Какие мультимедийные решения сейчас интересуют ритейлеров
Для чего ритейлеры внедряют цифровые рекламные решения
Почему не существует средней стоимости мультимедийного проекта
Вначале стоит объяснить, что такое мультимедиа. Порой эти технологии путают с видео-конференц-связью (замещают первое понятие вторым), но это слишком упрощенное понимание. Мультимедиа — это все, что связано с видеоотображением, звуком, коммутацией аудио- и видеосигналов.
В ритейле в основном используют видео и Digital Signage (общий термин, которым описывают воспроизведение контента на экране). У мультимедиа здесь множество функций: привлечение покупателей, демонстрация товара, возможность получать аналитику по поведению покупателей, оценка эффективности рекламных кампаний, единое управление процессами, обучение сотрудников и немаловажная имиджевая составляющая. Приведу показательный пример. Компания Philip Morris в 2016 г. открыла в московском «Афимолле» цифровое дерево. Конструкция представляла собой 3-метровое дерево с 12 металлическими ветками, на которых висели более 120 экранов-листьев и синхронно воспроизводили одно видео. Это была промокампания для IQOS, поэтому рядом располагались touch-панели, на которых покупатели могли получить любую информацию о товаре. Подрядчик отчитался о 22 млн посетителей за год.
Другой пример: в 230 магазинах «Рив Гош» работает экосистема цифровых рекламных решений. Компания одной из первых в России начала применять цифровые рекламные носители вместо традиционных печатных буклетов. Они используют программные медиаплееры, светодиодные экраны и профессиональные видеопанели. Для передачи единого контента на все средства отображения, формирования аналитики и управления внедрена система Digital Signage. Благодаря собранной информации о поведении посетителей, «Рив Гош» одновременно унифицировал рекламный контент и получил возможность выдавать персонализированные предложения. Приятный бонус: дистанционное обучение сотрудников с помощью Digital Signage сократило затраты компании на тренинги более чем в 3 раза.
На заметку
Первые мультимедийные решения появились в 1980-х гг. в США, где во время презентаций примитивные слайды начали сопровождать звуковой дорожкой. Настоящий толчок индустрия Pro AV получила в 1990-х гг., когда ряд мировых компаний запустили производство ЖК-матриц. В России это направление стало развиваться примерно в то же время, то есть от мирового рынка мы не отстаем.
Благодаря Digital Signage товары становятся привлекательнее для покупателя. Практика показывает, что даже установка digital-прилавков (о них я расскажу ниже) может увеличить продажи на 30%. Если вы бывали в магазинах Adidas или Nike, то наверняка видели их. Вдобавок, если у ритейлера налажен сбор аналитики, он может таргетировать рекламу и таким образом повышать продажи, как в кейсе «Рив Гош».
Интерактивные панели и виртуальные примерочные
Сейчас у ритейлеров наиболее востребованы медиафасады, светодиодные экраны, а также профессиональные панели, причем как touch, так и неинтерактивные, а также ПО, необходимое для Digital Signage. Возможность управления контентом, качественные плееры, решения для унификации управления — все это ценится на рынке и будет цениться в постковидное время, когда соскучившиеся по развлечениям люди пойдут в бутики и торговые центры.
Ниже я перечислила несколько решений, которые уже используют в ритейле. Каждое из них описано по следующей схеме: что это, как работает и что дает покупателям. Что получает ритейлер, понятно: в конечном счете все это работает на повышение продаж.
Digital-прилавок. Этот прилавок выглядит как обычная демонстрационная зона. Но если покупатель берет товар в руки, срабатывает датчик и на установленном экране запускается ролик, рассказывающий о вещи или истории марки. К примеру, Adidas показывает процесс производства конкретной модели обуви, и человек чаще всего задерживается у прилавка, чтобы досмотреть видеоролик. Все это время он держит кроссовки в руках, обдумывает покупку, и у обуви появляется дополнительная ценность.
Профессиональные панели и светодиодные экраны. Современные системы видеоотображения — уже не просто дисплеи, они подстраиваются под торговую площадь: например, если в центре торгового зала стоит колонна, ее можно «обернуть» изогнутым светодиодным полотном. Под каждый размер экрана готовится уникальный контент с определенным разрешением, чтобы покупателям было проще ознакомиться с информацией. Есть и более традиционные LED-панели, которые можно использовать в торговом зале и прикассовых зонах.
Управление очередями в магазинах. Электронная очередь анализирует количество покупателей, скорость обработки заказов, средний чек. В уже упомянутом мною «Рив Гош» анализировали, как покупатели взаимодействовали с расположенными в магазине устройствами, за счет чего оптимизировали процесс покупки и улучшили управление персонализацией контента.
Виртуальные примерочные. Выглядят как обычные примерочные с зеркалом, где зеркало на самом деле — интерактивный экран с подключенным digital-каталогом одежды. Встроенная видеокамера анализирует пол, возраст и фигуру человека, после чего транслирует модели, рекомендованные для него. Покупатель получает рекомендации, которые он мог и не найти в торговом зале или на сайте, а ритейлер может эффективнее управлять продажами.
Нужно помнить, что Digital Signage — это не просто перечисленные выше решения. Это комплексный подход, и для каждого отдельного случая (или даже конкретного магазина) нужно подбирать свой пул технологий и устройств.
Вопрос времени и стоимости
Ритейлеры любят экономить, это известный факт, поэтому зачастую используют не самые качественные продукты. В результате оборудование перегревается, перезагружается, отключается, теряет связь с сервером, на котором лежит контент. «Моргающий» экран, «квакающий» звук — и вот уже непонятно, зачем нужно было тратиться на нерабочие «железки». Для того чтобы вложения окупили себя и принесли прибыль, а оборудование работало долго и без перебоев, каждый заказчик должен подобрать оптимальное решение по соотношению цена-качество и выбрать партнера для внедрения проекта.
Выбор профессионального партнера — важнейшая составляющая успеха любого проекта. Заказчик должен быть уверен в том, что не столкнется с трудностями и подводными камнями ни на этапе реализации, ни в процессе эксплуатации. Однако многие вещи нельзя продумать самому. Например, без помощи специалистов нельзя устанавливать touch-панели, информационные киоски и другое интерактивное оборудование. Оно может попасть под прямые или отраженные лучи солнца — и встроенные инфракрасные датчики перестанут срабатывать. И здесь пригодится помощь нашего Центра сетевых решений. Мы разрабатываем кастомизированный концепт, готовим и внедряем проекты, учитывая все пожелания клиента, специфику помещений и множество технических нюансов, которые будут важны в процессе эксплуатации.
По моему опыту, от идеи до воплощения в жизнь проходит не менее трех месяцев. Изучение потребностей заказчика, разработка и согласование документации, конкурс, закупка и пусконаладка оборудования — достаточно долгий процесс.
Благодаря мультимедийным технологиям произошел невероятный прорыв в образовании, науке, бизнесе, искусстве и т.д. Чуть более чем за 30 лет они охватили весь мир и сейчас являются крайне востребованными. Эти продукты популяризируются во всех сферах нашей жизни.
При этом оценки средней стоимости решения не существует. В том числе для ритейла. Нет одинаковых заказчиков, одинаковых магазинов, унифицированных пожеланий в реализации. К тому же разброс цен на оборудование очень велик, а бюджеты у всех разные.
Проектирование мультимедийных комплексов для магазинов и торгово-развлекательных центров требует участия целой группы специалистов по акустике, коммутации, видеоотображению, свету, дизайну, архитектуре и т.д. Именно они делают так, чтобы оборудование обеспечивало все нужды заказчика и было максимально удобным в работе. Не стоит забывать и о необходимости грамотного сочетания инновационных технологий с оформлением и дизайном торговых площадей, а также с архитектурно-планировочными решениями.
Поэтому я рекомендую постараться получить рамки бюджета на самой ранней стадии — при обсуждении пожеланий заказчика, — чтобы предложить наиболее оптимальные решения и реализовать именно то, что нужно.