Как появился термин «облако» («облачные» вычисления)?
Из этой схемы взаимодействия следует, что должны быть специалисты, отвечающие за все вынесенные ранее за скобки вопросы (инфраструктура, архитектура, масштабирование, обслуживание и т. д.), касающиеся этой «среды». То есть изображение облака может встречаться только в документах, написанных для пользователя, и символизирует разграничение компетенций по «среде»: провайдер услуг (компетенции) – пользователь услуг (юзер).
В сети нетрудно найти, что ещё в 1960 г. Джон Маккарти (John McCarthy), крупный специалист по AI из MIT и автор Lisp'a, на своей лекции сказал буквально следующее: «Сomputation may someday be organized as a public utility». Уже в 1966 г. практически все аспекты современного понятия «облака» были рассмотрены и описаны в книге Дугласа Паркхила (Douglas Parkhill) «The Challenge of the Computer Utility». Паркхил побывал и учёным, и канадским министром, в общем, интересный был человек. Далее в этом вопросе последовал большой технологический перерыв до времени развала dot-com'ов, взлёта Google и 2006 г., когда Эрик Шмитт (Eric Schmidt), Google CEO, в Сан-Хосе на SES (Search Engine Strategies Conference & Expo) впервые использовал термин «Cloud Computing». Мне кажется это был просчитанный ход, имеющий своей целью «установление нового мирового порядка».
Спорный и в то же время имеющий место факт: если рассматривать тот временной отрезок (2000-е гг.), то Google не имел в числе своих основных технологических конкурентов Microsoft (Google – поисковик, Microsoft – программная империя). Однако, судя по всему, хотел забрать себе всё, что у того было: материальные ресурсы и клиентов.
Основная опора Microsoft – это персональные рабочие станции, на каждую ставится ПО Microsoft, покупаются лицензии на ОС и офисные (а также домашние) приложения, затем выходят новые версии и т. д. и т. п. Собственно, именно это (рабочие станции и серверы для них) небезуспешно и пытается свести на нет Google, вкладываясь во всё планшетно-смартфонное: бесплатный Android, Chrome, Apple (ранее) – во всё, что отрывает пользователя от рабочей станции и отменяет необходимость её существования за счёт наличия «почти» бесплатных online-сервисов в «облаке».
Возможно, именно для этого и возник в 2006 г. «Cloud Computing», который, будучи хорошо профинансированным, стал модным «трендом индустрии» и был взят на вооружение такими разными по своей сути компаниями, как Amazon, Cisco, IBM, Oracle. Причём для каждой из компаний имелись свои особенности, потому что им было необходимо добавлять «облачность» в свои уже существующие продукты. Позднее вошел в оборот термин «Private Cloud», предложенный корпорацией IBM, выпускающей оборудование и желающей сохранить продажи корпоративным и частным потребителям на должном уровне.
Почему именно сегодня возник интерес к «облакам»?
Интерес к «облакам» появился в первую очередь из-за совокупности двух факторов: роста возможностей серверов массовой архитектуры и более внимательного отношения к деньгам со стороны пользователей инфраструктуры. Сейчас такие серверы стоят недорого, обладают значительной вычислительной мощностью, имеют почти одинаковую архитектуру и предлагаются практически всеми вендорами вычислительного оборудования. Да, в своей массе они менее надёжны, чем средние и старшие UNIX-серверы, пока хуже масштабируются, но для среднего бизнеса их возможностей масштабирования может оказаться достаточно, а для малого – хватит с избытком.
В то же время для нивелирования текущих «недостатков» серверов массовой архитектуры, связанных с их простотой и относительной дешевизной, требуется более «умная», рассчитанная именно на них система управления инфраструктурой. Старшие UNIX-серверы представляют собой «монолитные» решения, в комплекте с которыми идут средства и возможности масштабирования, управления ресурсами, самодиагностики и локализации неисправностей. Для обеспечения серверов массовой архитектуры такими же или близкими по функционалу возможностями эти системы строятся дополнительно, от чего значительно возрастают их ценность и сложность. В этой новой, дополнительной сложности кроются возможности не только для спроса, но и для предложения «облачных» решений.
За счёт роста возможностей серверов массовой архитектуры, значительного снижения их стоимости стало вполне реально, построив грамотную систему управления и предоставления серверных ресурсов, предлагать на рынке конкурентоспособные «облачные» услуги, ранее неосуществимые по ряду причин. Причины носили самый разный характер: финансовая нецелесообразность, несовместимость серверов разных вендоров, непонимание сложности самостоятельной поддержки таких систем потенциальными заказчиками.
Если предоставляемые «облачные» услуги неотделимы от их провайдера и его инфраструктуры, то это «публичное облако», требующее переноса не только самих приложений или сервисов на их основе, но и всех данных. Для тех случаев, когда перенос всех данных во «внешнее/публичное облако» невозможен или нежелателен, существуют отчуждаемые, готовые решения, построенные на тех же принципах и реализующие похожие возможности, но в пределах, скажем, двух серверных стоек. Тогда это так называемые «корпоративные облака», но они при желании могут быть расширены до «публичных». В ближайшей же перспективе наиболее востребованным представляется «гибридный» вариант: критичные информация и системы «живут» в «корпоративном облаке», а массовые сервисы (почта, телеконференции, call-центр и т. д.) переведены в «публичное облако».
Каким должен быть современный ЦОД в свете «облачной революции»?
В своём сочинении один ребёнок так объяснил причину смены двух исторических эпох: «Люди перестали носить кольчуги, потому что изобрели порох и стали ходить пешком». Это как нельзя более точно отражает современные тенденции смены двух эпох ЦОДостроения. Принимая в расчёт сегодняшний уровень развития инженерной и информационной инфраструктуры, мы отказываемся от лишнего «железа» – от тяжёлых, архаичных элементов в пользу высокотехнологичных, скоростных и модульных решений. Современные ЦОДы крупных компаний, или «облачные ЦОДы», строятся совсем по-другому, чем это происходило 10 или даже 5 лет назад. В те времена ЦОД начинался там, где появлялось Hi-End оборудование – оно и составляло его ядро. Блоки, из которых создавался ЦОД, были крупнее, однако их было меньше, поэтому и ЦОДы были проще. Оборудование было дорогим и сложным, поэтому главное, что было необходимо обеспечить, – «требования производителя».
С другой стороны, все Hi-End'ы представляют собой «монолитные» решения, и инфраструктура на их основе всегда отличалась относительной простотой. Сейчас же в связи с ростом мощности систем массовой архитектуры инфраструктура ЦОДа всё чаще состоит из большого числа простых элементов (серверов, массивов). Это автоматически приводит к увеличению количества строительных блоков ЦОДа. Кроме того, более простые элементы ЦОДа обычно не имеют такого же комплекса механизмов обеспечения собственной работоспособности и безопасности, как Hi-End оборудование. Неудивительно, что всё бо`льшую роль начинают играть системы, которые раньше были у потребителей на второстепенных ролях. Например, системы мониторинга и управления ресурсами.
Чем больше в ЦОДе составляющих, чем более распределена его инфраструктура, тем большее значение приобретает умение правильно обеспечить связи между его элементами. Говорят, что электроника – наука о контактах. Можно сказать, что ЦОДостроение – это тоже наука о контактах: между всеми компонентами системы, cоставляющими модульного ЦОДа, ИT-компанией и её финансовыми институтами.
Говоря о современном, или «облачном» ЦОДе, а тем более о переезде инфраструктуры в публичное или корпоративное «облако», отметим, что обычно инфраструктура компании также требует проведения существенных изменений и даже кадровых реорганизаций для ее приведения в соответствие «облачным» стандартам.
роме того, следует предусмотреть механизмы и отработать соответствующие процедуры, если вдруг потребуется «спуститься с облаков» на твёрдую землю.