделали удобный мобильный сервис: открываете приложение, выбираете ланчбокс, ждете курьера, спокойно едите и возвращаетесь к работе.
Второй сегмент — топ-менеджмент. У руководства свои запросы и потребности, например, им нужен удобный календарь для организации встреч и возможность давать друг другу обратную связь. Третий блок — клиенты компании. Четвертый — потенциальные будущие сотрудники НЛМК: студенты и школьники. Им мы даем возможность записываться на корпоративные мероприятия, читать новости компании и смотреть карту профессий.
Пятый, важный сегмент — работники: это та часть сотрудников, которым мобильные приложения нужны для выполнения повседневных задач. Здесь мы проводим дополнительную сегментацию и разрабатываем для каждой категории отдельные решения. Это могут быть специалисты на складах, которые занимаются перемещением товарно-материальных ценностей (ТМЦ), сотрудники, которые занимаются приемкой рулонов стали и т. д. Например, для цеха горячего проката мы создали приложение, сканирующее QR-коды на бочках с краской.
— Почему вы разрабатываете отдельные приложения, а не наращиваете функционал супераппа?
Во-первых, тогда в нем появится слишком много возможностей, которые нужны далеко не всем. Во-вторых, это замедлит разработку и внедрение нового функционала, потому что нам придется каждый раз проводить глубокие регресс-тесты. Сейчас в супераппе нет критичных функций, сбой которых может замедлить или остановить производство. Мы сразу выносим их в отдельные решения. Если сделать их частью супераппа, нужно будет проводить тщательное тестирование, чтобы убедиться, что внедрение новых функций никак не отразится на работе критичных. По сути, речь идет о базовом управлении рисками. Кроме того, так мы сокращаем цепочку согласований и договариваемся с внутренними заказчиками напрямую.
Мы не зашиваем бизнес-логику в суперапп, она остается на стороне других ИТ-систем НЛМК.
По сути, наш суперапп — это витрина всевозможных сервисов.
Концепция «20 на 80»
— Почему вы решили разрабатывать суперапп с нуля?
Подходящих нам коробочных решений не существует. В основном корпоративные мобильные приложения — это аддоны к порталам. Да, базой для создания сервисов, которые мы вынесли в суперапп, был 1С-Битрикс, но «коробка» изначально ограничила бы наше развитие. Для НЛМК мобилити — стратегическое направление, поэтому мы не хотели загонять себя в рамки и решили сделать полностью нативное приложение.
При разработке мы придерживаемся концепции «20 на 80». 20% команды — это внутренние сотрудники НЛМК. Они занимаются контролем, управлением, архитектурой. 80% разработки ведут специалисты партнеров. Мы начали делать суперапп с «Инфосистемы Джет», затем подключили к процессу и других подрядчиков.
— Какие современные подходы вы используете при разработке? К примеру, No-Code, Low-Code и т. д.?
Эти подходы хорошо работают в двух случаях. Первый — если нужно быстро протестировать гипотезу или новый функционал. Второй — когда у вас ограниченный бюджет, и вы хотите пощупать рынок с полусырым продуктом. Если мы говорим про полноценный развивающийся продукт, отказаться от кода не получится.
Другой актуальный тренд — решения, позволяющие компилировать iOS- и Android-приложения из одной кодовой базы. Например, Flutter или Xamarin от Microsoft и его аналоги. В эту сторону мы тоже не пошли, потому что мобильные платформы все равно отличаются, и нам так или иначе пришлось бы дотачивать универсальную кодовую базу под каждый компилятор и сборку. Кроме того, кроссплатформенные решения не такие быстрые на смартфонах конечных пользователей, как нативная разработка.
Технологии в основе супераппа НЛМК:
• Система авторизации — Blitz IDP
• Backend — Node.js плюс PostgreSQL
• Frontend — нативный на Swift и Kotlin
• Код хранится в Git
• Open Source используется по минимуму и только для решения незначительных задач.
— Как часто вы выпускаете обновления?
Мы придерживаемся принципа Release on Demand. Как только появляется новая полезная фича, мы объединяем ее с накопленными баг-фиксами и льем в продуктив. Если свежей фичи нет, просто собираем исправления и выпускаем «фиксовый» релиз. Как правило, обновления выходят каждые две недели, иногда раз в месяц.
— Вы сталкивались с проблемой недоверия к вашим приложениям среди сотрудников?
Сначала мы пробовали распространять суперапп через неофициальные источники, и у людей возникали сомнения. «Вдруг это фейковое приложение?», «Почему я должен ставить галочку “Я доверяю разработчику”, ведь с обычными приложениями этого делать не нужно?» Когда мы перешли на официальные магазины Apple и Google, сомнения исчезли. При этом часть приложений, которые нужны для решения производственных задач, мы все еще распространяем своими силами.
Заработать феррумы
— Как вы взаимодействуете с командой разработки и развития интранета?
Мы движемся параллельно. И наши задачи, и задачи коллег идут от бизнеса. Именно владелец процесса принимает решение, что ему нужны страница на портале, отдельный сайт, мобильное приложение или все одновременно. Все зависит от конкретной задачи, аудитории и востребованности будущего сервиса.
— Вы получаете запросы и предложения от рядовых сотрудников НЛМК?
У нас есть несколько каналов для сбора фидбэка и предложений от сотрудников. Во-первых, функция обратной связи в самом супераппе. Во-вторых, Центр обслуживания, в который все отправляют вопросы, пишут о багах и делятся пожеланиями. В-третьих, мы проводим опросы на портале и собираем обратную связь в комментариях. Наконец, организуем фокус-группы и обсуждаем с коллегами новые разработки. Всю эту информацию я агрегирую в Центре компетенций и направляю владельцам соответствующих бизнес-процессов.
Приведу пример. Сотрудники активно писали нам, когда мы проводили пилотный запуск мобильного пропуска в приложении НЛМК. Это была горячая задача, потому что многие хотели использовать смартфон вместо обычной карточки. Мы изучили фидбэк, продумали решение и правильно настроили турникеты.
— Есть ли в супераппе НМЛК элементы геймификации?
Пока нет, хотя сама по себе геймификация в НЛМК есть. За участие в волонтерских проектах, активность на портале и помощь коллегам сотрудники зарабатывают баллы — феррумы, которые можно обменять на корпоративную продукцию. Пока система пилотируется на уровне портала.
Здесь есть важный нюанс. Геймификация нужна для удержания или повышения вовлеченности, а у нас нет цели как можно дольше удерживать сотрудника в мобильных приложениях. Наша задача — быстро предоставить ему необходимую информацию или функционал. Если мы сделаем так, что человек будет 2–3 часа в день проводить в нашем приложении, у него просто не останется времени на работу.
В НЛМК существует «Банк идей». Это инструмент, который позволяет сотрудникам проявлять инициативу и делиться с компанией своими идеями. Если предложение реализуется и дает реальный эффект, сотрудник получает бонус. При этом отправить идею на рассмотрение можно через суперапп, буквально в несколько кликов.
Геймификация нужна для удержания или повышения вовлеченности, а у нас нет цели как можно дольше удерживать сотрудника в мобильных приложениях. Если мы сделаем так, что человек будет 2–3 часа в день проводить в нашем приложении, у него просто не останется времени на работу.
Собирать приложения как конструктор LEGO
— Повлиял ли кризис на ваши планы?
Нет, история с уходом вендоров и всевозможными ограничениями пока нас не затронула. В зоне риска разве что iOS-приложения, потому что это закрытая архитектура, и кроме как через официальный магазин распространять их нельзя. Но обходные пути все же есть.
Что касается ситуации с кадрами, то здесь мы не заметили каких-то значимых изменений. Из-за того, что многие западные компании ушли с рынка (EPAM, Luxoft и др.), свободных специалистов стало больше.
— На какие приложения и компании вы ориентируетесь при разработке?
В сфере корпоративных мобильных решений мы уже одни из первых, поэтому в основном смотрим на крупных B2C-игроков. Лично я ориентируюсь на приложения Тинькофф, Facebook и ВК. Но ориентируюсь — не значит копирую. Я обращаю внимание на то, как они реализованы, и беру на заметку моменты, которые мне нравятся.
— Поделитесь планами по развитию супераппа и других приложений НЛМК.
В первую очередь мы сфокусированы на создании платформы для разработки мобильных приложений. Это будет набор компонентов и модулей, которые помогут нам собирать приложения как конструктор LEGO. Условно говоря, берем типовые компоненты, переиспользуем их и наращиваем новый функционал. Это существенно упростит и ускорит нашу работу.
Вторая задача связана с аналитикой. Нужно лучше контролировать и подсчитывать продуктовые и технические метрики, заложить эти возможности в основу каждого нашего приложения. Это поможет понять, насколько сервисы востребованы среди разных категорий сотрудников, какими устройствами они обычно пользуются и т. д.
Третья задача — функциональное развитие. К нам поступает множество запросов от бизнес-заказчиков. К примеру, коллеги хотят заказывать специализированный транспорт (грузовые машины, краны-погрузчики и др.) с помощью приложения. Есть пожелания по развитию «НЛМК.Еда». Также у бизнеса есть потребность в автоматизации работы с профессиональными конкурсами (подача заявок через приложение, отслеживание статуса и т. д.).
Мы продолжим уделять много внимания разработке и развитию производственных приложений. Я уже упоминал сервисы для сканирования QR-кодов, другой пример — автоматизация перемещения ТМЦ и формирования/заполнения специализированной накладной М11.
Отдельным пунктом идет создание приложения — конструктора отчетов. В компании существует более 10 видов различных производственных отчетов, которые персонал должен заполнять регулярно. В определенный момент наши сотрудники садятся и пишут в бумажные журналы отчеты по определенной форме. Это огромное количество бумаги и аналоговой информации, которая никак не обрабатывается. Было бы здорово перенести все в цифру — это существенно сэкономит время сотрудникам.