Системы мониторинга и современные технологии – для многих из тех, с кем мы обсуждаем перспективы и задачи развития подобных решений, это сочетание является, как минимум, странным. Что может быть нового в столь понятной и давно разработанной области? Ведь главное – измерить значение и сообщить о нарушении заданных порогов. А дальше работают люди. И существует огромное количество коммерческих и бесплатных продуктов, с той или иной степенью полноты реализующих эти функции.
С одной стороны, это действительно так. С другой – сложность информационных систем растет, а вместе с ней увеличиваются и масштабы финансовых и репутационных потерь от простоев. Большинству компаний уже недостаточно просто обнаружить симптомы неисправности: слишком много драгоценного времени и сил уходит на анализ ситуации, локализацию и диагностику проблем.
В прошлых номерах Jet Info мы описывали современные тенденции развития систем мониторинга, смещение фокуса от инфраструктуры к приложениям и качеству сервисов, предоставляемых пользователям. За прошедшее время многое изменилось – появились новые технологии, решения и подходы к построению этих систем. Для себя мы определяем два типа изменений: технологические и изменения формы. В первом случае речь идет о технологиях и инструментах, позволяющих сократить время на локализацию/диагностику проблем.
К ним, например, принадлежат решения класса End User Experience Management. Они позволяют не только «посмотреть» на приложение глазами пользователя, но и выявить те его действия, которые приводят к ошибкам и повышению нагрузки на систему. Есть реальные примеры, когда «поверья» пользователей, активно переключавших окна приложения для ускорения транзакции, приводили именно к таким последствиям. С одной стороны, это звучит довольно забавно, с другой – как выявить подобные ситуации и снять негатив со стороны бизнес-пользователей без контроля реальных транзакций? Требуется ли для решения подобной проблемы проводить глубокий анализ приложений и модернизировать инфраструктуру?
Второй инструмент относится к модной теме анализа Больших Данных. 10 лет назад попытка выгрузки истории событий мониторинга за месяц приводила к зависанию системы длительностью до нескольких десятков минут. А ведь это касалось только событий, «сырые» данные и журнальные файлы не учитывались, притом сами системы были проще. Достаточно и одной технологии виртуализации с динамическим переездом гостевых машин из одного ЦОД в другой, для того чтобы представить, во сколько раз увеличился объем информации, требующей анализа. С появлением решений Big Data Analytics возможности «сканирования» огромных массивов информации в режиме, близком к реальному времени, стали реальностью (см. статью «Шерлок против Big Data»).
В случае же изменения формы речь пойдет о новых подходах к развертыванию систем мониторинга. Не секрет, что комплексные полнофункциональные решения сложны как в развертывании, так и в сопровождении. Что такое SaaS в области систем мониторинга? Какие существуют решения и какие мы видим в них плюсы и минусы – об этом пойдет речь в статье «Мониторинг приложений в стиле SaaS».
Среди других значимых тенденций, относящихся, скорее, к изменениям формы, чем к технологическим изменениям, можно отметить появление на Enterprise-рынке свободно распространяемых решений типа Zabbix. Обладая несколькими значимыми преимуществами: низкой ценой, простотой администрирования и поддержкой сообщества, эти средства по функционалу уже практически не уступают коммерческим системам мониторинга инфраструктуры. Кроме того, на базе Zabbix уже реализованы проекты упрощенного мониторинга приложений и бизнес-процессов.
Все более вероятным видится вытеснение коммерческих средств с поля инфраструктурного мониторинга, это окажет значительное влияние на архитектуру создаваемых систем. В будущем нас ждут большая гетерогенность решений, появление новых интеграционных стыков на уровне как передачи данных мониторинга, так и управления конфигурацией систем. Но это, скорее, темы наших следующих номеров.
Что же остается за рамками номера? На самом деле, многое. В первую очередь – технологии, сращивающие мониторинг ИТ, приложений и бизнес-процессов. Именно они, наконец, приближают нас к построению целостной системы контроля автоматизированных бизнес-процессов: от уровня логики и ошибок выполнения отдельных экземпляров процесса до уровня приложений и технологий, обеспечивающих их автоматизацию. В данном случае можно обратить внимание на недавно появившиеся средства мониторинга бизнес-процессов, ориентированные на выполнение следующих основных задач в режиме, близком к реальному времени:обнаружение сценария выполнения конкретного экземпляра бизнес-процесса, оценка его соответствия типичным или эталонным сценариям;сбор данных о событиях из различных источников (БД, шины и др.), их корреляция и интерпретация в виде информации о статусе выполнения экземпляра бизнес-процесса;расчет сводных KPI по процессу в целом с возможностью детализации до показателей отдельных экземпляров; прогнозирование изменения значений KPI, оценка их соответствия типичным значениям. Отличие подобных средств от классических, ИТ-ориентированных систем мониторинга бизнес-процессов состоит, во-первых, в оперативном режиме их работы, обеспеченном за счет активного применения технологий анализа Больших Данных. Во-вторых, у них есть возможность детализации информации до конкретного экземпляра, а не только до уровня KPI всего бизнес-процесса в целом.