Какие данные собирают в АСНА
Как менялись приоритеты в ИТ-проектах и что пришлось перенести на 2021 г.
Как быть, если на рынке нет подходящих ИТ-решений для вашего бизнеса
О компании: ООО «АСНА»
Руководство: Генеральный директор Александр Валериевич Шишкин
Отрасль: Аптечный ритейл
Год основания: 2005
Сайт: www.asna.ru
С конца 2015 г. количество аптек в нашей сети выросло с 2,5 тысячи до 14 тысяч. Это мощный рост, и его секрет не только и не столько в ИТ-решениях. Базой для него стало взаимовыгодное сотрудничество, основанное на честном партнерстве. Мы предлагаем новым сетям контракты для реализации высокомаржинальных товаров, организуем маркетинговые мероприятия, чтобы в итоге они получили дополнительный доход. Наша задача — обеспечить эффективное сотрудничество производителей и аптечных сетей в России и за рубежом. Для достижения результата у нас есть собственные высокомаржинальные товары, инструменты по продвижению товаров производителей полного цикла, направление e-commerce, обучающие программы, а также аналитические решения и услуги по автоматизации бизнес-процессов.
Самое сложное в мобильном приложении для 14 тысяч аптек — реализовать отказоустойчивый backend. Важна каждая деталь — кеширование данных, своевременность их подготовки и обработки, распределение нагрузки между микросервисами. Если это грамотно организовано на backend-части, будет хорошо работать и frontend: мобильное приложение и сайт.
Наш портал asna.ru — больше, чем маркетплейс. Чтобы при выборе товаров на сайте пользователь понимал, что в конкретной аптеке есть та или иная позиция, необходимо организовать своевременный обмен данными с аптеками через API об остатках и сформированных заказах. Кроме этого, на asna.ru можно сформировать заказ со склада с доставкой в конкретный пункт выдачи. При этом важно обеспечить максимальный уровень простоты и удобства взаимодействия пользователя с asna.ru вне зависимости от модели продаж.
Самым важным элементом ИТ-системы «АСНА» является комплекс решений по работе с данными. Благодаря собранной информации мы понимаем, какие товары будут наиболее востребованными, определяем оптимальные цены. Все решения, которые мы предлагаем клиентам, построены на глубокой аналитике данных.
У нас идет постоянный информационный обмен с клиентами и партнерами. Это логистические операторы, аптечные сети и производители лекарственных препаратов. Получение и обработка данных осуществляются в автоматическом режиме с помощью интеграционных решений: обмена файлами, API, специализированного ПО. У нас есть B2B-портал, на котором клиенты, партнеры и сотрудники компании ежедневно получают информацию и аналитические данные.
Группа компаний «АСНА» — ассоциация независимых аптек, лидер среди маркетинговых партнерств аптечных сетей. По данным DSM Group, АСНА стала лидером рейтинга аптечных сетей по итогам 9 месяцев 2020 г. с ростом выручки за этот период на 19% — до 145,7 млрд рублей. Доля рынка АСНА составляет 14,2%, второе и третье места у компаний «Ригла» (6,5% рынка) и «Эркафарм» (4,4%). Их выручка составила 66,1 и 45,4 млрд рублей соответственно.
Коротко о безопасности: не проблема, а задача
В 2020 г. наша компания пережила серию атак. Это был целый комплекс действий со стороны преступных лиц. Каждую атаку мы отработали, источники обнаружили, а правонарушителей передали в руки правосудия.
Концепция BYOD правильная. Мы хотим, чтобы у каждого сотрудника был максимально эффективный рабочий инструмент. Сегодня мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни. Порой сотрудники уже сразу приходят на работу со своими ноутбуками, работать на которых привыкли. Предоставить им возможность работать на мобильной технике — значит повысить их вовлеченность и эффективность. Обеспечить при этом должный уровень ИБ становится сложнее. Но это не проблема, а задача. Так или иначе, ограничив контур, закрыв его проверками и решениями, это можно реализовать.
Можно, конечно, вспомнить времена, когда сотрудники банков перед началом рабочего дня оставляли телефоны в сейфе у проходной. Сегодня это выглядит нелепо. У людей много гаджетов, ограничить использование которых практически невозможно. С точки зрения ИБ проще построить контур, который позволит сотрудникам работать в защищенной сети.
Аптечный ритейл — 2020: смена приоритетов
В условиях самоизоляции люди стали в большем объеме потреблять ecomm-услуги. Как следствие, мы почувствовали рост нагрузки на сайт. У нас в планах были работы по повышению устойчивости сайта под нагрузкой. Пришлось поднять им приоритет и решать их в срочном порядке. В целом трафик вырос в 2–3 раза, но в то же время пропорции между сайтом и приложением не изменились.
Только за последний год мы внедрили более десятка ИТ-решений. В 2020 г. у нас многое изменилось: разрешение дистанционной торговли, введение маркировки, открытие собственных складов, выход на FMCG-рынок, запуск мультиформатного ритейла. Все это требовало ИТ-решений. Часть из них мы разработали сами, где-то использовали Open source, где-то приобрели готовые отраслевые продукты. У нас появилась CRM-система Creatio, мы внедрили несколько решений по работе с данными на базе Open source, систему управления складом AZ.WMS.
Пандемия заставила действовать быстрее чем когда-либо. Пришлось поменять приоритеты. Проекты, которые были отложены на перспективу, мы реализовывали в рекордно сжатые сроки. Та же дистанционная торговля лекарственными препаратами постоянно откладывалась, а в 2020 г. ее по понятным причинам быстро разрешили. Плюс стали актуальными проекты по обеспечению удаленной работы. Мы переключились на них и отложили некоторые внутренние проекты. Например, планы по развитию внутреннего корпоративного портала были передвинуты на 2021 г.
ИТ-бюджет в таких условиях вырос. Насколько именно — не готов сказать. В настоящий момент мы не режем бюджет. Наоборот, инвестируем в новые решения для реализации новых возможностей.
В планах: персональный портрет, «последняя миля», собственные разработки.
Главный вывод 2020 г. — чем дальше, тем гибче. Бизнесу необходимо как можно оперативнее реагировать на изменения рынка. Как следствие, ИТ-служба должна быстро проверять гипотезы и выбирать подходящие ИТ-решения. Для этого нужно выстраивать коммуникации между бизнесом и ИТ, основанные на коротких изменениях с постоянной корректировкой приоритетов и направлений развития.
Ключевая сложность в работе мультиформатного ритейла: на рынке нет готового ПО. У каждого ритейла, аптечного ли, продуктового ли, есть свои нюансы. Это могут быть маркировка, особенности взаимодействия с поставщиками или работа со скоропортящимися продуктами. И если мы говорим о мультиформатном ритейле, все эти нюансы влияют на него одновременно. Поэтому мы инвестировали в собственную разработку.
В ближайшие годы будет активно совершенствоваться «последняя миля». Потребитель быстро привыкает к тому, что может получить товары с доставкой на дом. Аптечный ритейл в этом смысле не исключение.
На рынке очень активно развиваются экосистемы, и вскоре мы увидим конкуренцию между ними. Думаю, это повлияет на появление новых интеграционных возможностей внутри экосистем и на функционал для конечного потребителя. В будущем мы видим себя в качестве участника одной из таких систем.
Совет себе двадцатилетнему: Купи биткойны! Если серьезно, скорее сказал бы так: «Живи, делай добро и получай удовольствие от того, чем занимаешься».
Самый нелепый гаджет на современном рынке: Tesla Cybertruck. Добиться брутальной функциональности можно и дешевле, а с точки зрения футуризма выглядит дико.
Ваша компания в одном предложении: Социально ответственная коммерция, основанная на партнерстве.
Ваш идеальный выходной: В кругу семьи, с видом на море и горы.