Зачем теплосбытовому бизнесу цифровизация?
Для чего 5 тысяч жителей Новосибирска, Красноярска, Канска, Барнаула, Бийска, Рубцовска будут измерять температуру в своих квартирах онлайн?
Что общего между разработками компаний «Инфосистемы Джет» и McDonald’s?
Название: Группа компаний «Сибирская генерирующая компания»
Руководство: Генеральный директор Степан Солженицын
Отрасль: Энергетика
Год основания: Основана в 2012 г. (выделилась из Сибирской угольной энергетической компании)
Количество сотрудников: Более 30 000
Сайт: sibgenco.ru
Что дает цифровизация вашей компании?
Андрей Горбатенко: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно описать нашу схему теплоснабжения. Тепло генерируется на ТЭЦ или ГРЭС, затем по тепловым сетям идет в промежуточные пункты, откуда энергию доставляют конечному потребителю. Приборы для учета тепла можно устанавливать в разных точках этого маршрута. Если говорить в общем по России, то хорошо, если такой прибор стоит на входе в многоквартирный дом. В старом фонде их чаще всего нет. И невозможно точно определить, сколько поступило тепла. Приходится топить по нормативу, и в некоторых домах от этого зимой настоящая Сахара: на улице -15 °С, а в квартире +30 °С. Комфортно ли это? Конечно, нет. При этом в СГК пока узнают о таких случаях только после звонка потребителя. Но если клиент позвонил, он уже недоволен, а любой бизнес стремится избегать таких ситуаций.
Нужны технологии, повышающие качество взаимодействия с потребителями. Например, решения, собирающие информацию о параметрах теплоносителя, автоматизирующие расчеты за тепловую энергию и горячее водоснабжение. Они позволяют контролировать качество поставляемых ресурсов и повышают лояльность потребителей.
Как сейчас устроен процесс контроля качества ваших услуг? Как и за счет чего его можно улучшить?
Андрей Горбатенко: Мы собираем данные с источников тепловой энергии, а также с узлов учета у потребителей. Один из способов улучшить контроль качества — внедрить решения, позволяющие получать информацию о температуре непосредственно в квартирах.
Расскажите подробнее о совместном кейсе СГК и «Инфосистемы Джет»: когда начали работу и что стало триггером?
Андрей Горбатенко: Проект стартовал в ноябре прошлого года. Вместе с партнером мы разработали логгеры — компактные бытовые устройства, позволяющие измерять температуру в жилом помещении и передавать данные с помощью домашней сети Wi-Fi на централизованный сервер сбора. Для тестирования мы планируем передать их 5 тысячам наших сотрудников, проживающих в зоне теплоснабжения СГК в Новосибирске и других городах. Мы снабдим логгерами всех потребителей, но пока планируем обкатать систему.
Алексей Сечкин: Не обязательно ставить логгеры во всех квартирах, но хотя бы несколько квартир в подъезде должны быть ими оснащены. На основании показаний этих логгеров можно будет сделать общие выводы о температурном режиме в доме.
У нас есть инструкция, как размещать устройства. Например, они не должны подвергаться воздействию увлажнителя воздуха, кондиционера. В общем, коридор квартиры отлично подойдет. Носить логгеры на перепрошивку не нужно, они обновляются удаленно.
Датчики подключаются к ЦОДу через Wi-Fi-сеть пользователя и скидывают данные на сервер. Решение показывает сотрудникам компании усредненные показатели. Также в нем есть список пользователей, так что можно посмотреть состояние по каждому логгеру.
Сейчас мы разрабатываем ПО для анализа получаемой информации и мобильное приложение, работающее на Android и iOS. Потребитель сможет зарегистрировать свое устройство в системе и видеть в приложении данные о температуре в своей квартире.
Сотрудники Сибирской генерирующей компании, получая данные о температуре в квартире потребителя в реальном времени, смогут улучшать качество теплоснабжения.
В чем инновационность совместного решения?
Алексей Сечкин: Это своего рода НИОКР. В России еще не было примеров того, чтобы энергетическая компания онлайн замеряла температуру в квартирах жителей. Этот инновационный проект сразу можно записывать и в масштабные: логгерами будут пользоваться 5 тысяч человек.
Подход, выбранный при разработке технического решения, я бы сравнил с бизнес-моделью McDonald’s. С одной стороны, разработанные нами логгеры имеют ряд характеристик, свойственных профессиональным решениям: высокая точность измерения, возможность удаленного администрирования, энергонезависимая память, надежность, продвинутая аналитическая система. С другой — их компонентная база схожа с составляющими бытовых устройств, которые применяются в решениях класса «умный дом». Это подразумевает сравнительно невысокую стоимость устройств. Аналогия с McDonald’s здесь не случайна. McDonald’s сочетает в своей бизнес-модели элементы премиума: размещение в местах с высокой арендной ставкой, жесткие требования к уровню соблюдения санитарно-гигиенических норм, использование высококачественного оборудования и ингредиентов для приготовления блюд. В то же время это классический фастфуд: вы сами берете еду, набор блюд ограничен.
Сегодня при работе с заказчиками нужно быть оперативным и иметь широкую базу решений и наработок. Партнер должен предлагать прототипы или готовые, отточенные решения в кратчайший срок. Наша программно-аппаратная платформа позволила подготовить прототип системы для СГК в считанные дни.
Андрей Горбатенко: Мы не нашли прямых аналогов или уже готовых решений на рынке теплоснабжения для наших масштабов. Хотя в системах «умный дом» подобные подходы применяются.
Почему процесс сбора данных необходимо автоматизировать?
Андрей Горбатенко: Автоматизация в нашем проекте — ключевое условие. Представьте огромный объем данных, которые мы планируем собирать с помощью устройств: температурные значения станут поступать из квартир каждый час. Передача и обработка в ручном режиме просто невозможны. Автоматизация позволит управлять качеством услуг, в том числе за счет прецизионной наладки режимов, и сократить потери. Она станет важным элементом в системе бережливого производства.
Алексей Сечкин: Помимо очевидного эффекта — контроля качества теплоснабжения, есть еще несколько преимуществ, которые даст разработка. Она будет подспорьем для технических служб: в случае аварии можно будет оперативно отследить, где снижается температура, и локализовать происшествие. Плюс будет меньше замораживаний теплотрассы — система позволит предотвращать такие аварии.
Как новое решение встроено в планы по развитию компании?
Андрей Горбатенко: СГК цифровизирует теплоснабжение, поэтому мы планируем интегрировать получаемые данные в BI-систему компании. Мы будем анализировать весь процесс производства, доставки и передачи тепла нашим клиентам.
Алексей Сечкин: Фактически это один из пазлов в общей картине того, как компания поставляет тепло своим клиентам.
Цифры
- 5 млн человек получают тепло и электричество от предприятий СГК.
- 10 000 км — протяженность обслуживаемых тепловых сетей.
- 17,5 ГВт — суммарная электрическая мощность предприятий СГК.
- 45,3 млрд киловатт-часов электроэнергии и 43,5 млн гигакалорий тепловой энергии произведено в 2019 г.
- 26 000 Гкал/час — суммарная тепловая мощность предприятий СГК.