Отчитаться на раз
Программное обеспечение Программное обеспечение

Современные банки вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях постоянного жесткого прессинга со стороны других участников рынка. Конкуренция, сокращение числа потенциальных клиентов, постоянно меняющаяся внешняя ситуация требуют непрерывного управления деятельностью банка, принятия менеджментом своевременных тактических и стратегических решений, от которых зачастую зависит само существование организации.

Программное обеспечение Тема номера

Отчитаться на раз

Дата публикации:
29.03.2012
Посетителей:
100
Просмотров:
81
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Максим Солопов Заместитель директора Центра управления данными компании "Инфосистемы Джет"
Автор
Сергей Филиппов Руководитель направления бизнес-анализа Департамента прикладных финансовых систем компании «Инфосистемы Джет»
Современные банки вынуждены осуществлять свою деятельность в условиях постоянного жесткого прессинга со стороны других участников рынка. Конкуренция, сокращение числа потенциальных клиентов, постоянно меняющаяся внешняя ситуация требуют непрерывного управления деятельностью банка, принятия менеджментом своевременных тактических и стратегических решений, от которых зачастую зависит само существование организации. Для совершения обдуманных и взвешенных шагов менеджменту необходимо видеть максимально полную картину своего бизнеса: другими словами, анализировать информацию, накопленную в результате деятельности компании. Нельзя забывать и о другой головной боли любого российского банка – необходимости своевременно предоставлять в проверяющие органы обязательную отчетность, которая по своей сути является паспортом деятельности банка, его лицом перед регулятивными органами. Клиенты банка зачастую оценивают его деятельность на основании публикуемой обязательной отчетности.

 

 

Путь к решению обеих задач лежит через рутинную обработку огромных массивов данных, собираемых банком ежедневно по всем направлениям деятельности. Проблема только в том, что эти массивы информации – о клиентах, их договорах, об операциях и многом другом – рассеяны по различным операционным системам и базам данных, относящимся к зоне ответственности обособленных бизнес-подразделений. Кроме того, в исходном виде эта информация малопригодна для использования при формировании отчетности. Данные разобщены, они часто дублируются, а порой и противоречат друг другу. Всю эту информацию нужно правильно систематизировать, очистить от «шумов», обогатить, осуществить необходимую параметризацию.

Авторы

Без наличия функции автоматизации это сложный и трудоемкий процесс, в котором задействовано множество квалифицированных специалистов банка. При этом добытая с таким трудом информация обычно на несколько дней отстает от текущих реалий, что существенно снижает ее ценность. На ИТ-рынке существует класс инструментов, предназначенных для решения подобных задач – это средства BI. Используемые совместно с хранилищем данных, они позволяют создать единый комплекс по автоматизированной подготовке отчетности: как управленческой, так и обязательной.

 

В 2009 году наша компания представила свое решение по подготовке управленческой и обязательной отчетности – JFRS (Jet Financial Reporting System). BI-инструментом для JFRS был выбран Oracle Business Intelligence.  В пользу этого выбора говорили такие качества Oracle BI, как масштабируемость, надежность, производительность, наличие web-интерфейса и эффективного пользовательского инструментария для построения отчетов. В данный момент мы реализуем несколько проектов внедрения JFRS, в ходе которых система постоянно развивается и дорабатывается, закрывая возникающие потребности заказчиков.

 

В своей разработке мы решили отойти от принципа программирования отчетных форм, заменив его возможностью гибкого моделирования, что высоко оценили пользователи системы. Модели отчетных форм стали интуитивно понятны, теперь для работы с ними не нужны специальные знания по программированию, а это очень важный фактор при оперативном внесении изменений в алгоритмы формирования отчетов. Специалисты банка, используя систему JFRS, при формировании управленческой отчетности легко получают информацию об управлении ликвидностью банка, его активами и пассивами. Руководство оперативно выполняет мониторинг ключевых показателей деятельности бизнес-подразделений банка и всегда имеет под рукой расчет их финансовых результатов. Картина изменилась и в части формирования обязательной отчетности для Банка России: в системе существует большой пакет отчетов (около 70), соответствующих инструкциям 2332-У, 215-П, 302-П, 313-П, 342-П, 117-И, 110-И и др.

 

В основе своей

 

JFRS содержит хранилище данных (Data Warehouse – DWH), реализованное на СУБД Oracle, и инструментарий для управления процессами обработки данных. Данные из различных источников после загрузки проходят через этапы очистки, обогащения и консолидации. В итоге они представляют собой единый выверенный срез информации, на основании которого можно строить дальнейшие расчеты.

 

Для каждой группы задач требуется свой набор данных, подготовленных по определенным правилам. Для хранения этих данных служат специализированные витрины, которые заполняются в соответствии с гибко настраиваемыми алгоритмами.

 

Рис. 1. Логическая архитектура системы

 

Следующий слой JFRS – отчеты и аналитические панели – это инструменты Oracle BI. Данный инструментарий не только содержит набор предварительно настроенных моделей отчетов, но и предоставляет возможность проведения гибкого бизнес-анализа на основе имеющихся в хранилище данных.

 

Все интерфейсы пользователя и администратора реализованы на тонком клиенте. Как показывает практика, пользователи активно участвуют в управлении системой, начиная с настройки справочников и правил расчета показателей и заканчивая загрузкой дополнительных данных в систему и выполнением проверок качества данных витрин. Наличие опции OLAP позволяет проводить не только более разностороннюю бизнес-аналитику, но и применять Excel в качестве непосредственного аналитического инструментария бизнес-пользователя.

 

Модуль управленческой отчетности JFRS

 

способствует решению широкого круга задач. С его помощью можно осуществлять планирование целевых показателей деятельности подразделений и отслеживать их выполнение, управлять активами, пассивами и ликвидностью банка, рассчитывать финансовый результат работы подразделений и отдельных сотрудников.


Модуль аналитической отчетности включает в себя слой данных, в котором собрана очищенная, консолидированная и размеченная определенным образом информация о деятельности различных бизнес-подразделений банка. Имея такой слой данных, специалисты банка с помощью визуальных средств анализа могут самостоятельно извлекать нужные им сведения и строить отчеты.

 

Помимо этого, в рамках модуля реализованы две подсистемы, включающие в себя специализированные витрины данных.

 

Подсистема управления активами и пассивами позволяет готовить следующие группы отчетов:

 

  • ликвидность – показатели ликвидности банка как на текущий момент, так и в ближайшей перспективе;
  • маржа и доходность – показатели доходности разных финансовых инструментов и продуктов, предлагаемых банком.

 

Подсистема также позволяет анализировать динамику собственных средств банка и составлять прогноз изменения капитала на ближайшее время.

 

Благодаря подсистеме анализа корпоративной производительности решается широкий круг задач, связанных с повышением эффективности работы банка. Подсистема включает следующие группы отчетов:

 

  • финансовый результат – анализ деятельности подразделений и отдельных сотрудников, эффективности от продажи банковских продуктов и услуг, оценка ценности каждого клиента. Алгоритм расчета финансового результата, помимо прямых доходов и расходов, включает трансфертные доходы и расходы, а также неоперационные расходы, разнесенные по элементам учета в соответствии с методикой аллокации;
  • рейтинги подразделений, продуктов, клиентов по различным показателям;
  • ключевые показатели деятельности подразделений и нефинансовые показатели.

 

Модуль обязательной отчетности JFRS

 

создан для решения задач в части подготовки обязательной отчетности банка в соответствии с требованиями Банка России.

 

Система позволяет формировать обязательную отчетность как консолидированно, так и раздельно – по головному офису или по филиалу. Модуль поставляется с предварительно настроенными моделями отчетных форм. Получив систему, пользователь формирует самостоятельно или использует/редактирует разработанные нами модели отчетных форм, оперируя профессиональными категориями и понятиями («Активы», «Обязательства», «Расходы», «Кредиторская задолженность» и т. д.). Изменения/дополнения в порядок формирования отчетов можно вносить оперативно и исключительно силами пользователя – специалиста по отчетности, без привлечения разработчика системы или ИТ-службы банка.

 

Одна из главных ролей отводится средствам контроля корректности сформированных отчетных форм. Они дают возможность предусматривать дополнительную детализацию параметров отчета, осуществлять внутри- и межформенный контроль, а также формировать дополнительные проверочные отчетные формы.
Также для большей оперативности предусмотрена возможность совершения локальных (в рамках хранилища) корректирующих проводок и других корректирующих действий. Это достигается за счет использования собственной транзакционной/корректировочной машины. При этом оригинальные данные, перенесенные в хранилище из внешних учетных систем, не искажаются.

 

Вместе с тем модуль учитывает индивидуальные особенности транзакционных и иных программно-технических систем, а также предлагает различные сценарии загрузки внешних данных в хранилище и их контроля.

 

Кроме того, в системе организован механизм разграничения доступа и распределения сфер ответственности пользователей, есть возможность использовать планировщик заданий для автоматической обработки отчетов. Тем самым обеспечивается автоматический запуск отчетов на исполнение в соответствии с графиком, а также рассылка готовых отчетов на заданные адреса электронной почты. А принцип акцептования и архивирования готовых отчетов с соблюдением версий как самих отчетных форм, так и результатов расчетных процедур всегда поможет пользователю отследить всю историю операций.


И, наконец, дадим ответ на вопрос, который всегда задают пользователи: «А как с Excel?». Для удобства пользователя выполнена тесная интеграция системы с Microsoft Office.

 

Отчитались – подумали

 

Что же в сухом остатке? Благодаря внедрению системы банк минимизирует управленческие, репутационные и законодательные риски, связанные с возможностью формирования недостоверной отчетности. Наш опыт реализации проектов показывает, что в результате повышаются эффективность работы сотрудников по подготовке банковской отчетности, а также скорость и качество принимаемых управленческих решений. Кроме того, увеличиваются точность и оперативность расчета финансового результата подразделений банка, снижаются затраты на подготовку отчетов, а бизнес-подразделения оперативно отслеживают результаты своей деятельности.

Читайте также

BI в формате Oracle

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Старый клиент лучше новых двух

В условиях сильной конкуренции на рынке компании вынуждены использовать различные меры по удержанию своих клиентов

Внедрение системы анализа эффективности производства в Группе компаний Danone-Юнимилк

Международная компания Danone работает в более чем 120 странах по всему миру. Головное предприятие, расположенное во Франции, формирует требования в отношении отчетности, которую региональные подразделения представляют руководству концерна

Система FLEXCUBE – мировой лидер на российском рынке

Наш опыт продаж показывает, что систему FLEXCUBE на российском рынке рассматривают в первую очередь банки с участием западного капитала или банки, которые рассчитывают привлечь иностранный капитал в самое ближайшее время.

Результаты тестирования Oracle Exadata Database Machine

С аппаратной точки зрения Exadata представляет собой сбалансированное под задачи Oracle Database стандартное Oracle/Sun Hardware решение на основе платформы Intel x86. Но «волшебством» Exadata является специальное ПО, функционирующее на серверах хранения – Exadata Software.

Open UI – новая концепция пользовательского интерфейса

Oracle Siebel CRM представляет Open UI (Open User Interface) – новую концепцию пользовательского интерфейса

Не виртуальные аспекты виртуализации

Виртуализация - волшебная таблетка, быстро решающая большинство насущных проблем руководителей ИТ-подразделений.

М.Видео. Аутсорсинг Oracle Siebel CRM

С 2005 года компанияИнфосистемы Джет является партнером М.Видео по обслуживанию ИТ-инфраструктуры. В 2008 году, после внедрения системы управления взаимоотношениями с клиентами Oracle Siebel CRM Loyalty, руководство ритейлера приняло решение передать на аутсорсинг эксплуатацию данной бизнес-системы вместе с программно-аппаратной базой, на которой она была развернута.

Изучение Oracle In-Memory и SQL in Silicon

Одной из существенных инноваций процессора M7 является возможность переноса части SQL-логики на специальные сопроцессоры DAX (Data Analytics Accelerator). Эта технология получила название SQL in Silicon.

Тестирование Oracle Exadata Database Machine в нашем демо-центре

Решение о создании демо-центра и появление в нашей компании Oracle Exadata Database Machine потребовало особых подходов к работе с новым решением.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня