«Облачные вычисления»
Виртуализация, облако Виртуализация, облако

Все слышали про Большой Адронный Коллайдер. Мало кому известны все "тонкости" его работы. Почти никто не может сказать, как он устроен. Потому что это «высокая наука», так сказать, физика «haute couture». А ведь коллайдер (или его вариант) раньше стоял в каждом доме.

Главная>Виртуализация, облако>«Облачные вычисления»
Виртуализация, облако Тема номера

«Облачные вычисления»

Дата публикации:
15.11.2010
Посетителей:
68
Просмотров:
60
Время просмотра:
2.3

Авторы

Спикер
Александр Дмитриев системный архитектор, компания IBM
Все слышали про Большой Адронный Коллайдер. Мало кому известны все "тонкости" его работы. Почти никто не может сказать, как он устроен. Потому что это «высокая наука», так сказать, физика «haute couture». А ведь коллайдер (или его вариант) раньше стоял в каждом доме.  Это кинескоп, обычная телевизионная трубка. Электромагниты фокусируют луч – только в телевизоре луч выбивал изображение из экрана, в коллайдере же два луча сталкиваются между собой и выбивают частицы из атомов. Все просто.  А нужен он для решения вопроса о том, что лежит в основе материи – все-таки частицы или «струны».

 

 

К чему это я? К тому, что с «облачными вычислениями» примерно такая же ситуация. Все о них слышали, но мало кто пробовал познакомиться поближе.


Мы расскажем.

 

Начнем с того, зачем эти «облачные вычисления» нужны?
Нужны они, чтобы как-то выходить из ловушки, в которую нас загнало развитие компьютерных технологий. Бешеный рост производительности процессоров, подстегиваемый конкуренцией на рынке, привел к ситуации, когда гонка за количеством (чтобы быстрее считало) существенно подорвало качество вычислений.

Что я понимаю здесь под качеством? Удобство пользователя в первую очередь. Скорость, с которой решается задача в целом. Поставить мощнейший компьютер, который перемалывает миллионы транзакций в секунду – нет проблем. А вот внедрить, например, ту же ERP – годы. Что там ERP! Нормативно-справочная информация, стандарт для любой промышленной индустрии – попробуйте поговорить с айтишником из нефтяной отрасли, как там с НСИ? Заплачет он, да и только рукой махнет...


В общем, ситуация, как в старом советском анекдоте, когда на вопрос, почему у нас с мясом плохо, лектор отвечал: «мы движемся к коммунизму семимильными шагами... вот скотина и не поспевает...». А ситуация-то действительно грустная - цифры (статистика) «не лгут» Вот факты.

 

Восемьдесят пять процентов существующего компьютерного оборудования простаивает (не выполняет вычислений, стоит, не работает). То есть сервер, конечно, жужжит и что-то там внутри моргает – а вот загружен он на 15% в среднем. Значит, из каждого заплаченного миллиона денег 850 тысяч пущено на ветер.


Каждый год в полтора раза растут потребности (поставки) в системах хранения. Данные накапливаются и накапливаются  – уже горы данных...

Зачем?!


Семьдесят (70!) процентов бюджетных денег заказчики тратят на поддержание существующей ИТ-инфраструктуры, а не на развитие. Еще раз – вдумаемся – больше двух третей денег уходит на поддержание простаивающего на три четверти оборудования! Это самые яркие примеры.

 

Есть и другие.

 

У меня есть уникальная возможность – проводить рабочие обследования крупных заказчиков. Называется это «Динамическая Инфраструктура». Идея простая: надо развивать ИТ-хозяйство равномерно и по плану. Прихожу к Заказчику. Они думают, я сейчас со штангенциркулем буду вымерять в серверах, сколько там чего и куда. А я задаю простые вопросы. «Скажите,- говорю,- уважаемый CIO, когда вам ставит задачу бизнес-руководство – внедрить такое-то приложение (документооборот, например) – какие ваши действия?»


И что же слышу в ответ - стандартная цепочка:

 

  • Понять, какие у нас есть на рынке документообороты;
  • Выбрать наиболее распространенные или «лучшие» (по каким критериям?);
  • Понять, что из существующего оборудования можно использовать;
  • Решить, будем новое покупать или старое upgrade’ить;
  • Создать документацию на тендер и вообще техническое задание как-то сделать;
  • С ПО еще разобраться нужно, с системным в том числе;
  • Платформу как-то выбрать – будет то blade (говорят, дешево и вроде все берут), а может Unix (говорят, надежно, но дорого);
  • Дать задачу оценки, сколько под это дело надо техники;
  • Понять, как сконфигурить систему;
  • Разослать по партнерам и вендорам, чтобы как-то это дело выбрать;
  • Прочитать, что прислали, повстречаться с представителями, бюджет утрясти;
  • Закупить, подождать пока приедет оборудование и софт;
  • Да, куда все это ставить – тоже надо решить, и может там с электричеством или охлаждением не все так просто;
  • Дать своим задачу разобраться, может, пусть эти наладят, которые поставку делают;
  • Сервис-поддержка – мы это уже в техническом задании и при закупке решали, но что обещали, часто не совпадает с тем, что есть;
  • Персонал надо обучить...

 

Можно продолжать. Дни бегут как вода, складываясь в недели, месяцы... годы... И это реальность. Что, разве не так?

 

Так, конечно. И стало интересно, вот идеальная картина мира в «облаках» для заказчика, какая она? Я тут в командировке в Казахстане был, у клиента. Говорили про «облачные вычисления». Хорошее выражение у него услышал: «представим сферического коня в вакууме». Он имел в виду как раз идеальную картину, как «должно быть».


Ну почему же обязательно сферический и в вакууме. Вполне рабочая лошадка предлагается. Просто, повторюсь, не все понимают.

 

А должно быть так: включил управляющий компьютер. Открыл список доступных сервисов (строчку нашли «документооборот»). Кликнули на нее. Посмотрели, сколько стоит за единицу времени и кому перечислять деньги. Подключились к сервису. Оно само развернулось. Если надо – чуть подстроили под специфику своей задачи (пользуясь заранее готовыми шаблонами). Пользуемся.


Все. Фантастика, скажите?! Отнюдь. Это и есть «облачные вычисления».

 

Итак, мы поняли, зачем это нужно. Теперь надо понять, за счет чего такая картинка достигается. Рассмотрим  решение:

 

 

Видите, получается достаточно стройная картина. Идем сверху вниз. У потребителя есть портал, т.е. обычное окно, которое открывается обычным браузером. Он открывает его и видит список доступных услуг. Просто список. Там есть строчка, например, «документооборот». Потребитель выбирает данный сервис. Подключается автоматизируещее программное обеспечение, которое инициирует предустановленные шаблоны. За счет уже встроенной виртуализации на существующем оборудовании выделяется свободное пространство (вычислительное, включая процессора, память, сетевые подключения и т.д.). В это пространство разворачивается приложение – причем вопросы денежные, вопросы надежности и доступности, сколько на это надо потратить энергии и т.д. уже решены. Как решены? Построена динамическая инфраструктура, т.е. инфраструктура, где за счет виртуализации, дублирования, поддерживающего (кластерного, например) программного обеспечения все подобные вопросы обеспечены заранее раз и навсегда для всех задач, которые будут на оборудовании разворачиваться.


Потребитель выбирает сервис и сразу начинает им пользоваться. Внедрение также обеспечивает (наряду с поддержкой) тот же производитель. Быстро. Существенно дешевле (если учесть простаивающие мощности). Легко и понятно.

 

Это не должно удивлять. Удивляет лишь потому, что ИТ-технологии еще очень молоды. Почти все остальные отрасли, обслуживающие население (питание, транспорт, добыча руды и т.д.) насчитывают столетия. И все они проходили один и тот же путь: от кустарщины и работы мастера «на коленке» до стандартизации и готовых сервисов.


В сущности, «облачные вычисления» – переход от сидящего на корточках бедуина, который варит вам кофе (теперь в качестве экзотики) в турке на песочке к автомату в холле. Вы подходите, видите список (мокко, капучино, американо, экспрессо), нажимаете кнопку и бросаете деньги в приемник. И получаете свой стаканчик. А раньше как было? Заходите в лавку. Смотрите, что тут умеют готовить (скажем, экспрессо еще делают, а вот мастер по капучино уехал учиться на мокко-курсы). Договариваетесь о цене. И сколько вам сделать – тоже вопрос, зависит от размеров турки в данной лавке. Потом разжигают огонь. Деньги берут ручками, сдачу отсчитывая. Потом мастер «на глазок» мелет, составляет, размешивает, заваривает, сахар добавляет, выдерживает – готово!


В качестве экзотики, может даже вкуснее. Но в холлах почему-то стоят автоматы. И большинство ими пользуются. А помол, сахар, деньги, вода, порция, вид кофе – все это сервисы, которые «разворачиваются» из заранее предустановленных шаблонов в нужной вам комбинации.  


Скажи лет сто назад какому-нибудь Ливингстону, что он сможет подойти к черному большому сундуку, кинуть деньги и нажать кнопку – и получить любой кофе на выбор, он бы не поверил. Посмеялся бы. Но время неумолимо. Будущее за стандартом и скоростью.


Так и с «облачными вычислениями».

 

Прогресс, знаете ли. От него не убежать. А вот отдавать предпочтение или не отдавать «облакам» – решать вам. Только Вы знаете, что для вас «полезней» и «вкуснее», возможно, что традиционная инфраструктура для вашей компании в данный момент намного целесообразней и выгодней. Внимательно просчитывайте все варианты, чтобы потом не было мучительно больно падать с «облаков».

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Облако: Проверено на себе

Последние два года тема облачных вычислений не сходит со страниц отраслевых изданий. Что касается непосредственно бизнеса, то и здесь наблюдается некоторый сдвиг в сторону cloud – имеют место первые осторожные попытки использовать эти технологии в реальной жизни.

«Что важнее: качество продукта или новые фичи?»

Зачем Yandex.Cloud планирует экспансию в Казахстан? Какие бизнес-результаты приносит просвещение клиентов? С какими управленческими решениями сталкивается операционный директор Yandex.Cloud?

«Облака»: мифы, ландшафт, стратегия

Шум вокруг «облаков» продолжает расти. На этой волне многие производители стремятся показать, что они современны и держат руку на пульсе. В результате почти на всем появляется лейбл «облачно».

Интервью с руководителем службы ИТ-архитектуры прикладных систем «Лето Банка» Сергеем Чиковым

Почему «Лето Банк» выбрал для себя путь аутсорсинга в части ИТ-систем, смогут ли российские банки заменить иностранных вендоров отечественными производителями

Как «Яндекс.Облако» разрабатывает свои сервисы

На что стоит обращать внимание при выборе облачной платформы

«Мы — не стандартный e-commerce, который бьется за клиентов»

Почему в пандемию у Faberlic стало больше консультантов? Зачем домохозяйства объединяются в одного суперпокупателя? Почему провалилась попытка заменить бумажные каталоги планшетами на Android?

Обл'исполком

Рисунок «облака» всегда был стандартной метафорой для обозначения некоего общего для определённых терминальных устройств источника существования. Терминальные устройства менялись, метафора оставалась.

Там, за «облаками»...

Термин «облачные вычисления» появился давно. И разговоры про них идут не первый год. Но лишь с конца 2009- го «облака», согласно отчету Gartner, стали основным трендом ИТ- индустрии.

Крупные компании готовы переносить системы в российские облака

В интервью нашему изданию Денис Абраменко рассказал, какие системы сервисная компания «Центр корпоративных решений», входящая в состав Fletcher Group, готов переносить в публичное облако и почему будущее ИТ-инфраструктур крупных компаний — за гибридными облачными моделями.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня