Поймать трех зайцев, или Управление трафиком для операторов связи
Сетевые решения Сетевые решения

Получив в свое распоряжение решения DPI (Deep Packet Inspection), позволяющие распознавать трафик по приложениям и протоколам и управлять ими (блокировать, приоритизировать, перенаправлять и шейпить) ..

Главная>Сетевые решения>Поймать трех зайцев, или Управление трафиком для операторов связи
Сетевые решения Тема номера

Поймать трех зайцев, или Управление трафиком для операторов связи

Дата публикации:
17.02.2014
Посетителей:
144
Просмотров:
114
Время просмотра:
2.3

Авторы

Автор
Елена Фоминская В прошлом - директор по развитию бизнеса компании «Инфосистемы Джет»
Получив в свое распоряжение решения DPI (Deep Packet Inspection), позволяющие распознавать трафик по приложениям и протоколам и управлять ими (блокировать, приоритизировать, перенаправлять и шейпить), операторы и провайдеры связи вошли во вкус и поставили цель дальше повышать технико-экономические показатели своих услуг. Делать это они могут путем персонификации правил управления трафиком для определенных абонентов. И это позволяет им успешно изловить сразу трех зайцев.

 

 

Во-первых, повысить свою доходность. Любой оператор заинтересован в подъеме ARPU (Average Revenue Per User) и увеличении удельной стоимости как полосы пропускания, так и объема передаваемых абоненту данных. Неплохо получать прибыль еще и от смежных рынков, например, от OTT (Over the Top) и интернет-рекламы.

 

Во-вторых, снизить свои затраты. И себестоимость передачи данных уменьшить, и избежать потерь данных в трафике при перегрузке сети. Снижение расходов должно сопровождаться контролем над трафиком, приоритизацией или перенаправлением последнего.

 

В-третьих, операторам нельзя забывать о лояльности своих абонентов. А на нее влияет не только качество связи, но и спектр предоставляемых услуг, возможность персонального подбора и настройки сервисов, получение от абонента информации о его удовлетворенности, оперативное реагирование предложениями на потребности.

 

Персонифицировать операторские услуги и решать перечисленные задачи путем активного управления трафиком позволяют решения класса PCC (Policy Control&Charging).

Ядром такого решения всегда является функциональный модуль Policy and Charging Rules Function (PCRF). Это программный комплекс, который связывает между собой DPI-платформу оператора и BSS-системы (Business Support Systems) для реализации абонентских сценариев, схем тарификации и пр. Именно таким мозговым центром комплексного PCC-решения является JSM (Jet Subscriber Manager). В JSM сходится информация о профиле абонента (тарифном плане, подключенных услугах и пр.), ресурсах сети (загруженность канала, приоритизации приложений и пр.), состоянии сессии абонента (использованной квоты и пр.). На основании этой и дополнительной информации (время суток, данные от внешних партнеров) по принятым в системе правилам формируются политики, которые передаются для исполнения DPI-платформе. Таким образом, обеспечивается дифференцирование управления трафиком для каждого абонента (или их групп).

 

Взаимодействуя с внешними системами оператора, JSM обрабатывает такие события, как изменение тарифного плана, сервисов (подключение/отключение), состояний (например, блокировка абонента) и т.п. Изменяемые параметры составляют профиль абонента, хранящийся в базе данных JSM. Там же хранится указание на время действия сервиса, например, «включить “Турбо-кнопку” с 19:00 до 24:00».

 

Рис. 1. Концептуальная схема системы управления трафиком

 

При взаимодействии с DPI-платформой JSM отслеживает авторизацию абонента, создание и завершение сессии, изменение ее параметров. «Сессия абонента» включает в себя имя пользователя, идентификацию абонентского устройства, сетевой адрес, другие параметры из RADIUS/DIAMETER-сообщения. Кроме всего прочего, JSM следит за использованием трафика абонентом и собирает соответствующую статистику. Из DPI в JSM могут передаваться счетчики всего абонентского трафика, Р2Р-трафика, трафика на определенные узлы и т.п.

 

Являясь по своей архитектуре компонентным решением, JSM легко наращивается функционально под задачи конкретного оператора, адаптируется к его конкретным системам (биллинг, личный кабинет, авторизации и пр.), масштабируется под его объемы.

 

Охота в разгаре

 

Как именно JSM позволяет одновременно поймать тех самых зайцев, о которых говорилось в начале статьи? Дав «зеленый свет» в первую очередь тем сервисам оператора, которые наиболее востребованы. И сделать это для тех абонентов, которые готовы платить за такое качество. Определенная группа абонентов начинает платить больше. Это раз. Не требуется значительного увеличения затрат. Это два. И три – соответствие качества услуги ожиданиям абонентов.

 

JSM открывает оператору простор в его тарифной политике, давая возможность пользователям набирать себе тарифные планы из нужных опций, подключать какие-то опции на время, дополнительно оплачивая их, ограничивать доступ к определенным ресурсам или, наоборот, заказывать себе высокие скорости для определенного контента. Например, есть группа абонентов, для которых интернет – это почтовый сервер, поисковик и одна-две социальные сети. Такой группе можно предложить особенно выгодный, дешевый тариф на интернет и возможность докупать доступ к другим сайтам. Или можно дать возможность абоненту покупать высокую скорость доступа за дополнительную плату только тогда, когда он собирается посмотреть потоковое видео в отличном качестве.

 

В приведенных примерах у абонента есть возможность пользоваться «плюшками» дорогих тарифных планов, подключая их только при необходимости. В многообразии сценариев управления трафиком можно выделить типовые группы:

 

  • контроль трафика, сюда попадают ограничение полосы для конкретных сервисов и их приоритизация, различная тарификация сервисов, квоты тарифных планов;
  • совместные планы – семейные или Multi-Device тарифные планы;
  • самообслуживание абонентов – возможность набора опций тарифного плана и их настройка;
  • предоставление абоненту непрерывного двунаправленного канала связи с оператором;
  • сегментация и анализ поведения абонента;
  • контекстная и таргетированная реклама;
  • автоматическая авторизация в пределах Wi-Fi-сети;
  • управление загрузкой базовых станций.

 

На деле

 

Как JSM ведет себя на практике? Мы внедрили систему активного управления трафиком абонентов на сети регионального мобильного оператора с более чем 600 тыс. пользователей. Предварительно проанализировали тарифные планы оператора и их различия (удельная стоимость мегабайта данных, наличие квотных ограничений операции после исчерпания квоты), особенности распределения абонентской базы по тарифным планам, наличие узких мест в сети, попадающих в перегруженное состояние. Была построена система активного управления трафиком абонентов в зависимости от их тарифного плана, состояния квоты и нагрузки в сети.

 

Профилирование пользователей на JSM было организовано на основании данных по типу абонентского устройства (small screen – телефон, large screen – USB-модем) и величине его ARPU.

 

Управление трафиком осуществлялось на уровне:

 

  • приоритизации групп абонентов относительно друг друга в рамках общей полосы пропускания канала;
  • приоритизации классов приложений для каждого абонента в отдельности в рамках выделенной ему на GGSN полосы;
  • ограничения полосы пропускания для определенных приложений в зависимости от нагрузки в канале.

 

Когда нагрузка в каналах достигает пороговых значений, установленных для каждой группы абонентов и для разных классов приложений, – для каждого абонента вводятся ограничения по занимаемой полосе.

 

Рост месячной выручки в период применения решения – сценариев динамического управления абонентским трафиком – составил 14,66%.

 

 

Решение бизнес-задач подобного масштаба требует комплекса средств, причем каждое из них должно быть интегрировано не только внутри самого комплекса, но и с существующими системами оператора. Наша компания обладает в этом смысле широким спектром возможностей, имея в своем портфеле как ключевой продукт для такой операторской платформы, так и опыт внедрения и интеграции решений данного класса от различных поставщиков.

Уведомления об обновлении тем – в вашей почте

Услуги операторов связи для создания корпоративных сетей передачи данных

Любая корпоративная сеть имеет свои особенности, тем не менее у них есть много общего

Одинаково разное мошенничество

Мошенничество многолико – оно принимает различные формы в зависимости от компании, в которой имеет место

Обзор технических решений построения городской операторской сети на базе технологии «Optical Ethernet»

С каждым годом появляются новые технологии, направленные на повышение эффективности и производительности распределенных телекоммуникационных систем. Одна из таких технологий – «Оптический Ethernet». Основные цели разработки данной ...

Пресейл в мобильном телекоме

В этой статье не будет срывов покровов, разглашений NDA и т.п. Здесь будет лишь много букв, а также суждения, вынесенные по результатам субъективной оценки. А еще в этой статье не будет упомянута ни одна компания. Надеюсь, что такая абстракция сделает повествование более объективным.

Внедрение технологии анализа и эффективного управления трафиком (DPI) в компании ВымпелКом

ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») - один из крупнейших телекоммуникационных операторов России, входящий в «большую тройку»

ETOM в разрезе, или Структура бизнес-процессов для телеком-отрасли

Цель этого приложения – описать основные понятия, цели создания и структуру представленной в основном документе карты процессов оператора связи (eTOM)

Тестирование маршрутов терминации трафика для ОАО «КОМСТАР-ОТС»

Услуга транзита и приземления трафика на местные телефонные сети – один из основных «генераторов» дохода любого оператора связи. Тем более, такой компании как «КОМСТАР-ОТС», которая не только предоставляет местную связь в Москве (как «Комстар-ОТС», так и МГТС), но также является и оператором международной связи. При этом услуги пропуска трафика являются излюбленной мишенью для мошенников, встречающихся как среди абонентов оператора, так и среди недобросовестных интерконнект-партнеров.

Услуги информационной безопасности для абонентов в арсенале российских операторов, вендоров и интеграторов

Одна из самых обсуждаемых тем сегодня - состояние бизнеса телекомов. Операторы находятся в поиске новых бизнес-моделей и сервисов, одним словом, активно работают над тем, чтобы перестать быть "трубой", по которой течет "чужое золото" - различного рода платный контент и платные сервисы.

Сплошная фальшь, или Стоит ли доверять доверенности

Насколько сложно изготовить фальшивые паспорта и доверенности для получения SIM-карт и дальнейшего осуществления мошеннических действий, что для этого нужно? Как банкам обезопасить своих клиентов от подобного рода мошенничества? Как должны действовать сотовые операторы, чтобы подобных нарушений не было? На эти вопросы отвечает наш эксперт Василий Сергацков.

Спасибо!
Вы подписались на обновления наших статей
Предложить
авторский материал





    Спасибо!
    Вы подписались на обновления наших статей
    Подписаться
    на тему







      Спасибо!
      Вы подписались на обновления наших статей
      Оформить
      подписку на журнал







        Спасибо!
        Вы подписались на обновления наших статей
        Оформить
        подписку на новости







          Спасибо!
          Вы подписались на обновления наших статей
          Задать вопрос
          редактору








            Оставить заявку

            Мы всегда рады ответить на любые Ваши вопросы

            * Обязательные поля для заполнения

            Спасибо!

            Благодарим за обращение. Ваша заявка принята

            Наш специалист свяжется с Вами в течение рабочего дня