«Нужно продавать сотрудникам iPhone»: как развивать внутренние сервисы с точки зрения UI/UX
Программное обеспечение Программное обеспечение

Как UI влияет на эффективность сотрудников? Актуальные проблемы корпоративных сервисов. 4 способа улучшить UI/UX внутренних систем.

Главная>Программное обеспечение>«Нужно продавать сотрудникам iPhone»: как развивать внутренние сервисы с точки зрения UI/UX
Программное обеспечение Тема номера

«Нужно продавать сотрудникам iPhone»: как развивать внутренние сервисы с точки зрения UI/UX

Дата публикации:
13.04.2023
Посетителей:
712
Просмотров:
705
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Вадим Кузьмичев Руководитель департамента разработки прикладных решений компании «Инфосистемы Джет»
Автор
Ванда Мацкевич Руководитель группы по развитию бизнеса центра внедрения бизнес-систем компании «Инфосистемы Джет»

Как UI влияет на эффективность сотрудников?

 

Актуальные проблемы корпоративных сервисов.

 

4 способа улучшить UI/UX внутренних систем.

 

За последние несколько лет клиентские цифровые сервисы значительно прибавили в скорости, качестве и разнообразии. Мы покупаем продукты на диване, примеряем одежду в смартфонах и оформляем справки, не выходя из дома. Сервисы становятся удобнее и функциональнее, а клиенты — капризнее. Из-за этого бизнес стал активнее вкладываться в UX и CX, ведь улучшение клиентского опыта — прямой путь к привлечению покупателей.

 

Но нельзя забывать, что цифровыми сервисами пользуются не только клиенты: сотрудники большинства современных компаний около 8 часов в день работают с самыми разными информационными системами (ИС). При этом вечером мы заказываем книги и критикуем достаточно хороший интерфейс интернет-магазина, а утром приходим в офис и открываем CRM из 1990-х или пытаемся оформить отпуск в HR-системе, которая, кажется, специально сделана так, чтобы навсегда отбить желание что-то оформлять 🙂 

 

Многие хорошо показавшие себя в клиентских приложениях технологии и подходы почему-то не применяются во внутренних корпоративных системах. Яркий пример — финансовая сфера, которая давно стала флагманом цифровизации. Клиентам российских банков доступны суперсовременные приложения, предоставляющие полный набор услуг в формате единого окна. Сотрудникам же, как правило, приходится страдать. Процесс выдачи кредита превращается в прыжки между разными системами и приложениями, а иногда и бумажными документами. Вместо единого окна — CRM, фронт-система, кредитный конвейер, скоринг, корпоративные мессенджеры и т. д. Конечно, все они интегрированы друг с другом, но с точки зрения пользователя это все еще разные продукты с разными интерфейсами. 

 

Необходимость постоянно переключаться между приложениями тормозит работу специалистов. С точки зрения UX это катастрофа. Для решения проблемы многие пытаются реализовать в рамках одного приложения функционал сразу нескольких систем. Например, фронт-офисные решения для оформления клиентских продуктов часто «сливают» с CRM и ИС контакт-центров. На первый взгляд, это делает жизнь сотрудников проще, но зачастую в процессе теряются удобство и эффективность. Да, BI-система может выполнять функции кредитного конвейера или CRM, но работать в ней с клиентскими данными просто неэффективно. Кроме того, в этом случае сложно будет обеспечить непрерывность и прозрачность бизнес-процессов.

Сервисы для сотрудников здесь и сейчас

 

Результаты многих исследований показывают, что правильный UX-дизайн повышает эффективность системы более чем на 40%. Т. е. благодаря грамотно выстроенному интерфейсу сотрудник сможет решить почти в два раза больше задач! И речь не только о рутинных операциях, но и о верхнеуровневых задачах. 

 

Тем не менее большинство вендоров не особенно вкладываются в интерфейсы и UX-исследования. Их можно понять: среднестатистического корпоративного клиента в первую очередь интересуют возможности системы, а не «дружелюбный интерфейс». Соответственно, в попытке создать универсальные приложения, покрывающие все возможные процессы и отрасли бизнеса, производители ПО прежде всего вкладываются в функционал, а не в заботу о пользователях. Из-за этого мы получаем продукты, которые многие называют «осциллографами» — из-за массы мелких форм и полей, лишних кнопок и неупорядоченного потока данных. 

 

«Сотрудник — это внутренний клиент компании, и он не должен страдать».

 

Другая проблема, связанная с сервисами для сотрудников, — использование, а точнее, «неиспользование» мобильных устройств. Вне офиса мы привыкли делать все с помощью смартфонов, а на работе чаще всего привязаны к компьютерам. Да, мобильными устройствами активно пользуются сейлы, мерчендайзеры или сервис-инженеры, но это лишь малая часть от общего числа сотрудников. Хотя с их помощью можно решать самые разные задачи. Например, планшеты будут полезны на совещаниях топ-менеджеров. Обычно к таким собраниям печатается масса отчетов и готовятся презентации. А можно построить отчет на планшете в онлайн-режиме и сразу вывести информацию на экраны. Учитывая сегодняшнюю скорость изменений бизнеса, данные, полученные здесь и сейчас, будут намного полезнее, чем презентации недельной давности.

 

Кроме того, на рынке мало коробочных решений, которые позволяют полноценно работать с мобильных устройств. Запустить на планшете или смартфоне можно почти все, но большинство систем просто не оптимизированы для работы с небольшого экрана, без мышки и полноценной клавиатуры.

 

Наконец, третья проблема, причиной которой может стать плохой UX и на которую мало кто обращает внимание, — снижение лояльности сотрудников. В нашей практике был случай, когда причиной массовых увольнений из компании стала неудобная фронт-офисная система. При этом конкуренты, к которым уходили специалисты, как раз внедрили более современное и удобное решение. При прочих равных люди выбрали более продвинутого работодателя.

 

Парадокс: бизнес-приложения есть, необходимый функционал закрывают, но пользоваться ими неудобно. В итоге страдают и сотрудники, и компания. Что с этим делать? 

Сервисы для сотрудников и как они могут измениться

 

Чтобы избежать вышеупомянутых проблем, крупные игроки часто разрабатывают внутренние сервисы своими силами. И при этом, к сожалению, нередко «копируют» вендоров. Ставят во главу угла функционал, а не удобство пользователей, игнорируют UX-исследования и даже элементарный UI/UX-дизайн. Все это никак не улучшает жизнь сотрудников, да и в принципе не имеет смысла с точки зрения пользовательского опыта. Можно, конечно, сделать скидку на то, что роль UX-специалиста на проекте по разработке внутренней системы не совсем очевидна: что именно он будет делать, какую роль займет в команде, кому будет подчиняться и т. д. Но мы скидку делать не будем 🙂 Компания должна понимать реальные потребности сотрудников и заботиться об удобстве и востребованности внутренних сервисов. 

 

Внедряя и развивая внутренние системы, компания должна каждый раз «продавать iPhone» своим сотрудникам. 

 

У игроков поменьше обычно нет возможностей для создания собственных решений. Во-первых, это довольно затратно, и не факт, что вложения окупятся. Во-вторых, у малого и среднего бизнеса вряд ли хватит компетенций для построения качественных бизнес-приложений.

 

Говоря о разработке фронт-решений для внутренних сервисов, нельзя не упомянуть новый тренд — дизайн-системы. Это комплексы, включающие правила построения UX/UI, а также библиотеки готовых компонентов, с помощью которых можно быстро разрабатывать интерфейсы любой сложности. При этом у всех сервисов, созданных с применением дизайн-системы, будут одинаковые визуальные и поведенческие паттерны. 

 

 

Как улучшить внутренние сервисы с точки зрения UI/UX

 

  • Заменить фронт существующей системы. Например, в последних версиях Oracle Siebel CRM можно легко модифицировать UI, не трогая начинку системы и выстроенные бизнес-процессы. Аналогичные возможности предоставляют ELMA365, Comindware и др. У такого подхода есть неоспоримое преимущество — вам не придется внедрять новые продукты. Но есть и ряд недостатков: развитие будет ограничено возможностями «коробки»; доработка интерфейса зачастую плохо задокументирована, и иногда такие проекты граничат с хакерством; вполне возможно, вам придется использовать «костыли» и устаревшие технологии.

 

  • Разработать отдельное приложение, которое будет использовать существующие системы в качестве бэкенда. У большинства современных систем есть API для интеграции и работы в качестве бэкенда — это позволит вам сохранить наработанную бизнес-логику. Именно по этому пути пошли мы, когда модернизировали устаревший пользовательский интерфейс внутренней системы Remedy, которую наши сотрудники используют для заполнения трудозатрат. Мы разработали современный интерфейс и расширили функционал платформы: например, добавили полнотекстовый поиск и поддержку мобильных телефонов и планшетов. В итоге время заполнения трудозатрат сократилось на 50%.

 

  • Разработать новое решение, которое объединит данные и процессы из разных систем и сервисов. Фактически фронтальное приложение работает не с одним, а с несколькими API. Такой подход часто применяется в микросервисной архитектуре: множество специализированных микросервисов имплементируют свой бизнес-функционал, а одно приложение агрегирует данные и управляет действиями пользователя. По сравнению с предыдущим решением у этого подхода есть очевидный плюс: вместо задвоения систем (на каждую старую приходится новое фронт-приложение) ИТ-подразделение получит одну систему. Кроме того, с помощью нового приложения можно частично оптимизировать бизнес-процессы, разбросанные по разным системам.

 

  • Использовать подход «микро-фронтенд» — встроить одни приложения в другие с точки зрения UI. Благодаря этому переходы между сервисами станут бесшовными. Например, клиентский менеджер начинает работать в CRM, где оформляет заявку на кредит. Далее переходит в кредитный конвейер, чтобы уточнить параметры сделки, затем в скоринговую систему и т.д. И все это в рамках одного интерфейса. Несмотря на кажущуюся сложность, подход позволяет четко распределить задачи по разработке между разными командами. Одна сосредоточится на имплементации воронки продаж, другая — на разработке системы принятий решений и т. д. Но для реализации подобного решения нужно выполнить ряд условий. Например, в системах должны быть единый механизм аутентификации и авторизации пользователей, стандарты интерфейса и др.

Кейс. Модернизация интерфейса Remedy в «Инфосистемы Джет»

 

Задача

Модернизировать устаревший пользовательский интерфейс системы учета трудозатрат 

 

Решение

Мы оставили Remedy в качестве back-платформы и не стали ломать существующую бизнес-логику. Разработали новый интерфейс, добавили в систему удобные пользовательские функции. Для реализации проекта мы использовали:

 

  1. Язык программирования Java — цемент всего решения, который позволил скрыть старую систему за новыми технологиями.
  2. UI-фреймворк React и библиотеку Redux — для создания современного интерфейса. Здесь нужно отметить, что мы спроектировали и разработали не просто интерфейс, а дизайн-систему — свод правил и компонентов для быстрого создания web-приложений.
  3. Интеграцию с Active Directory Federation Services (ADFS), а также стандарт SAML2 — они позволили реализовать механизм единого входа во все системы компании (Single Sign-On), включая безопасную авторизацию с мобильных устройств.
  4. ElasticSearch — для полнотекстового поиска по системе (при этом возможен поиск по части слова, с опечатками и с учетом разных форм слова).
Рис. 1. Интерфейсы Remedy до обновления
Рис 2. Обновленные интерфейсы Remedy
Рис. 3. Обновленный интерфейс Remedy на мобильных устройствах

 

Экспертный комментарий

 

Когда ты внутри ИТ-компании внедряешь / апгрейдишь ИТ-решения для «себя», сотрудники-эксперты почти всегда неравнодушны, высказывают свое мнение, в том числе почему надо было внедрять по-другому и вообще другое, а лучше и не внедрять.


Всевозможные «улучшайзинги» в конечном итоге рассматриваются как проявление заботы о сотрудниках, но перед этим необходимо пройти все стадии: от отрицания и гнева до принятия…

 

Пожалуй, одним из исключений стало последнее обновление нашей системы учета трудозатрат УТРО. На удивление негатива не было совсем, наоборот, очень много приятных отзывов о дружелюбии и заботе о пользователе обновленной системы. Причем слова благодарности были повсеместны — лично для меня это было крайне удивительно!

 

Не менее показательно, что на церемонии награждения нашей внутренней премии Jet Stars все номинанты компании с энтузиазмом поддержали продолжительными аплодисментами ребят, являвшихся авторами апгрейда.

Ольга Ковардакова


директор по работе с персоналом «Инфосистемы Джет»


 

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня