В одних компаниях мошенничество легко поддается оценке, выбрать способы защиты тоже не составляет труда. Например, банки и телеком-операторы могут определить объем и характер мошеннических действий исходя из обращений клиентов. Для других организаций – ритейлеров, топливно-энергетических, промышленных и производственных компаний – оценка уровня мошенничества является намного более сложной задачей. Дело в том, что действия злоумышленников нацелены не на процессы обслуживания клиентов, а на внутреннее движение денежных средств, товарной продукции и т.д. Если факты хищения не могут быть относительно просто выявлены компанией или ее клиентами, мошенниками обычно являются сами сотрудники этой организации.
Отметим, что отчетные документы, которые анализируются при инвентаризациях, инкассациях и пр., никак не помогают в деле обнаружения мошенничества. Совпадение данных из отчетных документов дает право ревизионным службам рапортовать об отсутствии хищений, в то время как их масштабы только увеличиваются.
Наиболее остро проблема гарантирования доходов стоит перед классическим ритейлом и ТЭК. Одним словом, если ваша продукция высоколиквидна и маржинальна, можете быть уверены – на нее найдутся охотники «без лицензии». Причем риски мошенничества особенно высоки при реализации гаджетов и высокотехнологичных товаров – мы установили это путем сравнения эквивалентных по обороту магазинов продажи электроники, продуктов питания, одежды.
Рис. 1. Соотношение типов мошенничества в ритейл-сегменте
Каким образом мошенники добиваются своих целей? Представим себе любую последовательность действий, например, бизнес-процесс реализации товара. Так или иначе это учет движения товарной продукции на всех этапах – от закупки до реализации. Очевидно, что если система является замкнутой с точки зрения движения денежных средств, прозрачной для определения конечной цены товара и защищенной от изменения учетных данных, отчетность по крайним точкам процесса будет однозначно указывать на наличие или отсутствие фактов мошенничества.
Если мошенничество так незаметно, а бизнес приносит прибыль, стоит ли вообще уделять внимание гарантированию доходов? Окупаются ли вложения в поиск мошеннических схем, организацию технологий и процессов по контролю действий злоумышленников? Каждая компания должна решать для себя эти вопросы самостоятельно. При этом есть вполне очевидный тренд: комплексы мероприятий, направленные на борьбу лишь с тривиальными схемами, окупают себя менее чем за год.
Рис. 2. Соотношение внутренних и внешних угроз мошенничества
В то же время некоторые сотрудники – существа алчные, и если есть возможность иметь не совсем легальный, но дополнительный доход при отсутствии даже видимости контроля, аппетиты у них будут расти, как грибы после дождя. Тогда как можно эффективно контролировать подобную открытую бизнес-систему? Только реализовав комплексный проект по защите бизнеса и гарантированию доходов, который бы обеспечил компанию инструментом контроля критичных областей.
Причины высокого уровня хищений у любого ритейлера:
- Бизнес-процессы, подспудно приводящие к потере прибыли. Любая маркетинговая акция, призванная стимулировать спрос и привлекать новых клиентов, воспринимается сотрудниками как способ подзаработать.
- Формальная законность каждой отдельно взятой операции.
- Невидимость убытка при классической инвентаризации.
- Трудность и высокая стоимость контроля большинства процессов – от закупки до продаж.
- Высокая текучка кадров и низкая лояльность персонала.
- Влияние человеческого фактора на процесс контроля мошенничества.