В 2015 году службы ИБ получили серьезную встряску. На фоне сложной экономической ситуации существенно выросли ИБ-риски, при этом бюджеты безопасников зачастую шли под нож. Сокращение штата и урезание вознаграждения порождают нелояльных сотрудников, традиционно являющихся главными нарушителями ИБ. По нашим данным, число инцидентов с кражей конфиденциальной информации, например, случаев воровства клиентской базы, выросло кратно.Сыграла свою роль и активизация конкурентной борьбы, не всегда честной. Редкий интернет-магазин не прощупывали на устойчивость к DDoS.
Служба ИБ должна реагировать на эти вызовы, но ее ресурсы в условиях сокращенных бюджетов довольно ограничены. Приобрести еще одну систему ИБ зачастую ИБ-службой встал вопрос о том, как превратить DLP-систему из почтового архива в работающее средство борьбы с утечками информации, а SIEM – из дорогого Log-manager'а в технологическую платформу для оперативного реагирования на инциденты ИБ, как заставить работать IdM.
Медленно, но верно меняется подход и к выбору решений. Рынок продуктов ИБ не только в России, но и в мире в последние годы в значительной степени устоялся. Глобальных переделов рынка или прорывных технологий, сметающих привычное положение вещей, мы не видим. Вполне закономерно, что в каждой нише сформировался определенный паритет. Как правило, есть группа продуктов, которые более-менее одинаково хороши. Или одинаково плохи. В любом случае, технологическое преимущество отходит на второй план. Залогом успеха проекта становится не приобретение самого лучшего продукта, а качественная поддержка внедрения и эксплуатации как с организационной, так и с технической точки зрения. Даже решение из второго эшелона при такой поддержке обойдет по эффективности для бизнеса лидера рынка, внедренного формально. Еще и окажется дешевле.
Ситуацию с неизменностью рынка отчасти переломил тренд импортозамещения. И здесь качественная поддержка зачастую оказывается важна вдвойне. Не все, но многие российские аналоги пока хромают на одну, а то и на обе ноги. Инженеры строгают костыли, аналитики упорно учат новичка ходить и о чудо: аналог начинает довольно резво бегать.
Все эти изменения подстегнули развитие темы, которой мы посвятили ряд статей наших экспертов. Построение ИБ-процессов обсуждается десятки лет, однако до сих пор большей частью остается в плоскости теории. Железо и ПО по-прежнему чаще всего бегут впереди паровоза. Однако в последние годы компании, видя неэффективность технических средств, хотя бы постфактум начинают внедрять процессы ИБ.
Наше участие в этой работе мы называем консалтингом. Однако этот консалтинг – не о стратегиях развития бизнеса в следующие 50 лет. Он носит чисто прикладной характер и решает вполне конкретные задачи:
- Как поддерживать в актуальном состоянии систему правил DLP?
- Как с технической и организационной точки зрения выстроить процесс сбора данных инвентаризации со всех дочерних компаний?
- Как подобрать и обучить персонал для дежурной смены SOC?
- Как перейти к ролевой модели управления доступом и какую часть ИТ-инфраструктуры она должна охватывать?
Подходы к решению такого рода задач мы и обсуждаем. В частности, мы решили остановиться на трех темах: на эффективной эксплуатации систем предотвращения утечек информации, построении ролевых моделей и процесса управления доступом и, конечно же, SOC. Это направления, где правильно проведенное обследование и построение процессов ИБ оказывают наибольший положительный эффект на результаты внедрения. Это понимают и наши заказчики. Данные консалтинговые направления стали лидерами роста в нашем Центре информационной безопасности в 2015 году.
Как уже говорилось выше, число инцидентов, связанных с утечкой конфиденциальной информации, за последнее время существенно возросло. Использование DLP-системы для ручного сбора информации и индивидуальное расследование каждого инцидента стали непозволительной роскошью. DLP не на бумаге, а в реальности превращается в бизнес-процесс. Требуются плотное взаимодействие безопасников в части контроля утечек с подразделениями экономической безопасности, правильное использование режима коммерческой тайны, инвентаризация информационных активов и анализ бизнес-рисков. По нашим подсчетам, данное направление показало наибольший рост в этом году из всех консалтинговых проектов Центра информационной безопасности.
Мы давно занимаемся темой управления правами пользователей и построения ролевых моделей, но за последние полтора года таких проектов у нас было больше, чем за предыдущие 6 лет вместе взятые. Отметим, что существенную часть работы здесь составляет не традиционная ИБ, а анализ бизнес-процессов. Основные причины роста популярности темы, на наш взгляд, – это стремительное увеличение числа и сложности информационных систем в компаниях, необходимость борьбы с внутренним мошенничеством и тенденция к удешевлению IdM-решений.
Отдельно стоит упомянуть о стремительном росте популярности направления Security Operations Center (SOC). В отличие от других ИБ-трендов последних лет, таких как безопасность АСУ ТП, APT или угрозы безопасности интернета вещей, тема SOC меньше подогревалась производителями. Она возникла органично из постепенного совершенствования процессов обеспечения ИБ в компаниях. В одних организациях зрелость процессов ИБ достигла того уровня, когда стала очевидна необходимость объединения их части в SOC для взаимной интеграции и повышения эффективности. Другим компаниям нужен ориентир, к которому можно стремиться при построении ИБ. Среди наших клиентов есть компании, уже построившие SOC в том или ином виде и ищущие пути его дальнейшего развития. Здесь возникает множество сложных вопросов – от построения функциональной архитектуры и выбора KPI до найма персонала и использования аутсорсинга. Все это мы обсуждаем в одной из готовящихся к публикации экспертных статей.
Описываемые подходы выходят за границы чистой ИБ, захватывая не только ИТ, но и основные бизнес-процессы компаний. Безопасность должна помогать бизнесу, быть интегрированной в него. Чтобы строить такую безопасность, нужно, как говорится, «выйти из зоны комфорта». Мы говорим о том, как сделать это максимально эффективно и безболезненно.