С какими инфраструктурными рисками сегодня сталкиваются российские компании?
Стоит ли обновлять имеющиеся ИТ-решения?
Как кризис повлиял на ситуацию с дефицитом кадров?
7 декабря в Москве прошел четвертый ежегодный форум «Цифровая инфраструктура — 2022», организованный издательством «Открытые системы». Мероприятие собрало ведущих ИТ-экспертов и представителей разных отраслей бизнеса — от ритейла до банков и промышленных компаний. Участники обсудили острые вопросы импортозамещения, миграции на новые системы и поддержки решений, «осиротевших» с уходом западных вендоров, а также поговорили об актуальных подходах к построению цифровой инфраструктуры.
«Цифровая инфраструктура практически каждого предприятия сейчас переживает серьезный катаклизм, — отметила Ирина Шеян, руководитель программного комитета форума “Цифровая инфраструктура — 2022”. — Но вынужденную ускоренную трансформацию профессионалы используют как возможность заложить крепкий и действительно умный фундамент бизнеса».
Одним из самых ярких моментов форума стала дискуссия «Модернизация инфраструктуры: срочно, качественно, недорого. Чему сегодня отдать приоритет?».
«Разделять и приоритизировать»
Дискуссию открыл модератор Михаил Козлов, независимый консультант по новым цифровым продуктам. Он предложил спикерам обсудить, с какими рисками и угрозами в части ИТ-инфраструктуры сегодня сталкиваются российские компании и как можно их нивелировать.
«Для нас как для компании, которая не занимается непосредственно ИТ, основная проблема — это уход вендоров с рынка. А основной риск — остановка бизнеса и сервисов. В течение последних лет нам уже несколько раз приходилось переобуваться на лету, чтобы этого не допустить. Насколько риски высоки? Скажем так, однажды мы проснулись и не получили ни одного нового письма, потому что Symantec встали и вышли из России. Мы просто не могли связаться с контрагентами и поставщиками», — прокомментировал Дмитрий Кузеванов, «Азбука Вкуса».
По словам спикеров, сейчас ситуация с поставками железа на рынке достаточно стабильна. Оборудование привозится самыми разными путями, но при этом, безусловно, остаются нишевые проблемы. Например, high-end массивы достать сложно, а middle- и low-end решений на рынке предостаточно. Что касается софта, у большинства проприетарных продуктов есть Open Source аналоги. Их популярность продолжает расти. Также участники дискуссии отметили, что отечественные компании постепенно адаптируются к новым условиям, а конкурентное преимущество получают гибкие команды, которые умеют быстро изучать новые технологии и подходы.
«Отмечу, что отключаются в первую очередь облака, подписки и другие иностранные сервисы, так или иначе завязанные на интернет. С обновлениями ситуация чуть проще: да, вендоры ушли и перестали поставлять апдейты, но оборудование от этого не остановилось. Соответственно, в зоне риска в первую очередь находятся сервисы и решения, которые не могут работать без подключения к интернету», — добавил Сергей Члек, «Росплатформа».
С какими рисками в этом году столкнулись российские компании и какие подходы по их снижению реально работают? Действительно ли сроки горят, или в некоторых вопросах все же не стоит торопиться? Отечественные решения и параллельный импорт — это достойная замена ушедшим вендорам? Какие подводные камни в проектах по замене технологического стека особенно опасны?
На эти и другие вопросы на форуме отвечали представители ведущих российских компаний. Игорь Дорофеев, президент Ассоциации участников отрасли ЦОД, рассказал о текущем состоянии отрасли: старые подходы и технологии работают плохо, а новые еще не прошли испытание временем. Роман Гоц, Генеральный директор «DатаРу», представил российское железо, которое может стать подспорьем для отечественных компаний на пути к технологической независимости. В свою очередь, Максим Петухов, директор по ИТ АО «Медицина», рассказал о создании ИТ-инфраструктуры нового подразделения «Института Ядерной Медицины Химки».
Далее спикеры обсудили проблему обновления имеющихся инфраструктурных решений. С одной стороны, «не было печали — апдейтов накачали», с другой — эксплуатация некоторых уязвимостей (в том числе внезапно обнаруженных zero day) вполне может привести к остановке бизнеса. В краткосрочной перспективе отсутствие апдейтов помогает поддерживать стабильность ИТ-ландшафта, но долго жить на неподдерживаемом софте нельзя. Нужно строить план обновления и прорабатывать стратегию перехода на Open Source либо доступные проприетарные продукты.
«Чтобы ответить на вопрос “Обновляться, или нет?”, нужно тщательно оценить риски. Иногда риск от эксплуатации уязвимости, которую закрывает апдейт, выше, чем риск обновиться и столкнуться с потенциальными сложностями, — добавил Дмитрий Кузеванов. — Например, взлом Microsoft Exchange может привести к раскрытию конфиденциальной информации и остановке деятельности вашей компании. Такие сервисы, безусловно, лучше обновлять. Если же речь о сервере, где крутится сайт-визитка, вполне можно оставаться на стабильной версии. Серебряной пули здесь не существует — каждый кейс нужно рассматривать отдельно».
Ознакомиться с пост-релизом от организаторов конференции можно здесь.
Кроме того, участники дискуссии обсудили кадровый вопрос. По словам спикеров, события этого года не сильно повлияли на кадровый голод, который ощущается на рынке последние несколько лет. В дефиците и ИТ-, и бизнес-специалисты — от разработчиков до сейлов. При этом на рынке стало больше хороших экспертов, которые работали в ушедших из России вендорах. Соответственно, у отечественных компаний появилась возможность использовать их экспертизу для развития собственных продуктов и проектов.
В завершение дискуссии модератор предложил порассуждать на тему того, что сейчас важнее для бизнеса с точки зрения обновления ИТ-инфраструктуры — делать быстро, качественно или недорого? Спикеры отметили, что получить «3 из 3» в данном случае невозможно. Нужно искать компромисс, балансируя между ценой, сроками проекта и эффективностью инструментов. Кроме того, участники выделили облачные и гиперконвергентные решения как эффективный способ решения задачи обновления ИТ-ландшафта. К примеру, миграция в облака помогла «Азбуке вкуса» на 20% сократить расходы и достичь нужных SLA и Time-To-Market.