Для начала давайте определимся с терминологией – что же такое управление мощностями? В библиотеке ITIL приводится следующее определение: «Процесс, отвечающий за обеспечение своевременного и эффективного по затратам соответствия мощности ИТ-услуг и ИТ-инфраструктуры требованиям, связанным с мощностью и производительностью. Охватывает все ресурсы, необходимые для предоставления ИТ-услуги, и рассматривает вопросы соответствия существующим и будущим потребностям бизнеса в мощности и производительности. Состоит из трёх подпроцессов: управление мощностями бизнеса, сервисными мощностями и мощностями компонентов». Для ИТ-подразделений наибольший интерес представляет подпроцесс управления мощностями компонентов, который включает в себя, по сути, всю деятельность по обеспечению работы бизнес-сервисов и приложений в долгосрочной перспективе. Для взаимодействия же с другими подразделениями ИТ-службе имеет смысл задействовать подходы подпроцесса управления мощностями бизнеса: именно здесь ИТ-специалисты получают входную информацию о планах компании по расширению и введению новых сервисов (подробнее о трех подпроцессах – в статье «Нюансы реализации Capacity Management»).
Управление мощностями компонентов – это периодическая деятельность, нацеленная на оценку загрузки существующих ИТ-ресурсов. Под ними понимаются все компоненты ИТ-инфраструктуры, участвующие в обеспечении работы бизнес-сервисов: серверы, прикладное и специальное ПО, сеть хранения данных, каналы связи, сетевое оборудование и т.п. Информация о планах бизнеса по развитию необходима для понимания того, какие ресурсы и мощности придется обеспечивать ИТ в будущем.
Таким образом, мы получаем подобие матрицы, в которой отражены текущие потребности бизнеса (количество филиалов, пользователей корпоративной системы, обрабатываемых документов, максимальное количество пользователей (заходов) корпоративного сайта и т.п.), а также ресурсы, которые их обеспечивают (серверы, сети, СХД и пр.), и их существующая загрузка (утилизация CPU, свободные объемы оперативной памяти, оставшаяся емкость СХД и т.п.). И здесь как раз появляются вопросы, затруднительные для ИТ:
- Сколько клиентов/документов/операций сможет поддержать ИТ-инфраструктура в текущем виде и с заданным уровнем сервиса?
- Как изменится нагрузка на ИТ-компоненты при увеличении количества запросов/транзакций?
- Какой элемент ИТ-инфраструктуры является узким местом при росте бизнеса? Где будет следующее узкое место? Можно ли узнать об этом заранее?
- Когда запланировать увеличение ИТ-ресурсов с учетом тенденций роста бизнеса и планируемых проектов?
- Какой максимальный рост бизнеса сможет поддержать ИТ-инфраструктура с заданным уровнем сервиса?
- Как правильно спланировать консолидацию серверов, чтобы избежать наложения пиковых нагрузок и не допустить проблем в бизнес-приложениях? Как максимизировать утилизацию ИТ-ресурсов и минимизировать вероятность сбоев из-за недостатка мощностей?
Capacity Management позволяет получить практически немедленные и достоверные ответы на эти и многие другие вопросы.
«Не доводи до предела»
Нас часто спрашивают: когда имеет смысл использовать систему автоматизации по управлению мощностями, а когда можно обойтись без нее? Мы сформулировали три уровня зрелости процессов управления, которые встречаются у заказчиков:
- низкий: отсутствуют средства автоматизации и сам процесс как таковой. Зачастую решения принимаются на основе субъективного мнения сотрудников ИТ-отдела (или исходя из объема бюджета);
- средний: процесс управления мощностями существует, он сформировался несколько стихийно, но из года в год исправно функционирует и вполне удовлетворяет бизнес-требованиям компании. Обычно такие компании уже используют различные системы мониторинга, которые накапливают необходимые для составления прогноза данные по производительности систем. Аккумулированная информация обрабатывается вручную самими администраторами перед подготовкой данных о необходимых модификациях в обслуживаемых ими системах. Как происходит этот процесс? Либо накопленные за длительный период времени данные отображаются на экране и затем визуально оцениваются, либо экспортируются в Excel, где обрабатываются с помощью простых алгоритмов (вычисляются минимум, максимум и среднее значение);
- высокий: существует формализованный процесс управления мощностями, у которого есть менеджер. Применяются специализированные аналитические средства, которые обрабатывают различную статистику по использованию ИТ-ресурсов. Дополнительно анализируются бизнес-метрики. Они потенциально могут влиять на эксплуатационные метрики оборудования (утилизация, производительность и т.д.).
Теперь определим, какие компании (по отраслям) относятся к высокому уровню зрелости по нашей классификации. Это телекоммуникационные компании (особенно операторы сотовой связи), ритейлеры и банки. С чем это связано? Прежде всего именно эти игроки рынка очень чувствительны к качеству и надежности ИТ-сервисов. Практически все бизнес-процессы у них полностью автоматизированы и перестают функционировать при наличии проблем в любой из их составляющих.
Следующим фактором является нелинейная нагрузка на ИТ-инфраструктуру. Самый показательный пример здесь – проведение маркетинговых акций, направленных на привлечение новых клиентов/покупателей. В такие периоды на ИТ-инфраструктуру обрушивается повышенная нагрузка. И если ее производительности не хватает, происходит сбой – полное прекращение функционирования сервиса либо снижение его производительности до такого уровня, что работать с ним невозможно. В этом случае компания получит обратный эффект: у существующих и привлеченных клиентов сложится ее негативный, а не позитивный образ. Будут не только потеряны огромные средства, вложенные в рекламу и привлечение новых клиентов, но и подорвана лояльность существующих. Но всех этих проблем можно избежать, если заранее провести анализ и оценить влияние нагрузки, которая будет создана новыми пользователями, на инфраструктуру.
Другой пример, наглядно иллюстрирующий потребность в автоматизированных средствах управления мощностями, – ситуация с постоянным ростом нагрузки на ИТ-инфраструктуру компании. Это может быть открытие новых магазинов, офисов, запуск новых услуг и т.д. CIO часто задают нам вопросы: сколько еще типичных офисов может быть открыто без потери производительности в работе бизнес-приложений; сколько всего магазинов могут обслуживаться без модернизации серверного парка, на котором работает ERP-система; на сколько еще пользователей хватит существующего канала связи? На все эти вопросы позволяет ответить система автоматизированного управления мощностями. Таким образом, можно выделить основные характеристики компаний, для которых критично наличие такой системы:
- высокая зависимость от качества и доступности ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений;
- частое изменение нагрузки на ИТ-инфраструктуру;
- сложность и большой объем как самих бизнес-приложений, так и элементов ИТ-инфраструктуры, что не позволяет проводить ручной анализ своевременно и с гарантированным качеством/результатом.
Итак, мы согласовали терминологию, обозначили основные вопросы и проблемы, очертили круг задач, которые решаются с помощью систем управления ИТ-мощностями. Далее на страницах номера мы расскажем о том, как наиболее оптимально подойти к реализации Capacity Management и использовать существующие наработки и системы по управлению ИТ, как происходит процесс внедрения управления мощностями и какие преимущества при этом можно получить.