Во-первых, повысить свою доходность. Любой оператор заинтересован в подъеме ARPU (Average Revenue Per User) и увеличении удельной стоимости как полосы пропускания, так и объема передаваемых абоненту данных. Неплохо получать прибыль еще и от смежных рынков, например, от OTT (Over the Top) и интернет-рекламы.
Во-вторых, снизить свои затраты. И себестоимость передачи данных уменьшить, и избежать потерь данных в трафике при перегрузке сети. Снижение расходов должно сопровождаться контролем над трафиком, приоритизацией или перенаправлением последнего.
В-третьих, операторам нельзя забывать о лояльности своих абонентов. А на нее влияет не только качество связи, но и спектр предоставляемых услуг, возможность персонального подбора и настройки сервисов, получение от абонента информации о его удовлетворенности, оперативное реагирование предложениями на потребности.
Персонифицировать операторские услуги и решать перечисленные задачи путем активного управления трафиком позволяют решения класса PCC (Policy Control&Charging).
Ядром такого решения всегда является функциональный модуль Policy and Charging Rules Function (PCRF). Это программный комплекс, который связывает между собой DPI-платформу оператора и BSS-системы (Business Support Systems) для реализации абонентских сценариев, схем тарификации и пр. Именно таким мозговым центром комплексного PCC-решения является JSM (Jet Subscriber Manager). В JSM сходится информация о профиле абонента (тарифном плане, подключенных услугах и пр.), ресурсах сети (загруженность канала, приоритизации приложений и пр.), состоянии сессии абонента (использованной квоты и пр.). На основании этой и дополнительной информации (время суток, данные от внешних партнеров) по принятым в системе правилам формируются политики, которые передаются для исполнения DPI-платформе. Таким образом, обеспечивается дифференцирование управления трафиком для каждого абонента (или их групп).
Взаимодействуя с внешними системами оператора, JSM обрабатывает такие события, как изменение тарифного плана, сервисов (подключение/отключение), состояний (например, блокировка абонента) и т.п. Изменяемые параметры составляют профиль абонента, хранящийся в базе данных JSM. Там же хранится указание на время действия сервиса, например, «включить “Турбо-кнопку” с 19:00 до 24:00».
Рис. 1. Концептуальная схема системы управления трафиком
При взаимодействии с DPI-платформой JSM отслеживает авторизацию абонента, создание и завершение сессии, изменение ее параметров. «Сессия абонента» включает в себя имя пользователя, идентификацию абонентского устройства, сетевой адрес, другие параметры из RADIUS/DIAMETER-сообщения. Кроме всего прочего, JSM следит за использованием трафика абонентом и собирает соответствующую статистику. Из DPI в JSM могут передаваться счетчики всего абонентского трафика, Р2Р-трафика, трафика на определенные узлы и т.п.
Являясь по своей архитектуре компонентным решением, JSM легко наращивается функционально под задачи конкретного оператора, адаптируется к его конкретным системам (биллинг, личный кабинет, авторизации и пр.), масштабируется под его объемы.
Охота в разгаре
Как именно JSM позволяет одновременно поймать тех самых зайцев, о которых говорилось в начале статьи? Дав «зеленый свет» в первую очередь тем сервисам оператора, которые наиболее востребованы. И сделать это для тех абонентов, которые готовы платить за такое качество. Определенная группа абонентов начинает платить больше. Это раз. Не требуется значительного увеличения затрат. Это два. И три – соответствие качества услуги ожиданиям абонентов.
JSM открывает оператору простор в его тарифной политике, давая возможность пользователям набирать себе тарифные планы из нужных опций, подключать какие-то опции на время, дополнительно оплачивая их, ограничивать доступ к определенным ресурсам или, наоборот, заказывать себе высокие скорости для определенного контента. Например, есть группа абонентов, для которых интернет – это почтовый сервер, поисковик и одна-две социальные сети. Такой группе можно предложить особенно выгодный, дешевый тариф на интернет и возможность докупать доступ к другим сайтам. Или можно дать возможность абоненту покупать высокую скорость доступа за дополнительную плату только тогда, когда он собирается посмотреть потоковое видео в отличном качестве.
В приведенных примерах у абонента есть возможность пользоваться «плюшками» дорогих тарифных планов, подключая их только при необходимости. В многообразии сценариев управления трафиком можно выделить типовые группы:
- контроль трафика, сюда попадают ограничение полосы для конкретных сервисов и их приоритизация, различная тарификация сервисов, квоты тарифных планов;
- совместные планы – семейные или Multi-Device тарифные планы;
- самообслуживание абонентов – возможность набора опций тарифного плана и их настройка;
- предоставление абоненту непрерывного двунаправленного канала связи с оператором;
- сегментация и анализ поведения абонента;
- контекстная и таргетированная реклама;
- автоматическая авторизация в пределах Wi-Fi-сети;
- управление загрузкой базовых станций.
На деле
Как JSM ведет себя на практике? Мы внедрили систему активного управления трафиком абонентов на сети регионального мобильного оператора с более чем 600 тыс. пользователей. Предварительно проанализировали тарифные планы оператора и их различия (удельная стоимость мегабайта данных, наличие квотных ограничений операции после исчерпания квоты), особенности распределения абонентской базы по тарифным планам, наличие узких мест в сети, попадающих в перегруженное состояние. Была построена система активного управления трафиком абонентов в зависимости от их тарифного плана, состояния квоты и нагрузки в сети.
Профилирование пользователей на JSM было организовано на основании данных по типу абонентского устройства (small screen – телефон, large screen – USB-модем) и величине его ARPU.
Управление трафиком осуществлялось на уровне:
- приоритизации групп абонентов относительно друг друга в рамках общей полосы пропускания канала;
- приоритизации классов приложений для каждого абонента в отдельности в рамках выделенной ему на GGSN полосы;
- ограничения полосы пропускания для определенных приложений в зависимости от нагрузки в канале.
Когда нагрузка в каналах достигает пороговых значений, установленных для каждой группы абонентов и для разных классов приложений, – для каждого абонента вводятся ограничения по занимаемой полосе.
Рост месячной выручки в период применения решения – сценариев динамического управления абонентским трафиком – составил 14,66%.
Решение бизнес-задач подобного масштаба требует комплекса средств, причем каждое из них должно быть интегрировано не только внутри самого комплекса, но и с существующими системами оператора. Наша компания обладает в этом смысле широким спектром возможностей, имея в своем портфеле как ключевой продукт для такой операторской платформы, так и опыт внедрения и интеграции решений данного класса от различных поставщиков.