Предпосылки для запуска виртуального оператора
Современные направления развития клиентского сервиса: персонализация обслуживания на основе данных клиента, дистанционные сервисы, включая сервисы самообслуживания, чат-боты, виртуальные ассистенты, в том числе системы с элементами искусственного интеллекта (AI) и технологиями распознавания речи. Как видим, основной тренд — цифровизация коммуникаций с клиентом. Клиент хочет быть на связи со своим банком онлайн 24 часа 7 дней в неделю.
Отдельно стоит остановиться на персонализации обслуживания и анализе клиентских данных. Технологии Big Data и Machine Learning позволяют извлекать и анализировать данные о клиенте, основываясь на поведении и повседневных операциях. Банки уже сегодня обладают обширным объемом данных о своих клиентах, именно эта информация позволяет банкам формировать персональные предложения для своих клиентов. Расширение объема анализируемых данных для лучшего понимания своих клиентов — непростая задача. Если отдавать информацию о клиентах банка партнерам, самые ценные данные останутся у них. Выход в данном случае — самостоятельный сбор дополнительной информации, а для этого необходима экспансия в новые сферы, куда ранее банки не направляли свои усилия. Движение в направлении мобильных операторов связи — закономерный вывод. Операторы мобильной связи обладают распределенной и сложной инфраструктурой, которая может помочь в этом. Чем большая часть телеком-инфраструктуры находится в непосредственном распоряжении банка, тем больше информации можно извлечь для анализа. И здесь на помощь приходит технология мобильных виртуальных операторов связи — MVNO.
В последние годы сформировалась противоположная тенденция — телеком-операторы, в первую очередь операторы мобильной связи, двинулись в сторону банков. Операторы посчитали, что они зайдут на территорию банков и просто захватят долю в их бизнесе. Однако Олег Тиньков счел, что в конечном итоге в борьбе за платежи клиентов победят банки. Еще в 2012 г. в своей книге «Как стать бизнесменом» Олег Тиньков говорил о том, что видит большие перспективы именно в рынке мобильных операторов, не исключая вероятность, что это будет следующее направление бизнеса, которым он займется. В итоге весной 2017 г. у себя на страничке в Facebook он объявил о создании виртуального мобильного оператора, работающего по модели MVNO.
Какими преимуществами обладал Банк перед запуском проекта мобильного оператора:
- Сервис «с человеческим лицом»: удобный мобильный банк, служба поддержки, каналы доставки и взаимодействия со своими клиентами. Отлаженные и прозрачные процессы, выстроенные для удобства клиентов банка. Этот удачный опыт можно было распространить на небанковскую деятельность и рассчитывать, что он окажется успешным.
- Большой объем клиентской базы Банка, а также высокие темпы роста. При текущей средней выручке на абонента в Москве Банк может получать до 0,5 млрд рублей выручки от услуг связи ежегодно, а также расширить спектр услуг, повысить лояльность клиентов и привлечь новых.
Выбор партнеров
Теле2
В качестве базового оператора (MNO) был выбран мобильный оператор Теле2. Мобильный оператор Теле2 совсем недавно вошел в клуб «большой четверки» операторов, запустив сеть в Москве. С момента запуска сети рост абонентской базы в столице замедлился, однако Теле2, помимо развития собственного абонентского сервиса, развивает еще и собственную платформу для виртуальных операторов связи. Ресурсы построенной сети позволяют на равных конкурировать с операторами «большой тройки». При этом сеть пока не дозагружена, а это значит, что собственные абоненты Теле2 и абоненты всех виртуальных операторов, построенных на его инфраструктуре, смогут использовать максимально возможную скорость доступа в сеть. Имея в виду все вышесказанное, выбор оператора вполне логичен и обоснован.
"Инфосистемы Джет"
В качестве генерального партнера по построению телеком-составляющейбыла выбрана компания «Инфосистемы Джет», обладающая богатым опытом работы в телеком-отрасли:
- более чем 20-летний опыт построения сетей операторов связи;
- несколько сотен реализованных проектов в телеком-отрасли и не только;
- штат высококвалифицированных и сертифицированных специалистов;
- давние партнерские отношения с ведущими мировыми производителями.
Все дело в ядре
Когда партнеры были выбраны, Банк ответственно подошел к организации стартапа: например, все системы имеют многократное резервирование, как это принято в отрасли. Дополнительно к локальному резервированию компонентов организован георезерв на уровне двух автономных площадок: при выходе из строя одной площадки абоненты автоматически продолжат обслуживание на второй. При этом в нормальном режиме активно работают обе площадки, разделяя между собой трафик абонентов поровну. Решение, которое предложили специалисты Джета, включало узел PGW/GGSN производства компании Affirmed Networks, узел PCEF (DPI) — Procera Networks, узел PCRF — Oracle.
Сама по себе задача построения MVNO-оператора интеграционная:
- В первую очередь необходимо выстроить взаимодействие внутри компонентов поставляемого решения.
- Далее связать компоненты решения внешними интерфейсами с системами и инфраструктурой оператора.
- В финале реализовать требования бизнеса.
Современный тренд в телеком-отрасли — Network Functions Virtualization (NFV), технология виртуализации сетевых элементов телекоммуникационной сети, фактически виртуализация компонентов, обеспечивающих сервис для абонентов оператора связи. На смену специализированному оборудованию приходят серийные серверы (commercial off-the-shelf, COTS) архитектуры x86 с установленным на них специализированным ПО, которое выполняет тот или иной функционал. Особо необходимо подчеркнуть, что такое ПО работает под управлением виртуальной инфраструктуры, т.е. запускается внутри виртуальной машины.
Применяемые технологии виртуализации в рамках NFV весьма обширны: помимо базовой аппаратурной виртуализации, запускающей выполнение программных модулей на виртуальной машине, эмулирующей взаимодействие с реальным «железом» сервера, доступно построение программно-определяемой сети — SDN на базе виртуальных элементов сетевых функций.
При работе на высоких сетевых нагрузках особую актуальность приобретает обеспечение взаимодействия с сетевой подсистемой из программных модулей, запущенных внутри виртуальной машины. Другими словами, вопрос скорости работы с сетевыми интерфейсами стоит особенно остро. Один из известных в узких кругах способов — PCI Passthrough режим, при котором PCI-устройство целиком передается на управление гостевой операционной системы. Это позволяет ей работать с устройством напрямую, не задействуя слой эмуляции на стороне гипервизора. Однако такой способ затратен с точки зрения выделяемых ресурсов, он не масштабируется и привязывает гостевую ОС, а значит, и сетевую функцию, которая выполняется на ней, к конкретному экземпляру PCI-устройства.
Другая проблема, связанная с режимом PCI Passthrough, заключается в невысокой плотности размещения ресурсов из-за невозможности совместного использования одного устройства несколькими гостевыми ОС, так как каждая гостевая ОС в таком режиме использует устройство монопольно. Именно поэтому для реализации данного проекта был предложен альтернативный подход — технология Single Root I/O Virtualization (SR-IOV).
Технология SR-IOV позволяет напрямую использовать устройства по аналогии с описанным режимом PCI Passthrough, минуя гипервизор. Однако использование устройства становится доступно одновременно для нескольких виртуальных машин, к тому же имеет место независимая обработка прерываний и DMA для каждой машины с использованием технологии Virtualization Technology for directed I/O (VT-d). При включении режима SR-IOV сетевое устройство расщепляется на одну физическую (Physical Function или PF) и несколько виртуальных функций (Virtual Function или VF). Физическая функция (PF) остается на уровне гипервизора и под его управлением. Виртуальные функции (VF) передаются в гостевые ОС и становятся сетевыми интерфейсами виртуальных сетевых функций (NFV) для взаимодействия с внешним миром. Вопрос производительности VF внутри VNF решается за счет применения еще одной технологии, фреймворка — Data Plane Development Kit (DPDK). Изначально она была разработана Intel и затем передана в открытое сообщество. Использование данной технологии позволяет значительно повысить производительность NFV при обработке сетевого трафика. Использование технологии DPDK вкупе с SR-IOV для виртуализации сетевых функций — обязательное требование для построения высокопроизводительного NFV-решения.
В рамках проекта Джет поставлял самые нагруженные элементы инфраструктуры оператора, через которые проходит весь абонентский трафик. По этой причине использование DPDK действительно необходимо — в конечном счете от него зависит скорость работы «Интернета» на смартфонах абонентов мобильного оператора. Проект был реализован в сжатые рамки: серверное оборудование заказчик поставлял сам, от нас требовалось предоставить спецификацию необходимой аппаратной конфигурации. При этом, учитывая особенности логистики, состав оборудования должен был быть определен на самом первом этапе проекта, чтобы к моменту окончания работы над дизайном системы оборудование уже было доставлено на сайты и готово к развертыванию систем. К тому же задачу осложняла мультивендорная конфигурация, требующая скоординированного взаимодействия между всеми командами, задействованными в проекте.
Итоги
Несмотря на все сложности, проект вышел на рекордные сроки по запуску оператора: в течение 2 месяцев были выполнены работы по первоначальному развертыванию и настройке систем, по истечению которых состоялись первый звонок и первая сессия выхода в Интернет с телефона с сим-картой нового виртуального мобильного оператора — Тинькофф Мобайл. Далее, в течение 3 месяцев шли работы по настройке бизнес-правил, проводились приемо-сдаточные испытания. В итоге система вышла в коммерческий режим эксплуатации 14 декабря 2017 года. Наша команда крайне быстро справилась с развертыванием и запуском виртуального мобильного оператора за 6 месяцев.
Георгий Чесаков
CEO Тинькофф Мобайл:
Комментарий
Запуск виртуального оператора Тинькофф Мобайл позволит нам расширить спектр оказываемых услуг, повысить лояльность существующих клиентов и привлечь новых. Кроме этого, MVNO-оператор дает возможность оптимизировать расходы на обслуживание наших клиентов, а в долгосрочной перспективе получать дополнительный источник некредитного дохода. Экосистема Тинькофф.ру растет и захватывает новые сферы: теперь к традиционным финансовым услугам добавились услуги связи. Этот шаг приблизил нас к новому формату и качеству обслуживания клиентов. Теперь мы можем больше, — отмечает основатель Группы «Тинькофф» Олег Тиньков.— Отдельно хочу сказать спасибо, партнеру, который помог нам с интеграцией телеком части. Мы не стали покупать какие-то большие сервера, а сделали упор на оптимальные для нас решения от небольших производителей, находящихся в разных частях света. Интеграцией этогозанимался наш партнер — Джет. Экспертиза и опыт этой компании очень помогли нам в запуске проекта».