Оссобенности ИТ аутсорсинга в сфере промышленности
ИТ-аутсорсинг ИТ-аутсорсинг

По оценке TAdviser, в последние 2 года российский рынок ИТ-аутсорсинга стабильно растет на 15–17%.

Главная>ИТ-аутсорсинг>Аутсорсинг для промышленности
ИТ-аутсорсинг Тема номера

Аутсорсинг для промышленности

Дата публикации:
16.09.2019
Посетителей:
320
Просмотров:
357
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Андрей Гешель Директор Сервисного Центра компании "Инфосистемы Джет"
По оценке TAdviser, в последние 2 года российский рынок ИТ-аутсорсинга стабильно растет на 15–17%. За это время ИТ стали играть серьезную роль в промышленности, а понятие ИТ-аутсорсинга теперь включает и поддержку бизнес-процессов. Ниже мы даем краткий обзор ситуации на этом рынке, а также анализируем, что промышленным компаниям стоит передавать на аутсорсинг, а что однозначно стоит оставить у себя.

 

 

Отношения бизнеса и ИТ изменились

 

Прямо сейчас, на наших глазах происходит сдвиг в парадигме: совсем недавно ИТ играли откровенно несущественную роль в промышленности и применялись лишь в обслуживающих основной бизнес процессах, таких как бюджетное планирование, логистика ТОиР и т. д. А сейчас сложно переоценить роль ИТ в работе промышленных предприятий: малейший сбой в инфраструктуре и остановка оборудования сильно бьют по прибыльности. К римеру, если в нефтедобывающей компании сеть пропала на 15 минут, мы можем говорить о сотнях тысяч долларов убытков.

 

Как следствие, многие компании поняли, что от применения ИТ непосредственно на производстве можно добиться колоссальных результатов, перестроить и оптимизировать ключевые бизнес-процессы. Например, точное позиционирование техники на разрезах и переход к беспилотным средствам управления позволяют существенно повысить выработку; сбор детальной информации о работе техники дает возможность прогнозировать риски поломок и сократить простой оборудования. Подобных примеров очень много, промышленность становится истинно цифровым бизнесом.

 

Вместе с тем мы видим, как возникают абсолютно новые требования к ИТ-инфраструктуре и ее надежности. Еще 2 года назад простой в 1,5 часа был нормой, сейчас по SLA нормальный простой — 5 минут. Представьте, во что выль­ется 20-минутный сбой в банке из топ‑10. В крупной промышленности последствия простоя будут схожими.

 

При этом далеко не все ИТ-руководители понимают, насколько их направление работы стало важным для бизнеса, не представляют масштаба бедствия от каждой минуты простоя. Включив ИТ-директора в совет директоров, можно избежать разрыва между бизнесом и ИТ-функцией.

 

В то же время бизнес должен понимать: когда ИТ-директор предлагает выделить деньги на реализацию проекта, например, направленного на повышение стабильности инфраструктуры и снижение простоев, деньги лучше дать. По нашему опыту, если бизнес начинает зажимать деньги для ИТ, через полгода-год это обязательно отзовется.

 

Причем вышесказанное особенно характерно для промышленности, поскольку управление производством уже давно базируется на ИТ. К примеру, для металлургического производства остановка домны — крайняя мера. Если она простоит дольше положенного, то в принципе не сможет больше функционировать. Затраты на ее замену составят несколько миллионов долларов, а это явно дороже нового сервера, необходимого для обеспечения ее непрерывной работы.

Наш опыт показывает, что 90% аварий происходит  по вине человека и лишь каждый десятый случай относится к выходу железа из строя.

Роль эксплуатации

 

Глобально задачи эксплуатации не меняются уже давно — надо обеспечить тот уровень SLA, который необходим бизнесу. Для этого нужно:

  • быстро чинить упавшее;
  • не допускать поломки.

 

И если с первым все просто и понятно, организовать второе куда сложнее. Для этого необходимо выстроить эффективную систему мониторинга, которая позволит увидеть признаки возможной аварии до того, как она случится.


На текущий момент значительные ИТ-ресурсы в промышленных компаниях брошены на эксплуатацию решений. Многие игроки рынка создали свои внутренние сервисные ИТ-компании, обеспечивающие поддержку работоспособности систем. Порой они насчитывают сотни человек. При этом квалификация таких сотрудников зачастую недостаточна. Реальность такова, что все высококлассные специалисты сейчас сосредоточены в компаниях-интеграторах. Если топовый специалист уходит из интегратора в промышленную компанию, через 1,5–2 года он начинает терять свою квалификацию, поскольку работает на одном и том же «железе», имеет дело с одними и теми же задачами. В результате мы имеем следующее: роль ИТ растет, внутренние сервисные компании имеют большой штат специалистов, однако все равно проигрывают крупным ИТ-интеграторам в кадровом вопросе.

Несколько лет назад один из наших клиентов отказался от услуг Сервисного центра, решив самостоятельно заниматься эксплуатацией. Через год они инициировали встречу, на которой сказали: «Забирайте обратно, с нас хватит». Последней каплей для них стало то, что их база данных упала 1 января, в итоге бизнес простоял 3 дня.

Как эксплуатация мешает развитию

 

Вот мы и подошли к главной мысли: промышленным компаниям необходимо смещать фокус работы ИТ-подразделения с эксплуатации на развитие. Бизнесу нужен ИТ-директор, всесторонне анализирующий перспективные направления и запускающий новые проекты, а не занимающийся рутиной.

 

А служба ИТ-эксплуатации — это та самая рутина, которая съедает очень много времени. Поддержку сайтов, системы мониторинга, установку и поддержку ПО — все, что не имеет грифа «секретно», нужно отдавать на аутсорсинг. Если человек, отвечающий за развитие инфраструктуры, будет собственноручно готовить отчеты о сбоях, мониторить систему и т. д., ему просто некогда будет заниматься развитием, в результате компания скорее потеряет, чем приобретет. Для этого нужен партнер, который готов взять на себя задачи эксплуатации.

 

Кстати, здесь важно развеять распространенный миф о том, что аутсорсинг дешевле собственной службы эксплуатации. Либо эти траты сопоставимы, либо аутсорсинг дороже. Но при этом компания получает другое качес­тво сервиса. Мы гарантируем необходимый уровень SLA, а наши договоры предусматривают высокие штрафы в случае серьезного сбоя. Но чаще бывает так, что мы звоним заказчику и информируем: «У вас ночью был 3-минутный сбой, случился такой-то инцидент, мы уже все починили».

Плюсы и минусы перехода на аутсорсинг от TAdviser

 

Плюсы

 

+ Достаточно компактного ИТ-отдела с функциями мозгового центра.

+ Переход от административного к более эффективному функциональному управлению.

+ Привлечение компетенций партнера.

+ С сокращением числа основных работников уменьшается и число вспомогательных работников, снижаются косвенные затраты.

+ Компактный и прозрачный бюджет.

+ Поиск персонала, управление им, проблема человеческого фактора переходят на сторону партнера.

 

Минусы

 

- Затраты из разряда инвестиций переходят в разряд оперативных расходов (снижение капитализации).

- Необходимость искать партнера.

- Может появиться зависимость от партнера.

- В глазах руководства компактный отдел ИТ выглядит не очень солидно.

Наш сервисный центр — крупнейший в России и странах СНГ. Он включает:

более

400

инженеров, менеджеров и диспетчеров                  

более

1700

сертификатов производителей и авторизованных центров обучения

более

15

направлений обслуживания

 

 

Новый аутсорсинг — поддержка бизнес-процессов

И последнее, но не менее важное. ИТ-аутсорсинг давно вышел за рамки классического понимания. Раньше это была бригада специалистов, занимающаяся исключительно поддержкой инфраструктуры. Сейчас мы фактически оказываем поддержку бизнес-процессов. К примеру, мы поддерживаем сайт «М. Видео», и это уже не просто работа с «железом» — мы плотно общаемся с представителями бизнеса. Так, наша служба четко понимает, сколько теряет заказчик в случае сбоя. Клиенты называют нам эти цифры, чтобы мы могли оценить масштаб возможного бедствия — конкретные суммы потерь всегда отрезвляют. 

 

Конечно, на ИТ-аутсорсинг нельзя отдавать:

 

  • Сами бизнес-процессы. Интегратор не должен иметь доступа ко всему, что связано с движением финансовой информации внутри компании.
  • Ноу-хау-разработки. Если ваша компания работает над новым решением, лучше минимизировать возможность слива информации.
  • Секретные документы. Все данные, от которых зависит безопасность компании.

    Что же стоит отдавать? Ответ очень прост: все остальное.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Красной нитью через весь завод: как оцифровать груду металлолома

Почему металлурги настороженно относятся к цифровизации? Какие меры способны в 10 раз повысить отказоустойчивость оборудования?

Экономика и оптимизация: что получит компания от внедрения IIoT

Компания «Инфосистемы Джет» первой из топ-10 интеграторов вступила в консорциум по созданию и развитию технологий беспроводной связи и Интернета вещей. Консорциум координируется Центром компетенций НТИ на базе Сколковского института науки и технологий (Сколтех). Мы поговорили с директором Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии беспроводной связи и Интернета вещей» Дмитрием Лаконцевым о том, чего он ждет от этого сотрудничества и зачем промышленным компаниям необходимо цифровизировать производство с помощью IIoT.

«Мы уже цифровая компания»: как технологии изменили работу ММК

Какие решения внедряет ММК в рамках цифровизации?   Какой должна быть команда, реализующая цифровую ...

«Этим можно заниматься бесконечно»: переход на data-driven в «СИБУРе»

Почему не стоит создавать цифрового двойника для отдельного участка производства? Зачем нужен «спецназ» по работе с данными? Почему заводы «СИБУРа» пока не смогут работать без людей?

«Самое важное — умение приземлить разработки на реальное производство»

Зачем ОМК собственный НИИ? Почему специалистов по инновациям не существует? Как перейти от точечной работы со стартапами к системной?

ML в промышленности: здесь и сейчас

Почему AI- и ML-решения особенно актуальны на крупном производстве? Кто должен быть драйвером цифровизации компании? Как выбирать подрядчиков для проектов?

Слухи и факты

Сегодня на рынке ИТ-услуг можно услышать не одно «крылатое» утверждение о том или ином событии, сервисе или решении, которые можно отнести к так называемым «мифам».

Информационная безопасность АСУ ТП

Кибератаки на производственные процессы с каждым годом происходят все чаще, что побуждает компании искать способы защиты своих АСУ ТП и технологических циклов в целом. О том, на каком уровне находится этот аспект безопасности сегодня и как реализована защита в самих программных продуктах, мы побеседовали с представителями ведущих компаний — разработчиков АСУ ТП. В заочном круглом столе приняли участие Андрей Мельников, главный инженер по интеграции проекта OOO «Сименс», Илья Мухин, руководитель отдела компании «Иокогава Электрик СНГ», и Ян Сухих, руководитель направления по информационной безопасности Schneider Electric (Россия и СНГ).

Индустрия 4.0 в России: роботы, большие данные и искусственный интеллект

Беседуем с директором по продажам в дискретной промышленности компании «Цифра» Андреем Никитиным.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня