Причины потери денег и виды мошенничества в современном ритейле
Информационная безопасность Информационная безопасность

Мы часто задаёмся вопросом, чем для ритейл-компаний является мошенничество. Это проблема, которую нужно оперативно решать, угроза, риски которой нужно постоянно учитывать, или факт, неизменно сопутствующий бизнесу компании?

Главная>Информационная безопасность>Как у ритейлеров утекают деньги
Информационная безопасность Тема номера

Как у ритейлеров утекают деньги

Дата публикации:
25.05.2016
Посетителей:
128
Просмотров:
120
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Алексей Сизов Руководитель департамента противодействия мошенничеству центра прикладных систем безопасности «Инфосистемы Джет»
Мы часто задаёмся вопросом, чем для ритейл-компаний является мошенничество. Это проблема, которую нужно оперативно решать, угроза, риски которые нужно постоянно учитывать, или факт, неизменно сопутствующий бизнесу компании? Как показывает наш проектный опыт, верны все 3 варианта. Более точный ответ зависит от конкретной компании, её бизнес-модели и внутренних процессов. Конечно, свой отпечаток накладывают и внешние обстоятельства.

"Нас никто не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит".

Остап Бендер

 

В 2014 году в России резко изменилась экономическая ситуация. Вместе с ней трансформировались и процессы в компаниях: начались экономия бюджетов, оптимизация расходов, более взвешенное расходование бюджетных средств. Ситуация с персоналом изменилась не менее кардинально: речь идет о снижении доходов сотрудников, сокращении штатов, общем ощущении неопределенности. Такое положение дел традиционно подталкивает большее количество сотрудников, причём находящихся на разных ступенях служебной лестницы, на противоправные действия, от которых они отказывались в спокойное время. В сложных для компании ситуациях человеку легче пойти на риск с мотивацией «подстелить соломку» на случай потери работы. В то же время «профессиональные» мошенники не теряют бдительности и все чаще обращают свой взор на ритейл-компании и их сотрудников.

Отметим, что в случае крупного ритейла мошенничество можно обнаружить в любом сегменте его деятельности: это и махинации в процессе продаж, и манипуляции с мотивационными программами и лояльностью, хищения или их сокрытие при инвентарном учёте и инкассациях, потери в логистике и, конечно, в сегменте закупок.

 

Как показывают независимые оценки, объем мошенничества в ритейл-компании может достигать трех, пяти и даже приближаться к десяти процентам от общей выручки. В чем причина такой ситуации? Дело в том, что современное мошенничество меняет свой вектор. Компании на сегодняшний момент научились бороться с прямыми хищениями товара из торгового зала, выстроили цепочки контроля поставок и перемещений товарной продукции. И мошенничество изменилось, так, большая доля злоупотреблений сотрудников относится не к хищениям самого товара, а к манипуляциям в процессах и системах, которые в итоге снижают маржинальность продаж. Ключевой проблемой здесь является то, что при поверхностном рассмотрении все выглядит хорошо: продажи идут, прибыль есть. Но цена этого – существенно меньший доход, чем мог бы быть. И когда потенциальный доход снижается на 10–20 миллионов рублей в квартал это не может не заинтересовать собственников.

 

Поэтому компании пользуются услугами сторонних экспертов для оценки актуальных объемов потерь. В то же время существует проблема, связанная со средним размером убытка на один инцидент мошенничества. Одно-единственное мошенничество зачастую слишком мало и незначительно для полномасштабного расследования, но их совокупный объем по сети и за достаточно долгий промежуток времени составляет десятки миллионов рублей.

 

Кроме того, с развитием дистанционных продаж, схем мотивации и повышением доступности услуг для клиентов крайне бурно развивается мошенничество, реализуемое через интернет: взломы аккаунтов в программах лояльности, мошенничество с платежными инструментами и др.

 

На острие атаки

 

Но вернемся к конкретным схемам: мошенничество на кассе – самый распространённый вид хищения, имеющий множество разновидностей. Например, сотрудники могут использовать собственные карты лояльности вместо клиентских для присвоения бонусных баллов. Также популярна «классическая» схема перекрёстных возвратов, когда кассир сначала делает фиктивный возврат недавно купленного товара, а следом проводит его продажу со скидкой по карте, купону и т.д. Своеобразным развитием темы возвратов стала схема с возвратами услуг у ритейлеров бытовой техники и электроники: после продажи услуги, например расширенной гарантии, кассир делает её возврат. Если приобретенная техника сломается, в первый год ее починят по заводской гарантии, а на второй уже не найдут кассира, который вернул этот сервис «себе». Дело в том, что средний срок работы кассиров в ритейл-компаниях составляет около 9 месяцев.

 

Наиболее интересный пласт схем – это сокрытие потерь и недостач товара. Поскольку продуктовые ритейлеры проводят инвентаризации путем «схлопывания» излишков и недостач, высокие недостачи можно покрыть, если создать фиктивные излишки. Это можно сделать с помощью пересорта товара: когда российская слива продаётся как импортная, то есть по более высокой цене, а импортную на инвентаризации «находят» и вносят в излишки. Цена импортной минус цена отечественной составляет «заработок» мошенника.

 

Все описанные схемы можно и нужно контролировать, причём не в рамках инвентарного отчета раз в квартал, а на ежедневной, а лучше ежеминутной основе. Проблема любой крупной компании сегодня – это сложность формирования объективной картины на текущий момент времени. При этом осознание проблемы мошенничества чаще всего приходит в двух случаях: выявление крупного разового инцидента с большими потерями или выявление большого объема потерь при закрытии отчетного периода, спустя 1–2 квартала с момента фактического начала убытков.

 

Исходя из этого, залогом эффективной борьбы является построение оперативных процессов и методов контроля текущей ситуации, наличие системных и функциональных возможностей для быстрого проведения проверок. Наш опыт показывает, что успешная практика противодействия мошенничеству основывается на трех принципах. Первый – глубокая экспертиза и понимание всех особенностей бизнес-процессов ритейлера. Второй – технические компоненты, отвечающие за контроль текущих операций и минимально влияющие на апробированные методы анализа со стороны человека. И третий – четко выстроенные внутри подразделения безопасности процессы, определяющие роли, функции и ответственность специалистов при разборе потенциальных инцидентов.

 

Прогнозы

 

Что готовит нам ближайшее будущее? Усиление атак на ритейлеров из интернета. И это не угрозы DDoS или со стороны вирусов-шифровальщиков (хотя и эти риски высоки), а именно атаки на интернет-ресурсы ритейлера, где есть механизмы, позволяющие получить прибыль.

 

Так, в 2015-м – начале 2016 года случился бум атак на программы лояльности с целью хищения накопленных клиентами бонусных баллов, миль, минут. До недавнего времени они не воспринимались в качестве весомого актива ни компаниями, ни держателями бонусных счетов. Собственно, и схемы защиты доступа к таким счетам (а тем более обращение клиентов с ними) были на невысоком уровне. Следствием стало то, что злоумышленники, используя методы атак на банки пятилетней давности, получили эффективный инструмент атаки на ритейлеров и их постоянных клиентов. Примером может служить простой факт: если вас интересует покупка товара в любом крупном сетевом магазине, какого-либо сервиса у перевозчика или провайдера услуг, вы менее чем за час найдете в интернете предложения купить бонусные счета этих компаний в 2–3 раза дешевле номинала.

 

Таким образом, многим ритейлерам сегодня нужен не только контроль совершаемых операций, но и возможность контролировать действия клиентов, совершаемые через дистанционные каналы. Другими словами, им необходимо проводить идентификацию и аутентификацию клиента в режиме реального времени. На первый план также выходят формирование и оперативное обновление профилей и списков потенциально доверенных или недоверенных доступов к ресурсам компании. 

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Внедрять Data Governance пора, когда топ-менеджеры перестают доверять отчетам

Почему правильный подход к DataGovernance улучшает доверие к аналитике? Основные предпосылки внедрения этих технологий? Чем подписка на решения DataGovernanceможет быть лучше традиционной лицензии?

О банковском мошенничестве в целом и многообразии внутреннего в частности

Как автоматизировать контроль прав линейных сотрудников банка? Что лежит в основе моделей выявления аномального поведения? От чего зависит безопасность банковских бизнес-операций?

Просканировать потребительскую корзину

Путешествие Джети подходило к концу, пора было возвращаться в родной город

Оленеводы в пределах Садового кольца

Стремительное развитие российского ритейла характеризуется автоматизацией кас-совых операций, операций ценообразования и логистики, развитием области кредитования и функций платежных агентов

«2022-й стал для нас годом Customer Experience»

Сервисная политика и программа лояльности «ЛЕНТЫ». Какие ИТ-решения стоят за клиентским сервисом компании? Как «ЛЕНТА» работает с инновациями?

Интервью с Игорем Ляпуновым, директором Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет»

Не так давно центр информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» подвел итоги своей работы за прошлый год. И сегодня нашим собеседником стал Игорь Ляпунов, директор ЦИБ, который рассказал, какими результатами завершился 2009 г. для центра информационной безопасности.

«Мы первопроходцы и не можем скопировать чужой опыт»

Совместный хакатон ритейлера и банка. Проекты участников могут принести серьезную экономию и дать прирост RTO. Внутреннее предпринимательство и внешние инновации.

Мошенники не пройдут, или Выявление мошенничества с помощью RSA Transaction Monitoring

Мир интернет-мошенничества непрерывно меняется. Новейшие угрозы, такие как атака "человек посередине" (Man-in-the-Middle, или MITM) и троянские программы класса"человек в браузере" (Man-in-the-Browser), быстро развиваются и становятся все более широко распространёнными.

Обеспечение защиты сервисов ДБО Банка Москвы от мошенничества

Банк Москвы и компания «Инфосистемы Джет» запустили в работу систему борьбы с мошенничеством в каналах дистанционного банковского обслуживания (ДБО) юридических лиц

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня