- 28,7 тыс. стойко-мест в ЦОДах;
- 196 площадок, введенных в эксплуатацию в разные годы;
- 93 поставщика услуг собственных дата-центров.
Уровень доходов при этом составил 13 889 млн руб., что в валютном выражении эквивалентно $205,401 тыс. при среднегодовом курсе 74,1 руб. за доллар. В 2014 г. этот показатель составлял соответственно 11 899 млн руб и $ 251,032 тыс. при среднегодовом курсе 55 руб. за доллар.
Рис. 1. Динамика доходов рынка коммерческих дата-центров РФ
а) млрд руб. |
| б) млн долл. США |
Основные причины такой двунаправленности – сформировавшийся в 2013 г., экономический кризис и последовавшее за этим резкое падение рубля и ВВП РФ на 3,8%. Усложнившийся инвестиционный климат существенно замедлил развитие рынка дата-центров, вчетверо снизив абсолютный прирост числа стоек по сравнению с 2014 г.
Рис. 2. Изменение числа стоек, тыс. единиц
Приведенные в отчете данные оценивает Сергей Андронов, директор Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет»:
Налицо вполне очевидная вещь: рублевая часть растет, в то время как валютная уменьшается. Это в том числе говорит о том, что рублевая стоимость услуг коммерческих дата-центров сейчас ниже стоимости этих же сервисов, зафиксированной в долларах. Поясню.
Рост рублевого рынка в 2015 году произошел по следующей причине: до кризиса стоимость услуг так или иначе была зафиксирована в одной из валют. Когда начались перетурбации с долларом, операторы коммерческих ЦОД стали массово переходить в «рублевую зону». Понятно, что совершив такой переход, «долларовые» операторы так или иначе оказались несколько выше по стоимости своих коллег по цеху, изначально формировавших ценник в рублях. Допустим, их услуга стоила 100 долларов, при этом курс был 36, доллар резко взлетел до 70, и «валютные» операторы переключились на рубль по курсу, например, 45. И в любом случае они перескочили на стоимость услуг с большим значением, чем у коллег. Оказавшись выше рынка, они начали медленно корректировать свои цены в сторону снижения. Тем более что «рублевые» операторы, почувствовав возможный отток клиентов у конкурентов, начали демпинговать. В общей сумме же эти изменения на рынке дали некоторый прирост в рублях.
Следующий вопрос – какова динамика рынка коммерческих ЦОДов с точки зрения площадей дата-центров: они увеличиваются или уменьшаются? Здесь нужно сразу оговориться, что тем наполеоновским планам, которые были у операторов в 2013–2014 годах, не суждено было сбыться. Прогнозы тех лет оказались утопичными. Однако в коммерческих ЦОДах произошел небольшой прирост за счет SMB-клиентов. Средний бизнес в силу ограниченных бюджетов начал отказываться от собственных серверных в пользу аренды. Компании оказались в условиях лимитированных бюджетов 2015 года, которых хватило на переформатирование модели затрат из CAPEX в OPEX. Это позволило несколько увеличить рынок. Но если говорить о доходах рынка в долларовом эквиваленте, картина катастрофичная.