Использование инструментов BI бизнес-анализа в ритейле
Программное обеспечение Программное обеспечение

Сегодня ритейлеры все чаще внедряют BI-системы, поскольку им все более необходим качественный анализ успешности проводимых маркетинговых кампаний, программ лояльности и эффективности работы персонала. Как правило, интересующая ритейлеров информация содержится в системе обработки клиентских данных – CRM.

Главная>Программное обеспечение>Использование инструментов бизнес-анализа в ритейле
Программное обеспечение Тема номера

Использование инструментов бизнес-анализа в ритейле

Дата публикации:
16.06.2016
Посетителей:
780
Просмотров:
741
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Денис Логвин Архитектор Центра внедрения бизнес-систем компании «Инфосистемы Джет»
Сегодня ритейлеры все чаще внедряют BI-системы, поскольку им все более необходим качественный анализ успешности проводимых маркетинговых кампаний, программ лояльности и эффективности работы персонала. Как правило, интересующая ритейлеров информация содержится в системе обработки клиентских данных – CRM. Наша компания провела целый ряд внедрений связки BI и CRM в крупных российских компаниях. Как пример, можно назвать «Рив Гош», «Лукойл-Интер-Кард» («ЛИКАРД») – обслуживание и хранение данных по картам лояльности и топливным картам. Также сейчас мы реализуем внедрение BI и CRM в одном из банков, входящих в ТОП 100 России.

 

 

Особенность ритейла – большой объем данных, так, в «Рив Гош» – сотни тысяч карт лояльности, в «ЛИКАРДе» – около 20 млн карт лояльности и несколько миллионов операций в день. Это обстоятельство сразу определяет некоторые особенности технического решения. Под такие объемы обязательно нужен отдельный сервер БД для хранения витрины данных, так как использование таблиц транзакционных систем или хранение витрины в отдельной схеме на сервере БД транзакционной системы приведет к большим проблемам производительности отчетов. Также такой объем данных сразу указывает на то, что в БД, где хранится витрина данных, необходимо использовать опцию секционирования таблиц и по возможности строить запросы в пределах одной секции или рассчитывать агрегаты – месячные, квартальные и т.д.

 

Что дает BI

Наша практика показывает, что основными направлениями использования BI-систем в ритейле являются:

 

Сегментация клиентской базы – построение при помощи BI-решения списков, которые затем обрабатываются в CRM-системе для запуска маркетинговых кампаний, рассылки SMS и т.д. Мы настраивали подобную интеграцию Siebel CRM и Oracle BI в «Рив Гош» и текущем банковском проекте. Аналитика производится в системе BI, где можно отобрать данные как по широкому набору параметров клиента (пол, возраст, место жительства), так и по его операциям, например, сумме покупок за предыдущий месяц. Результаты этой аналитики сразу попадают в CRM-систему для дальнейшей обработки.

 

Анализ успешности проведенных маркетинговых кампаний – построение отчетов, показывающих эффективность кампаний и акций. Сейчас мы строим витрину данных и отчеты по маркетинговым кампаниям в банковском проекте. Стоит сказать, что построение системы отчетности в этой предметной области осложняется развитой системой связей между сущностями в CRM – часто они соединены по схеме «многие-ко-многим». Поэтому при проектировании предметной области необходимо тщательно продумывать схему соединения таблиц, чтобы избежать «кольцевых» связей, и далее при разработке отчетных форм аккуратно настраивать фильтры отчетов.

 

Анализ эффективности работы персонала – в данном случае оценка эффективности call-центра заказчика осуществляется средствами BI.

 

Бизнес-отчетность (сумма продаж, прибыль, лояльность и т.д.): часто построение такой отчетности требует интеграции BI-решения не только с CRM-системой, но и с финансовой транзакционной системой или с хранилищем данных. Эта отчетность – самая обширная и сложная по построению, так как бизнес-отчетность у каждого заказчика своя, и невозможно предложить готовое «коробочное» решение, которое удовлетворило бы всех. В наших проектах мы внедряем разные решения: в банковском проекте единственным источником данных служит CRM-система, в «Рив Гош» для построения отчетности потребовалась интеграция с существующим чековым хранилищем, а в «ЛИКАРДе» мы внедряем полноценное хранилище данных.

 

Ad - hoc запросы: в этих случаях мы проводим обучение сотрудников заказчика работе с инструментарием построения запросов BI-системы, чтобы продвинутые пользователи могли не только запускать предварительно разработанные отчеты, но и строить их самостоятельно под нужные критерии.

 

Подводные камни BI-проектов

 

По нашему опыту, построить универсальную предметную область BI для реализации всех перечисленных пунктов невозможно, так как цели получаемых отчетов и используемые для построения отчетности сущности различны. Обычно изначально заказчик заинтересован одним проектом одновременно «закрыть» все или почти все пункты, но тогда этот проект растянется на годы и станет слишком ресурсоемким. К тому же администрировать его будет крайне сложно и для нас, и для заказчика. Поэтому при внедрении системы бизнес-анализа в ритейле мы всегда предлагаем компании разбивать все работы по проекту на более мелкие этапы, чтобы можно было получить первые результаты за обозримое время. Как правило, один этап включает работы по реализации одной предметной области.

 

Стоит также сказать несколько слов о том, какие подводные камни могут подстерегать при внедрении BI и после него. Одна из часто встречающихся ошибок заказчиков – нежелание отказываться от старых привычек при анализе данных, в частности, от использования MS Excel. Бывает, что заказчик пытается сформировать в BI отчет на несколько миллионов записей и затем экспортировать его в Excel для дальнейшей обработки – сортировки, группировки, фильтрации и т.д., хотя все эти операции могут быть сделаны внутри BI. Этот путь тупиковый: BI не предназначен для таких операций и в любом случае не будет делать это хорошо. Решение одно – вся аналитика должна быть сделана внутри BI, а работа с большими списками должна осуществляться через модуль сегментации или BI Publisher.

 

Другая часто встречающаяся ситуация: клиент заказывает предметную область под Ad-hoc запросы, планируя разрабатывать отчеты самостоятельно. При этом наших аналитиков не подключают к анализу предполагаемых отчетов, соответственно, при проектировании и разработке предметной области невозможно правильно заложить таблицы – агрегаты: в результате запросы идут к детальным данным, а из-за их большого объема наблюдается низкая производительность отчетов. Решение – заказывать не просто предметную область BI, но и разработку некоторого количества характерных отчетов, чтобы мы как исполнитель могли проанализировать их, правильно спроектировать агрегаты при построении витрины данных, а к детальному слою обращаться только для детализации результатов.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Несколько слов об эксплуатации e-commerce-платформ

Одна из наиболее востребованных концепций развития у ритейлеров – это omni-channel. Ее главная цель – удовлетворить желание потребителя здесь и сейчас. Поэтому ритейлер должен быть доступен для покупателя в любой момент времени через любой канал коммуникации – как offline, так и online.

ETL – технология, сопутствующая любой BI-инициативе

Десятилетия прошли с тех пор, как ИТ-индустрия начала предпринимать первые шаги по построению систем, направленных на анализ данных для планирования дальнейшей деятельности компании и поддержки принятия управленческих решений.

«Мы первопроходцы и не можем скопировать чужой опыт»

Совместный хакатон ритейлера и банка. Проекты участников могут принести серьезную экономию и дать прирост RTO. Внутреннее предпринимательство и внешние инновации.

LOW-CODE 2022. Кейс «ВкусВилл»

Кейс: какие задачи решает «Вкусвилл» с помощью low-code инструментов. Преимущества и ограничения технологии.

Мошенничество в программах лояльности

Почему мошенников привлекают программы лояльности? Как похищают бонусные баллы? Этапы создания защищенного онлайн-сервиса?

У вас до сих пор нет интернета вещей? Тогда он идет к вам

Какая картинка обычно возникает в голове, скажем, директора магазина при упоминании Интернета вещей?

«Все наши решения построены на глубокой аналитике данных»: как работают ИТ ведущего аптечного ритейлера

Какие данные собирают в АСНА? Как менялись приоритеты в ИТ-проектах и что пришлось перенести на 2021 г.? Как быть, если на рынке нет подходящих ИТ-решений для вашего бизнеса?

«Системный интегратор внутри ритейлера нам не нужен»

Отвечает по ходу нашей беседы Сергей Кондарев, директор Департамента по информационным технологиям Группы компаний ...

Имея дело с инновациями, ты не знаешь, с чем столкнешься в реальности

Директор по инновациям Х5 Retail Group Иван Мельник в интервью нашему изданию рассказал, какие стартапы интересуют Х5 в данный момент, как супермаркеты ритейлера экономят 10% электроэнергии с помощью системы «умный дом» и почему компания в свое время отказалась от прототипа умных весов, а затем передумала.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня