"Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, нужно брать ноги в руки"
Писатель Леонид Сухоруков
Происходящие экономические кризисы только добавляют масла в огонь, особенно характерен в этом смысле последний, в реалиях которого мы живем до сих пор. Резкое изменение цен на нефть и валютные скачки заставляли бизнес оперативно пересматривать «линию поведения»: банки были вынуждены корректировать процентные ставки по вкладам после каждого повышения/снижения ключевой ставки ЦБ РФ, ритейлеры меняли поставщиков и логистические цепочки в соответствии с политикой импортозамещения. ИТ на своем уровне должны поддерживать эти пертурбации. Другой вопрос – могут ли они это сделать?
C точки зрения крупного корпоративного бизнеса последние 5–7 лет шло постоянное вливание средств в ИТ-инфраструктуру и реализацию ИТ-проектов. Это обеспечивало гарантированный результат – поддержку возникающих бизнес-задач – с временными задержками от нескольких месяцев до полугода-года. Соответственно, у топ-менеджмента за это время сформировалось ощущение, что ИТ-ландшафт более чем насыщен и способен поддержать возможные, в том числе кризисные, изменения. Но, как говорится, не тут-то было. Временных задержек при классическом подходе к построению и развитию инфраструктуры избежать не удастся. Но лишних нескольких месяцев на ожидание (согласование, поставка оборудования и ПО, инсталляция, миграция и др.) у бизнеса теперь нет – есть максимум несколько дней. Таким образом, первое требование, предъявляемое бизнесом к ИТ, – высокая скорость их изменения.
Теперь вернемся к истории о слиянии/поглощении компаний. Мы в данный момент участвуем в нескольких подобных проектах и первое, что говорят финансисты на общих встречах: «Мы не готовы существенно инвестировать в объединенную инфраструктуру – перестраивать сеть, модернизировать СХД, переходить на новую серверную платформу. Нам нужно максимально быстро навести порядок в объединенном ИТ-хозяйстве – получить единую прозрачную инфраструктуру, "растянутую" на обе компании». То есть второе требование к ИТ – это сохранность прошлых инвестиций, сохранение КПД – высокой утилизации – используемых технологий.
Отметим, что параллельно с изменением самого восприятия ИТ происходит смена ИТ-управленцев. Старую гвардию, привыкшую мыслить в классической парадигме, постепенно сменяют новые кадры – поколение Y, а в скором времени их сменит поколение Google. Они не вдаются в технические вопросы, в первом приоритете для них – именно бизнес-задачи и их своевременное выполнение. Если ИТ не могут это обеспечить, значит, они не эффективны и нуждаются в изменении. В каком именно?
Ноги в руки и вперед
Если говорить упрощенно, бизнесу нужен универсальный «интернет-магазин» ИТ-ресурсов под управлением ИТ-подразделения. Бизнес стремится внедрять инновационные изменения для обеспечения своего динамичного развития и конкурентоспособности – минимизации Time2Market и вывода продуктов/сервисов на рынок раньше «коллег». Инновации, в свою очередь, требуют высокой скорости изменений в ИТ, а это подразумевает использование гибкой и адаптивной ИТ-инфраструктуры. О принципах ее построения и функционирования мы и поговорим ниже.
Это должна быть легко кастомизируемая среда выполнения приложений, позволяющая не думать о «железном» уровне – как устроен вычислительный комплекс, организован backup, осуществляется мониторинг и т.д. Речь идет о программно-аппаратном комплексе, предоставляющем набор базовых инфраструктурных сервисов и создающем среду выполнения, гарантирующую заданный уровень производительности и доступности для размещённых в ней бизнес-приложений. Комплекс должен обеспечивать автоматизацию типовых задач по предоставлению и учёту ИТ-услуг, а также иметь встроенные средства мониторинга и самодиагностики, работающие на базе заложенной в него «модели здоровья».
Для бизнес-пользователей система выглядит как корпоративное частное облако, при размещении в котором приложения автоматически кластеризуются, интегрируются с СРК, «встают» на мониторинг, проходят плановое обслуживание и т.д. При этом пользователи получают доступ ко всем высокоуровневым инструментам взаимодействия с платформой и регулярную отчетность о выполнении SLA, текущей утилизации и трендах роста нагрузок.
Поскольку подобная облачная платформа обеспечивает параллельное выполнение большого количества бизнес-приложений, разделяющих общий набор физических и логических ресурсов, уровень утилизации может составлять 70–75%.
Отметим, что такой комплекс можно построить на основе общедоступного оборудования и ПО ведущих мировых производителей/программных компонент с открытым исходным кодом. Ключевые аппаратные элементы комплекса общеизвестны – это собственно вычислительная платформа, СХД, сетевая инфраструктура и средства обеспечения информационной безопасности.
Набор системного ПО облачной платформы обеспечивает:
- Базовые инфраструктурные сервисы.
- Сервисы обеспечения высокой доступности и катастрофоустойчивости вычислительной инфраструктуры.
- Сервисы защиты данных от потери, повреждения или недоступности в случаях физического или логического повреждения или ЧС.
- Сервисы автоматизации предоставления ИТ-услуг (к примеру, создания и обновления тестовых сред на основе данных продуктивных окружений с автоматическим обезличиванием).
- Сервисы мониторинга использования ресурсов и отчётности.
- Сервисы контроля и самодиагностики.
Таким образом, инструментарий для оперативного предоставления ИТ-ресурсов бизнес-пользователям представляет собой комплексную систему, включающую десятки различных компонент и подразумевающий наличие сотен связей между ними. Поэтому в данный момент разработка, внедрение и обслуживание такой системы требуют наличия разнообразных компетенций у ИТ-специалистов – «операторов» облачной платформы, осуществляющих поддержку низкоуровневых сервисов.
В части разработки речь в первую очередь идет о создании набора алгоритмов – сценариев, по которым ИТ-услуги из «интернет-магазина» будут предоставляться конечным пользователям, а также web-интерфейса взаимодействия пользователей с системой. На рынке пока нет готовых решений, в которых воплощен подобный функционал. И это – «поле битвы» для системных интеграторов. Так, мы сейчас участвуем в нескольких проектах, в которых требуется реализовать логику работы сценариев предоставления ИТ-ресурсов разным группам пользователей. По нашим ощущениям, в ближайшие пару лет в этой сфере произойдет качественный скачок, который приведет к повсеместному использованию описанной сервисной модели.